Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Попов Г.В.,
при секретаре Матвеевской А.И,
рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Ивановой Л.М. на решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 26 июня 2018 г, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении:
Безденежных В.В, "... ", сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не имеется,
установил:
постановлением от 11 мая 2018 г. N "... " старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Ивановой Л.М. Безденежных В.В. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Безденежных В.В. подал в суд жалобу на данное постановление, просил прекратить производство по делу, ссылаясь на недостаточность бюджетного финансирования учреждения, наличие оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 26 июня 2018 г. постановление от 11 мая 2018 г. N "... " старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл изменено в части вида наказания: административный штраф заменен на предупреждение.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, старший государственный инспектор Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Иванова Л.М. просит решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 26 июня 2018 г. отменить, ссылаясь на неправильное применение норм КоАП РФ. Как отмечается в жалобе, ФКУ ИК-4 УФСИН по Республике Марий Эл не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
На рассмотрение жалобы Безденежных В.В, извещенный судебной повесткой, не явился.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело по жалобе проверяется в полном объеме, судья вышестоящего суда не связан доводами жалобы.
Заслушав объяснения старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Ивановой Л.М, поддержавшей жалобу, исследовав материалы дела, материалы административного производства, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц;
В соответствии с а. 5 ч. 2 ст. 39 ВК РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Согласно п.п. 10, 11, 14 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объемы сброса сточных вод и (или( дренажных вод, их качества, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, состав и свойства сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод определяются отдельно на каждом выпуске их в водные объекты, а также в точках закачки в подземные горизонты, передачи сточных вод в систему канализации (формы 2.1 - 2.2 приложения к Порядку). Определение химического состава сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод (концентраций присутствующих в водах загрязняющих веществ) должно производиться с помощью средств измерений и (или) периодическим отбором проб и производством химических анализов сточных вод и (или) дренажных вод. Сведения, полученные в результате учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества (формы 3.1 - 3.3 приложения к Порядку), представляются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Решением от 5 июня 2017 г. о предоставлении водного объекта в пользование, выданным Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл ФКУ ИК-4 УФСИН по Республике Марий Эл на сброс сточных, в том числе дренажных вод в р. Куярка, предусмотрено ежеквартальное представление не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом отчета о выполнении условий использования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных, в том числе дренажных вод и их качества, а также качества поверхностных вод в местах сброса, выше и ниже мест сброса.
Как следует из обстоятельств и материалов дела и установлено должностным лицом административного органа и судьей суда первой инстанции, ФКУ ИК-4 УФСИН по Республике Марий Эл не соблюдаются правила использования водного объекта в целях сброса сточных вод, закрепленные в Решении от 5 июня 2017 г. о предоставлении водного объекта в пользование, в частности, не предоставлены клинико-химические анализы сточных вод.
Данные действия (бездействие) Безденежных В.В, являющегося должностным лицом, ответственным за соблюдение правил водопользования при сбросе учреждением сточных вод в водный объект (р. Куярка) - п. 3.6 должностной инструкции от 1 ноября 2017 г. - квалифицированы должностным лицом административного органа и судьей суда первой инстанции как не соответствующие вышеуказанным положениям водного законодательства и образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, согласно которой самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельства совершения Безденежных В.В. данного административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 27 апреля 2018 г. N "... ", письменными объяснениями Безденежных В.В, служебной запиской от 20 марта 2018 г, другими доказательствами по делу, признавались Безденежных В.В. при рассмотрении дела административным органом и судьей суда первой инстанции, который пояснил, что на вышеуказанные цели отсутствовало бюджетное финансирование.
При рассмотрении дела по жалобе Безденежных В.В. на постановление должностного лица судья руководствовался ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и изменил постановление в части назначения вида административного наказания: административный штраф заменен на предупреждение.
При этом не было принято во внимание, что ФКУ ИК-4 УФСИН по Республике Марий Эл, должностным лицом которого является Безденежных В.В, не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, для применения положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствовали правовые и фактические основания.
Также судом ошибочно указано в решении на невозможность применения в данном деле ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23 апреля 2018 г. N 103-ФЗ, вступившего в силу 4 мая 2018 г.), согласно которой в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Как предусмотрено п.п. 3-5 ст. 13 названного Закона, учреждения, исполняющие наказания, обязаны: обеспечивать привлечение осужденных к труду, условия для получения осужденными общего образования, а также их профессиональное обучение и получение ими профессионального образования; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Для выполнения данных обязанностей учреждениям, исполняющим наказания, согласно п.п. 15-19 ст. 14 названного Закона предоставлены следующие права: привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности; осуществлять предпринимательскую и иные виды деятельности для обеспечения жизнедеятельности учреждений, исполняющих наказания, и привлечения осужденных к труду; участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм, а также участвовать на правах учредителя в управлении ими в интересах развития своей социальной сферы, привлечения осужденных к труду; владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними имуществом в пределах установленной компетенции; принимать во владение и пользование от учреждений, организаций и предприятий любых организационно-правовых форм, а также граждан материально-технические ресурсы, финансовые средства и имущество.
Совокупность вышеуказанных прав и обязанностей направлена на достижение основных задач учреждений, исполняющих наказания. Для реализации полномочий учреждения, в частности, принято решение о предоставлении водного объекта в пользование - на сброс сточных, в том числе дренажных вод в р. Куярка.
Как следует из писем ФКУ ИК-4 УФСИН по Республике Марий Эл, подготовленных, в том числе Безденежных В.В. и адресованных УФСИН по Республике Марий Эл от 24 апреля 2018 г. N "... ", от 30 ноября 2017 г. N "... ", от 15 сентября 2017 г. N "... ", от 7 июля 2017 г. N "... ", учреждением ставился вопрос о выделении дополнительных денежных средств для проведения лабораторных исследований в местах расположения фонового и контрольного створов гидрохимических наблюдений за состоянием водного объекта (р. Куярка).
В материалах дела имеется также переписка между УФСИН по Республике Марий Эл и ФСИН России по вопросу выделения дополнительных финансовых средств на проведение природоохранных мероприятий, в том числе на проведение анализа сточных вод для ФКУ ИК-4 УФСИН по Республике Марий Эл (письма от 28 июня 2017 г. N "... ", от 1 ноября 2017 г. N "... ", от 15 марта 2018 г. N "... ").
Следует отметить, что прежняя редакция ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, действовавшая на момент выявления административного правонарушения, не предусматривала возможность освобождения от административной ответственности должностных лиц государственных учреждений, совершивших административные правонарушения вследствие не выделения бюджетных ассигнований на выполнение уставных задач.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
С учетом изложенного постановление должностного лица административного органа, решение судьи суда первой инстанции подлежат отмене, производство по делу подлежит прекращению по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ. Тем самым ухудшения положения Безденежных В.В. применительно к решению судьи суда первой инстанции не будет допущено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 26 июня 2018 г, постановление от 11 мая 2018 г. N 29 старшего государственного инспектора Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Ивановой Л.М. отменить.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении Безденежных В.В. по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Г.В. Попов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.