Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Минаева Е.В.
судей Калединой Е.Г. и Дубинина А.И.
при секретаре Богдановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2018 года
гражданское дело по апелляционной жалобы истца Любченко С.Н.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 15 мая 2018 года по исковому заявлению Любченко С.Н. к ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России, ОАО "Чрезвычайная страховая компания", ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" (третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ФКУЗ Медико-санитарная часть МВД России по Ставропольскому краю, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю) о признании действий незаконными, о признании действий по процедуре медицинского освидетельствования незаконными, о признании права на установление инвалидности с другой даты, об обязании изменить дату увольнения, о признании факта заболевания страховым случаем, о восстановлении срока на получение страховых выплат, о взыскании страховой суммы,
заслушав доклад судьи Калединой Е.Г,
УСТАНОВИЛА:
Любченко С.Н. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России, ОАО "Чрезвычайная страховая компания", ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" о признании действий ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России по затягиванию установления инвалидности Любченко С.Н.; о признании действий ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России по процедуре медицинского освидетельствования Любченко С.Н. и выдаче ему заключения военно-врачебной комиссии для установления инвалидности с нарушением установленного порядка и сроков - незаконными; о признании права Любченко С.Н. на установление 1 группы инвалидности с 7 апреля 2017 года; об обязании ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" изменить дату установления инвалидности Любченко С.Н. с 20 мая 2017 года на 7 апреля 2017 года; о признании факта заболевания Любченко С.Н, полученного в период военной службы, страховым случаем; о восстановлении Любченко С.Н. срока на получение страховых выплат; о взыскании с ОАО "Чрезвычайная страховая компания" в пользу Любченко С.Н. страховую сумму в размере 1500 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что Любченко С.Н, 12.02.1973 г..р, проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности младшего инспектора 1 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю с 26.12.2005 года. Приказом N 102 лс от 22.04.2016 года, был уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) части 1, статьи 58, Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Непосредственно перед увольнением со службы, он был направлен на освидетельствование в филиал "Военно-врачебной комиссии" ФКУЗ МЧС-26 ФСИН России. По результатам освидетельствования, военно-врачебная комиссия не выявила у него заболеваний, полученных в период военной службы, и по заключению ВВК состояние его здоровья относилось к категории годности к военной службе: "А" - годен к военной службе. Однако после увольнения состояние здоровья истца стало резко ухудшаться, он был вынужден пройти обследования в лечебных учреждениях г..Ставрополя, по итогам которых, спустя несколько месяцев, был установлен диагноз: рак сигмовидной кишки, параколярный абсцесс. По мнению лечащих врачей, болезнь развивалась длительное время и имела запущенную форму. Впоследствии это обстоятельство было подтверждено актом исследования N 33 от 26.01.2017 года, ГБУЗ "Краевое Бюро судебно-медицинской экспертизы", в котором в частности указывалось, что опухолевый процесс в сигмовидной кишке, у истца начался 08 месяцев назад, т.е. начало развития заболевания произошло в период прохождения им службы, до увольнения в апреле 2016 года. 16.11.2016 года Любченко С.Н. был госпитализирован в хирургическое отделение ГБУЗ СК "ГКБ N 2" города Ставрополя, где 21.11.2016 года была выполнена операция. Однако послеоперационное лечение, как и сама операция результатов не дали, удалить опухоль не представлялось возможным.
Согласно заключительного клинического диагноза, указанного в выписном эпикризе от 23.12.2016 г, ГБУЗ СК "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер", рекомендуем направить пациента на освидетельствование в Бюро МСЭ по месту жительства. Сразу после выписки из больницы, в декабре 2016 года, истец собрал имеющиеся у него медицинские документы и представил их врачу ФКУЗ Медико-Санитарной части МВД России по Ставропольскому краю, Серёдкиной Е.Н, на приёме 26.12.2016 года. Тогда же, на приёме, он написал заявление о проведении медико-социальной экспертизы в бюро медико-социальной экспертизы. Однако, врач Серёдкина Е.Н. предупредила его, что число на заявлении ставить не надо, поскольку ей известно, что медицинские документы сначала будут направлены в г..Москву для утверждения диагноза и только когда они вернутся обратно Любченко С.Н. вызовут на экспертизу. В апреле 2017 года на основании акта исследования ГБУЗ "Краевое Бюро судебно-медицинской экспертизы" N 33 от 26.01.2017 года, было назначено и проведено повторное освидетельствование в отношении истца филиалом "Военно-врачебной комиссии" ФКУЗ МЧС-26 ФСИН России. Согласно заключения N 214 от 07.04.2017 года военно-врачебная комиссия установиладиагноз: "Рак сигмовидной кишки". Заболевание получено в период военной службы. После проведения указанного освидетельствования ФКУЗ МЧС-26 ФСИН России направила все документы в Центр Военно-врачебной Экспертизы Федеральной Службы Исполнения Наказания расположенный в городе Москва. Однако, согласно действующего законодательства, для установления инвалидности в МСЭ, никакого подтверждения заключения ВВК не требуется. Почему документы не были направлены в МСЭ для установления инвалидности, истцу никто не пояснил, как и то обстоятельство, что годичный срок в течении которого выплачивается страховая сумма, подходит к концу. 20.04.2017 года, протоколом заседания ЦВВК ФКУЗ ЦВВЭ ФСИН России было утверждено заключение ВВК от 07.04.2017 года.
Только в мае 2017 года, медицинские документы прибыли из г..Москвы в г..Ставрополь и истцу сообщили об этом событии. 15.05.2017 года, истца проинформировали, что все необходимые документы направлены в бюро медико-социальной экспертизы, для установления инвалидности. Позже стало известно, что на заявлении истца о проведении МСЭ, которое он написал в декабре 2016 года, была проставлена дата 15.05.2017 года. Однако ему неизвестно, кто проставил дату "15.05.2017г." на заявлении о проведении медико-социальной экспертизы в бюро медико-социальной экспертизы. 30.05.2017 года ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" Минтруда России медико-социальной экспертизы N 4, мне была установлена 1 (первая) группа инвалидности. Основанием установления инвалидности, послужило заключение N 214 от 07.04.2017 года, филиала "Военно-врачебной комиссии" ФКУЗ МЧС-26 ФСИН России, которое определило, что заболевание "Рак сигмовидной кишки" получено в период военной службы. Очевидно, что установленный законом годичный срок для установления инвалидности, был пропущен не по вине истца, а из-за незаконных действий должностных лиц ФКУЗ МЧС-26 ФСИН России, поэтому он обратился в страховую компанию ОАО "Чрезвычайная страховая компания" для получения страховых выплат. Однако страховая компания ОАО "Чрезвычайная страховая компания" официальным письмом от 28.06.2017 г, на его обращение о выплате страховых сумм, ответила отказом, мотивируя своё решение тем, что инвалидность была установлена спустя один год и один месяц после увольнения со службы. Полагает, что при таких обстоятельствах решение страховой компании нарушает его права на получение страховых выплат, поскольку установление инвалидности по истечению одного года со дня увольнения произошло по независящим от истца причинам.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 15 мая 2018 года исковые требования Любченко С.Н. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Любченко С.Н. просит решение суда отменить, указав, что суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют, изложенным в решении обстоятельствам, не учтены доводы иска и им не дана надлежащая правовая оценка. На момент увольнения истец являлся ограниченно годным к военной службе. На момент увольнения имелось два основания его увольнения из уголовно-исполнительной системы: по ст. 58 п. "в" Положения о службе в органах внутренних дел (по выслуге) и по ст. 58 п. "з" Положения (по болезни). Не соответствие приказа об увольнении от 22.04.2016 г. нормам действующего законодательства произошло из-за незаконных действий военно-врачебной комиссии. Необходимые для установления инвалидности документы он направил в ВВК своевременно, однако, из-за ошибки заключения ФКУЗ МЧС-26 ФСИН России направленного в адрес Центральной ВВК ФКУЗ "Центр военно-врачебной экспертизы" г. Москвы необходимые документы поступили только 03.05.2017 г. Причиной недостатков в заключении ВВК явилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, что привело к пропуску установленного законом годичного срока для установления инвалидности, а следовательно, получения страховых выплат.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФКЗУ МСЧ-26 ФСИН России по доверенности Захарова О.А. просит решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что судом правильно определены все обстоятельства по делу и правильно применен закон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу, выслушав представителей ответчиков по доверенности Моисееву Л.Ю, Борисова И.В, Захарову О.А, Григорьева С.В, просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
Отказав в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции сослался на то, что в действиях ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России не установлено фактов по затягиванию установления инвалидности истцу, а также незаконных действий по процедуре медицинского освидетельствования и выдаче истцу заключения ВВК для установления инвалидности с нарушением установленного порядка и сроков. Требование иска об изменении даты установления инвалидности противоречит нормам действующего законодательства РФ. Установление застрахованному лицу инвалидности после истечения одного года после увольнения со службы, в силу ст. 4 Федерального закона N52-ФЗ и условий Государственного контракта, не является страховым случаем по обязательному государственному страхованию.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Любченко С.Н. проходил службу в уголовно-исполнительной системе в должности младшего инспектора 1 категории дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю с 26.12.2005 года.
Приказом N 102 лс от 22.04.2016 года, был уволен из уголовно-исполнительной системы по пункту "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) части 1, статьи 58, Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации( л.д.10).
Перед увольнением по направлению ФКУ СИЗО-1 N 27 от 11.03.2016 истец был направлен на освидетельствование в филиал "Военно-врачебная комиссия" ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России для определения годности к службе в связи с увольнением из органов УИС, дающего право на пенсию.
За время прохождения службы Любченко С.Н. наблюдался в поликлинике госпиталя ФКУЗ "МСЧ МВД России по СК" с диагнозом: "вегетативная дисфункция по гипертоническому типу. Остеохондроз поясничного отдела позвоночника" (выписка из карты амбулаторного больного от 13.03.2016 б/н). В Бешпагирскую участковую больницу за последние пять лет не обращался, на диспансерном учете у участкового терапевта не состоит (выписка из медкарты амбулаторного больного от 17.03.2016 б/н). Временной нетрудоспособности в 2015-2016 годах не имел.
Согласно справке N 172 Любченко С.Н. освидетельствовал филиалом ВВК ФКУЗ МСЧ-26 ФСИН России 1 апреля 2016 года, установлен диагноз и заключение ВВК о причине увечья, заболевания: "Дегенеративно-дистрофическое заболевание позвоночника: ограниченный межпозвонковый остеохондроз без нарушения функций. Нейроциркуляторная астения по гипертоническому типу с умеренно выраженными вегето-сосудистыми нарушениями. Алиментарное ожирение первой степени". Заболевание получено в период военной службы. На основании статей 66-д, 47-б, 13-е графы III Расписания болезней и ТДТ (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013г. N565 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2014г. N1005 (в редакции от 19.05.2015г.); приложение 1 к Инструкции, утвержденной Приказом Минюста России от "26" августа 2003 г. N 206) Любченко С.Н. был признан "А" - годен к военной службе( л.д. 12).
Показаний для направления освидетельствуемого на углубленное медицинского обследование по онконастороженности в ходе проведения медицинского освидетельствования установлено не было.
В патогистологическом заключение N281952 от 23.11.2016 года, спустя почти семь месяцев после его увольнения со службы - с 25.04.2016, во время нахождения в хирургическом отделении ГБУЗ СК ГКБ N2 г. Ставрополя истцу был впервые выставлен диагноз - рак сигмовидной кишки.
Порядок проведения медико-социальной экспертизы регламентирован в Постановлении Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Гражданину, признанному инвалидом, согласно пункту 36 Постановления N 95 выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.
01.06 - 08.06.2017 г. на основании заявления Любченко С.Н. была впервые проведена медико-социальная экспертиза в бюро N 4.
07.06.2017 г. Любченко С.Н. была проведена очная реабилитационно-экспертная диагностика специалистами экспертного состава N3 Главного бюро, перед проведением которой он был ознакомлен порядком и условиями проведения медико-социальной экспертизы, целями и задачами РЭД в соответствии с Правилами, что подтверждается подписью Любченко С.Н. в листе информирования гражданина к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы N425.103.Э.26/2017. Он был признан инвалидом первой группы, с причиной инвалидности "заболевание получено в период прохождения военной службы". Инвалидность установлена с 30.05.2017года до 01.06.2019 года.
Согласно п. 42 Правил гражданин может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение (п. 43 Правил).
Судом установлено, что истец в установленном законом порядке установление инвалидности в 2017 не обжаловал, сведений о том, что истец ранее обращался в ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" с заявлением об установлении ему инвалидности, но данное заявление не было рассмотрено в установленном законом порядке, суду не представлено.
Согласно статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно -исполнительной системы" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), жизнь и здоровье сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, подлежат обязательному государственному страхованию.
Согласно ст. 4 приведенного Федерального закона, страховым случаем является установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения службы либо до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Любченко С.Н. был застрахован в ОАО "ЧСК" на основании Государственного контракта N 2юр/17 на оказание услуг по обязательному государственному страхованию, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" от 06.02.2017, заключенного между ОАО "ЧСК" и ФСИН России на основании Федерального закона N 52-ФЗ.
Пунктом 4 Государственного контракта установлено, что он вступает в силу с момента его заключения (подписания) сторонами, и действует по 31 декабря 2017 года включительно.
В силу ст. 4 Федерального закона N 52-ФЗ и подп. "г" п. 9 р. V Государственного контракта страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования является, в частности: установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения службы (подп. "г" п. 9 р. V Государственного контракта).
Любченко С.Н. проходил службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ставропольскому краю и был уволен со службы 25.04.2016 по пункту "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) части 1, статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. 30.05.2017 Бюро МСЭ - филиалом N 4 ФКУ "ГБ МСЭ по Ставропольскому краю" Минтруда России Любченко С.Н. была установлена I (первая) группа инвалидности. Причина инвалидности - "заболевание получено в период военной службы".
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что установление истцу инвалидности через 1 год и 1 месяц после его увольнения со службы, не является страховым случаем по обязательному государственному страхованию и не влечет за собой обязанность Страховщика по выплате страховой суммы, в соответствии с нормами Федерального закона N 52-ФЗ и условиями Государственного контракта.
Поскольку обстоятельства по делу судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется. Доводы жалобы основаны на неправильном толковании закона, аналогичны позиции истца в суде первой инстанции, указанным доводам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 15 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Любченко С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.