Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Мирошниченко Д. С,
судей Турлаева В. Н, Безгиновой Л. А,
при секретаре судебного заседания Костине Э. А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, поданной руководителем Долбышенко С. В,
на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 28 мая 2018 года
по исковому заявлению Семеновой Т. С. к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,
заслушав доклад судьи Турлаева В. Н,
установила:
Семенова Т. С. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании права собственности на земельный участок площадью 558 кв. м. с кадастровым номером.., расположенный по адресу: г. Ставрополь, ДНТСН "Комплекс-2", N...
Свои требования истец мотивировала тем, что на основании решения межведомственной комиссии при администрации Октябрьского района г..Ставрополя от 08.12.2000 является членом ДНТСН "Комплекс-2", где ей принадлежит земельный участок площадью 558 кв. м. с кадастровым номером.., расположенный по адресу: г..Ставрополь, ДНТСН "Комплекс-2", N.., что подтверждается справкой ДНТСН "Комплекс-2" от 19.02.2018, своевременно и в полном объеме оплачивает членские взносы, задолженности не имеет. 14.03.2013 спорный земельный участок площадью 558 кв. м. с кадастровым номером... из категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием "для коллективного садоводства", расположенный по адресу: г..Ставрополь, ДНТ "Комплекс-2", N.., поставлен на кадастровый учет. 18.12.2017 она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Предоставление в собственность земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства" в отношении спорного земельного участка. 15.01.2018 письмом N... в предоставлении указанной муниципальной услуги ей было отказано со ссылкой на наличие сведений в архивном фонде Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г..Ставрополя о том, что постановлением главы г..Ставрополя от 29.11.2000 N... "Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района" принято решение об изъятии испрашиваемого земельного участка, ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию Октябрьского района г..Ставрополя для перераспределения, в связи с чем, собрание членов ДНТ "Комплекс-2" не вправе распоряжаться спорным земельным участком, а также со ссылкой на то, что согласно сведениям информационной системы площадь ДНТСН "Комплекс-2" превышает указанную в правоустанавливающих документах более чем на 10 %.
Считает такой отказ незаконным, поскольку она открыто пользуется спорным земельным участком, который входит в территорию ДНТСН "Комплекс-2", является членом ДНТСН "Комплекс-2", оплачивает членские взносы. Поскольку постановление главы г..Ставрополя N... "Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района" издано 29.11.2000, то к правоотношения, возникшим в связи с его изданием, положения Земельного кодекса РФ не применимы. До 30.10.2001 применялись положения Земельного кодекса РСФСР, которые не предусматривали порядок изъятия земельного участка и аннулирования документа о праве собственности на него. Администрация г..Ставрополя, как орган местного самоуправления, была вправе в период с 1998 года по 2003 год осуществить действия в порядке ст. ст. 225, 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую вещь, от права собственности на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь), однако соответствующий заявлений в уполномоченный орган подано не было, равно как и не осуществлялась государственная регистрация прекращения права собственности на спорный земельный участок, в связи с отказом собственника от него. Соответственно, право муниципальной собственности на спорный земельный участок не возникло. Полагает, что в соответствии с положениями ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" она приобрела право на предоставление ей в собственность спорного земельного участка.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 28 мая 2018 года исковые требования Семеновой Т. С. удовлетворены, за ней признано право собственности на земельный участок площадью 558 кв. м. с кадастровым номером.., расположенный по адресу: г. Ставрополь, ДНТСН "Комплекс-2", N...
В апелляционной жалобе руководитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г..Ставрополя Долбышенко С. В. просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного иска, ссылаясь на то, что постановлением главы г..Ставрополя от 29.11.2000 N... "Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района" принято решение об изъятии испрашиваемого земельного участка, ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию Октябрьского района г..Ставрополя для перераспределения, в связи с чем, собрание членов ДНТ "Комплекс-2" не вправе распоряжаться спорным земельным участком. Указал также, что представленная копия решения межведомственной комиссии при администрации Октябрьского района г..Ставрополя от 08.12.2000 не является доказательством предоставления Семеновой Т. С. спорного земельного участка, поскольку надлежащим образом не заверена. Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, что предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которому обеспечение граждан указанными участками является обязанностью органов местного самоуправления. Общее собрание членов товарищества полномочиями по предоставлению земельных участков, даже входящих в территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, не наделено, а органом местного самоуправления спорный земельный участок истцу не предоставлялся.
Считает, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции в нарушение ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей принцип разделения властей, подменил собой орган местного самоуправления и вмешался в его компетенцию по принятию решения о предоставлении в собственность бесплатно земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Семеновой Т. С. - Таралова И. В. считает приведенные в ней доводы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, просит постановленное по делу решение суда первой инстанции оставить без изменений, как законное и обоснованное.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав представителя истца Семеновой Т. С. - Таралову И. В, возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для его отмены не имеется.
Статьей 18 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Ч. 1 ст. 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", вступившего в силу 23.04.1998, обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
На основании решения главы администрации г. Ставрополя N... от 07.10.1992 садоводческому товариществу "Комплекс-2" в коллективно-долевую собственность был предоставлен земельный участок площадью 15 га для коллективного садоводства, что подтверждается свидетельством о праве собственности на землю N.., выданным Комитетом по земельной реформе администрации г. Ставрополя (л. д. 41).
Постановлением главы г. Ставрополя N... от 29.11.2000 "Об изъятии земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района" аннулировано ранее выданное Ч. свидетельство N... о праве собственности на земельный участок N... площадью 560 кв. м. в садоводческом товариществе "Комплекс-2", указанный земельный участок изъят и передан в администрацию Октябрьского района г. Ставрополя для перераспределения (л. д. 51-53).
14.12.2000 администрацией Октябрьского района г. Ставрополя в адрес председателя садоводческого товарищества "Комплекс-2" направлено уведомление об отсутствии возражений на оформление освободившегося участка N... в пользу Семеновой Т. С. (л. д. 49).
На основании решения межведомственной комиссии при администрации Октябрьского района г. Ставрополя от 08.12.2000 Семенова Т. С. является членом садоводческого товарищества "Комплекс-2", ей выдана членская книжка садовода, где указан земельный участок N... площадью 560 кв. м. и где содержатся записи об оплате целевых и членских взносов за период с 2000 года по 20.01.2018.
Согласно выписке из протокола собрания членов ДНТ "Комплекс-2" N 2 от 17.09.2011 спорный земельный участок N... площадью 558 кв. м, входящий в состав земельного массива площадью 15 га, находящегося в коллективно-долевой собственности ДНТ "Комплекс-2", выделен в собственность Семеновой Т. С.
В справке ДНТСН "Комплекс-2" от 13.02.2018 указано, что спорный земельный участок N 194 находится в фактическом пользовании Семеновой Т. С, являющейся членом ДНТСН "Комплекс-2" и не имеющей задолженности по оплате членских взносов.
Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ставрополя, Управлением главного архитектора департамента строительства г. Ставрополя, администрацией Октябрьского района г. Ставрополя и городским Советом садоводов согласована схема расположения улиц в садоводческом товариществе "Комплекс-2" и Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя и Управлением архитектуры г. Ставрополя утверждена схема организации и застройки территории ДНТ "Комплекс-2", в частности, расположения спорного земельного участка N...
В соответствии с кадастровыми выписками о земельном участке N... от 20.02.2018 и N... от 07.05.2018 на земельный участок с кадастровым номером... площадью 558 кв. м, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ДНТ "Комплекс-2", N.., сведения о регистрации прав отсутствуют, дата присвоения кадастрового номера 14.03.2013, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - для коллективного садоводства.
Также из материалов дела усматривается, что данных о правообладателе испрашиваемого земельного участка N... в ДНТСН "Комплекс-2" в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю не имеется, сведения о выдаче свидетельства о праве собственности на указанный земельный участок отсутствуют.
Сведений о правопритязаниях на этот земельный участок со стороны иных лиц, нежели истец Семенова Т. С, у суда не имеется.
Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя от 15.01.2018 N... Семеновой Т. С. отказано в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление в собственность бесплатно земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства" в отношении земельного участка с кадастровым номером.., расположенного по адресу: г. Ставрополь, ДНТСН "Комплекс-2", участок N...
Данный отказ мотивирован изъятием испрашиваемого земельного участка, ранее предоставленного в собственность иному лицу и переданного в администрацию Октябрьского района г. Ставрополя для перераспределения постановлением главы г. Ставрополя от 29.11.2000 N... ; отсутствием у собрания ДНТСН "Комплекс-2" права на распоряжение спорным земельным участком; наличием сведений информационной системы о том, что площадь ДНТСН "Комплекс-2"превышает указанную в правоустанавливающих документах более чем на 10 %.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", пришел к выводу, что обжалуемый отказ от 15.01.2018 N 08/16-174с в предоставлении муниципальной услуги не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права Семеновой Т. С.
Судебная коллегия считает данный вывод суда первой инстанции правильным, поскольку он основан на верном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения, а также на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и представленных доказательств.
Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
П. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на день возникновения спорных правоотношений регулировались ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", положениями которой предусматривалось следующее:
- предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п. 1);
- граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется (п. 3);
- в случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было создано (организовано) некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в некоммерческом объединении документом. Предоставление в собственность земельного участка осуществляется исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления, обладающим правом предоставления земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином (п. 4).
При этом судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда РФ N 19-КГ16-35 от 22.11.2016, согласно которой норма закона (п. 4 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не ставила передачу членам садоводческого товарищества "Комплекс-2" земельных участков в собственность бесплатно в зависимость от основания предоставления земельного участка некоммерческому объединению (на праве аренды или на праве постоянного (бессрочного) пользования). Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность в силу приведенной нормы закона необходимо наличие трех обстоятельств:
- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", то есть до 23.04.1998;
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях (пункт 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014).
В рассматриваемом случае, как указано выше, наличие таких обстоятельств по настоящему делу установлено судом первой инстанции и проверено судом апелляционной инстанции.
Судебная коллегия также учитывает, что в настоящее время в силу п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, вступившими в силу с 01.03.2015), до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
На основании п. 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном п. 2.7 ст. 3 настоящего закона, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Таким образом, действующее до 01.03.2015 и с 01.03.2015 законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях.
Руководствуясь приведенными выше положениями закона, а также учитывая, что испрашиваемый земельный участок N... входит в общую площадь земельного участка ДНТСН "Комплекс-2", в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним и в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствуют сведения о праве муниципального образования г.Ставрополя на какой-либо земельный участок в ДНТСН "Комплекс-2", Семенова Т. С. является членом товарищества и решением собрания членов садоводческого товарищества ДНТ "Комплекс-2" от 17.09.2011 с учетом уведомления администрации Октябрьского района г. Ставрополя в адрес председателя садоводческого товарищества "Комплекс-2" от 14.12.2000 об отсутствии возражений на оформление освободившегося участка N... в пользу Семеновой Т. С. выделен указанный земельный участок, входящий в общую площадь массива, переданного садоводческому товариществу "Комплекс-2" в установленном законом порядке, что спорный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении него не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, что доказательств нахождения спорного земельного участка в муниципальной собственности в материалах дела не имеется, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Семеновой Т. С. правомерно решением общего собрания ДНТ "Комплекс-2" от 17.09.2011 выделен спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, препятствующих признанию за истцом права собственности на занимаемый им земельный участок, отметив при этом, что право собственности на закрепленный за Семеновой Т. С. земельный участок возникло у последней в момент принятия ее в члены товарищества и закрепления за ней испрашиваемого земельного участка, поэтому иного способа защиты права истца, кроме как признания ее права судом, не имеется.
Надлежащих доказательств добровольного отказа истца от спорного земельного участка, изъятия его из оборота и прекращения права собственности, материалы дела не содержат, и ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При этом судебная коллегия отмечает, что п. 18 Административного регламента администрации г. Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Предоставление в собственность бесплатно земельных участков гражданам на землях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства", утвержденного Постановлением администрации г. Ставрополя от 27.07.2015 N.., установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении названной муниципальной услуги, среди которых:
1) документы, указанные в п. 14 Административного регламента, не представлены либо представлены не в полном объеме;
2) наличие сведений в архивном фонде Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Ставрополя о выдаче свидетельства на испрашиваемый земельный участок либо об изъятии и перераспределении земельного участка иному лицу в садоводческих товариществах;
3) установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В целях получения муниципальной услуги заявителем в Комитет, Центр подается заявление о предоставлении муниципальной услуги, заполненное по форме, приведенной в приложении 3 к Административному регламенту, с приложением следующих документов:
- подлинник и копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;
- подлинник и копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в указанном объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа;
- подлинник и копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию некоммерческого объединения, в случае, если: ранее ни один из членов некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность; право на земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (п. 14 Административного регламента).
В рассматриваемом случае все предусмотренные названным Административным регламентом и ч. 4 ст. 28 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" документы Семеновой Т. С. были предоставлены в комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя.
Приведенный в апелляционной жалобе довод о распределении спорного земельного участка истцу неуполномоченным органом, в нарушение норм Земельного кодекса РФ, судебная коллегия отклоняет, поскольку он противоречит вышеприведенным положениям абз. 1 п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым до 31.12.2020 члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует оговоренным в этой правовой норме условиям: одним из которых является наличие решения общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельного участка члену указанного объединения. При этом п. 2.8 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" действительно предусмотрено, что в случае, предусмотренном п. 2.7 ст. 3 данного закона, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя.
Однако, истцу было неправомерно отказано Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя в оказании муниципальной услуги по предоставлению в собственность спорного земельного участка, в связи с чем истцом и был избран предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса РФ единственно возможный способ защиты своих прав путем обращения в суд с требованиями о признании права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Семеновой Т. С, поскольку они основаны на совокупности исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств, оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ. Доводы апелляционной жалобы ответчика их не опровергают и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 28 мая 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.