Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фомина М.В,
судей Брянского В.Ю, Болотовой Л.А,
при секретаре Пика А.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Ессентуки в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ессентуки, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании мест захоронения, возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав выступления участника процесса, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Ессентуки обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ессентуки о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании мест захоронения, возложении обязанностей.
В обоснование административного иска указано, что в октябре 2017 года с участием специалиста территориального органа Роспотребнадзора прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о содержании мест захоронения на территории кладбища в районе аэродрома. (Суворовское шоссе), по результатам которой в деятельности администрации города Ессентуки выявлены следующие нарушения: участок, отведенный под кладбище, имеет уклон в сторону населенного пункта города Ессентуки; устройство кладбища осуществляется без утвержденного в установленном порядке проекта, в котором необходимо было предусмотреть наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обвалку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планирование решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающие по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную административно- хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); не предусмотрена самостоятельная система водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд; не оборудовано шахтными колодцами для полива, не построены и не оборудованы общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил; не оборудовано стоянками автокатафалков и автотранспорта, урнами для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездом к ним; площадки для мусоросборников не ограждены и не имеют твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование); санитарно-защитная зона кладбища не организована, не спланирована, не благоустроена и не озеленена, не имеет транспортных и инженерных коридоров.
Вышеперечисленные обстоятельства являются нарушением требований пункта 2.4, 2.7, 2.9, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержании кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что выделяемые бюджетные средства, реализуемые в рамках муниципального задания, на санитарную очистку кладбищ расходуются неэффективно и являются недостаточными.
13 октября 2017 года в адрес главы города вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
01 декабря 2017 года за исх. N 02/4665 в прокуратуру города поступил ответ на вынесенное представление, из которого следует, что постановлением администрации города от 07 мая 1997 года N 347 кладбище в районе аэродрома (Суворовское шоссе) является закрытым и в настоящее время не функционирует. Кроме того, применение при регулировании спорных правоотношений СанПиН 2.1.2882-11 невозможно, поскольку кладбище устроено ранее вступления в законную силу вышеназванных СанПиН. Санитарная защитная зона кладбища не организована, не спланирована и не озеленена в связи с дефицитом бюджетных средств.
Вместе с тем, содержание кладбища в районе аэродрома (Суворовское шоссе) администрация города Ессентуки осуществляет и в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться указанными СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.
Содержание и благоустройство мест захоронений является неотъемлемым элементом благоустройства территории муниципального образования, поскольку ритуально-похоронное дело является одной из наиболее социально значимых отраслей в сфере услуг и охватывает практически все население.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие администрации города Ессентуки, выраженное в ненадлежащем содержании мест захоронения - кладбища в районе аэродроме Суворовское шоссе);
возложить на администрацию города Ессентуки Ставропольского края обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести комплекс работ по надлежащему содержанию кладбища в районе аэродрома (Суворовское шоссе) в соответствие с требованиями СанПин 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий сооружений похоронного назначения", а именно: по устранению уклона участка, отведенного под кладбище, в сторону населенного пункта города Ессентуки; утвердить в установленном порядке проект устройства кладбища в районе аэродрома (Суворовское шоссе), в котором необходимо было предусмотреть: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обвалку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок планирование решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающие по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную ритуальную административно- хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); организовать самостоятельную систему водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд; оборудовать шахтными колодцами для полива, построить и оборудовать общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил; оборудовать стоянками автокатафалков и автотранспорта урнами для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездом к ним; организовать ограждение площадки для мусоросборников на твердом покрытии (асфальтирование, бетонирование); организовать санитарно-защитную зону кладбища, спланировать благоустроить и озеленить, организовать транспортные и инженерные коридоры.
Определением суда от 20 апреля 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки.
Решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 мая 2018 года административное исковое заявление удовлетворено частично.
Признано незаконным бездействие Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрации города Ессентуки по ненадлежащему содержанию городского кладбища, расположенного в районе аэродрома города Ессентуки. (Суворовское шоссе);
на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрацию города Ессентуки возложена обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на территории городского кладбища, расположенного в районе аэродрома города Ессентуки (Суворовское шоссе) провести работы по организации наличия водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; системы дренажа; обвалки территории; предусмотреть характер и площадь зеленых насаждений; по оборудованию шахтными колодцами для полива; ограждению площадки для мусоросборников на твердом покрытии (асфальтирование, бетонирование) с подъездом к ним; работы по планированию санитарно-защитной зоны, благоустройству и озеленению территории;
отказано в удовлетворении требований прокурора города Ессентуки о возложении обязанностей на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрацию города Ессентуки и администрацию города Ессентуки по утверждению проекта устройства кладбища, устранению уклона участка, отведенного под кладбище, в сторону населенного пункта города Ессентуки; организации подъездных путей и автостоянки по планированию решения зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающие по типу захоронений; по разделению территории кладбища на функциональные зоны (входную ритуальную административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); по организации самостоятельной системы водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд; по строительству и оборудованию общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил; по оборудованию стоянками автокатафалков и автотранспорта, урнами для сбора мусора; по организации транспортных и инженерных коридоров.
Не согласившись с решением суда, представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки Баламута В.А. подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части возложения на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрацию города Ессентуки обязанности по проведению работ по организации наличия водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; системы дренажа; обвалки территории; предусмотреть характер и площадь зеленых насаждений; по оборудованию шахтными колодцами для полива; по планированию санитарно-защитной зоны, благоустройству и озеленению территории, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований в указанной части.
Указывает, что в материалы дела не представлено положительное заключение экологической и санитарно - гигиенической экспертизы, являющееся доказательством, без которого невозможно проводить реконструкцию кладбища.
Считает, что суд, удовлетворяя требования о возложении обязанности по проведению работ по организации наличия водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа, системы дренажа, обвалки территории, предусмотреть характер и площадь зеленых насаждений, вышел за рамки заявленных административным истцом требований, в связи с чем, решение в указанной части подлежит отмене. В данной части прокурором заявлено требование о возложении обязанности по утверждению в установленном порядке проекта устройства кладбища в районе аэродрома (Суворовское шоссе), в обоснование необходимости которого прокурор ссылается на пункт 2.7 СанПин 2.1.2882-11. При этом, требования о возложении обязанности по проведению работ по организации наличия водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа, системы дренажа, обвалки территории, предусмотреть характер и площадь зеленых насаждений в административном иске отсутствовали.
Обязанность возведения капитального сооружения - шахтного колодца не предусмотрена ни одним действующим СанПиН или законом. При этом, со стороны администрации города Ессентуки на кладбище в районе аэродрома организована система водоснабжения путем установки емкостных сооружений с водой, завоз воды осуществляется по мере необходимости. Кроме того, в связи с тем, что кладбище полностью занято захоронениями, места для устройства таких колодцев отсутствуют, а административным истцом не представлено положительного заключения экологической и санитарно - гигиенической экспертизы о возможности размещения такого колодца в сложившихся условиях.
Указывает, что разработка проекта сокращения санитарно - защитной зоны для закрытых объектов законом не предусмотрена.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представители администрации города Ессентуки, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным, а присутствующие лица не возражали против рассмотрения дела в отсутствие надлежащим образом извещенных и не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкину И.В, полагавшую решение подлежащим отмене в части, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
На основании части 2 статьи 18 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в т.ч. воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности, (п.п. 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11)
Согласно пункту 1.1 СанПиН 2.1.2882-11 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы распространяются на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
В силу пункта 6.1-6.7 СанПиН 2.1.2882-11 прокладка сетей централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, используемого для хозяйственно-питьевых целей населением городов и других населенных пунктов, по территории санитарно-защитных зон и кладбищ не разрешается.
Для проведения поливочных и уборочных работ кладбищ и в крематориях необходимо предусмотреть систему водоснабжения самостоятельную или с подключением к водопроводам и водоводам технической воды промышленных предприятий, расположенных от них в непосредственной близости.
Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.Сброс неочищенных сточных вод от кладбищ и крематориев на открытые площадки, кюветы, канавы, траншеи не допускается.
На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зеленых насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие, (асфальтирование, бетонирование)
Согласно пункту 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором, в частности, необходимо предусмотреть наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
В соответствии с частью 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участок, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 24 ноября 2015 года N 877 "Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации, порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ" в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации, устанавливая или изменяя кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.
Территория кадастрового района делится на кадастровые кварталы. Каждому кадастровому кварталу присваивается уникальный учетный номер, который состоит из учетного номера кадастрового района, разделителя в виде двоеточия и порядкового номера кадастрового квартала в кадастровом районе.
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу положений статьи 37 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" средством достижения индивидуализации земельного участка является определение местоположения его границ посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, отражение таких границ в межевом плане и постановка на государственный кадастровый учет.
Исходя из анализа норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, которая по своему функциональному значению является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны, исходя из их санитарной классификации.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово- огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Земельный участок для организации кладбища предоставляется при условии наличия плана развития муниципального образования и положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Согласно пункту 13 статьи 35 ГрК РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
В случае, если испрашиваемый земельный участок относится к иным категориям, то необходимо осуществление перевода его в соответствующую категорию.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в октябре 2017 года с участием специалиста территориального органа Роспотребнадзора прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о содержании мест захоронения на территории кладбища в районе аэродрома. (Суворовское шоссе), по результатам которой в деятельности администрации города Ессентуки выявлены следующие нарушения: участок, отведенный под кладбище, имеет уклон в сторону населенного пункта города Ессентуки; устройство кладбища осуществляется без утвержденного в установленном порядке проекта, в котором необходимо было предусмотреть наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обвалку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планирование решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающие по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); не предусмотрена самостоятельная система водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд; не оборудовано шахтными колодцами для полива, не построены и не оборудованы общественные туалеты выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил; не оборудовано стоянками автокатафалков и автотранспорта, урнами для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездом к ним; площадки для мусоросборников не ограждены и не имеют твердого покрытия (асфальтирование, бетонирование); санитарно-защитная зона кладбища не организована, не спланирована, не благоустроена и не озеленена, не имеет транспортных и инженерных коридоров.
Полномочия по обеспечению организации сбора мусора, вывоза бытовых отходов и мусора с территории кладбища, расположенного в черте города Ессентуки, а также организации содержания мест захоронения и обеспечение соответствия этих мест требованиям санитарных норм и правил, возложены на администрацию города.
13 октября 2017 года в адрес главы города вынесено представление об устранении нарушений действующего законодательства.
В ответе администрации города Ессентуки указано, что настоящее кладбище закрыто на основании постановления главы администрации города Ессентуки от 07 мая 1997 года. На основании постановления главы города Ессентуки от 19 октября 2004 года N 3372 на кладбище осуществляются только захоронения граждан рядом с погребенными родственниками, на ранее отведенных земельных участках. Ряд необходимых действий администрацией города Ессентуки выполнено - вывезен мусор, проведена уборка территории кладбища. В соответствии с решением Совета города Ессентуки от 25 декабря 2007 года N139 "Об утверждении Положения "О погребении и похоронном деле в городе-курорте Ессентуки" и порядке деятельности общественных кладбищ и правил содержания мест погребения" специализированная служба обязана содержать кладбища в надлежащем порядке, в том числе и с учетом санитарных норм и правил. В городе. Ессентуки такой специализированной организацией является ООО "Ритуал", которая надлежаще свои обязанности не исполняют.
За наличие очагов скопления мусора, выявленных в ходе проверки к дисциплинарной ответственности привлечен директор МУП КБЕ М.О.В.
Остальные действия в рамках упомянутого СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, обустройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" администрация выполнять не обязана, поскольку кладбище закрыто. Санитарно защитная зона кладбища не организована, не спланирована и не озеленена в связи с дефицитом бюджетных средств.
Территория кладбища по Суворовскому шоссе города Ессентуки имеет автостоянку, а также подъездные пути, асфальтобетонное покрытие имеется на центральной аллее кладбища, гравийные пути в проходах и проездах.
На кладбище имеется туалет (выгребная яма), имеются урны для сбора мусора, на территории повсеместно осуществляется погрузка и выгрузка мусора, расположены емкости для воды, с помощью которых осуществляется водоснабжение.
Доказательств несоответствия туалета выгребного типа требованиям СанПин, утвержденного заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 19 июня 1972 года N 983-72, не представлено.
В материалах дела отсутствуют данные о наличии шахтных колодцев, наличие которых обязательно в рамках исполнения требований СанПина 2.1.2882-11.
Земельный участок, на котором расположено кладбище, имеет номер кадастрового квартала. То есть, земельный участок существует, однако его границы не определены, что подтверждается публичной кадастровой картой.
Разделение указанного земельного участка на указанные прокурором зоны, а также организация на территории кладбища транспортных и инженерных коридоров возможны только при формировании указанного земельного участка с присвоением ему отдельного кадастрового номера.
Перевод земельного участка, на котором расположено кладбище, в категорию санитарно защитной зоны также возможно.
Требование об организации самостоятельной системы водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд, удовлетворению не подлежит в силу прямого указания санитарных норм и правил.
Требования о планировании решения зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающие по типу захоронений, с учетом того, что площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища, относятся исключительно к вновь образуемым кладбищам, и не могут быть отнесены к уже существующим кладбищам, тем более к закрытым.
Наличие уклона участка, отведенного под кладбище, в сторону населенного пункта города Ессентуки материалами дела объективно не подтверждается.
Установить наличие либо отсутствие указанного уклона возможно только экспертным путем, при этом стороны ходатайств о назначении экспертизы не заявляли. Оснований для назначения экспертизы по собственной инициативе суд первой инстанции не усмотрел, с чем соглашается судебная коллегия.
СанПин 2.1.2882-11 ограничивает возможность утверждения проекта устройства настоящего кладбища, поскольку оно является закрытым.
Довод административного ответчика о невыполнении требований санитарных норм и правил в связи с отсутствием денежных средств, является несостоятельным, поскольку соблюдение указанных норм необходимо в целях соблюдения законодательства о благополучии населения, на право граждан на благоприятную окружающую среду.
Проанализировав указанные выше нормы права, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным бездействия Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрации города Ессентуки по ненадлежащему содержанию городского кладбища, расположенного в районе аэродрома города Ессентуки. (Суворовское шоссе), возложении на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрацию города Ессентуки обязанности в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на территории городского кладбища, расположенного в районе аэродрома города Ессентуки (Суворовское шоссе) провести работы по оборудованию шахтными колодцами для полива; ограждению площадки для мусоросборников на твердом покрытии (асфальтирование, бетонирование) с подъездом к ним; работы по планированию санитарно-защитной зоны, благоустройству и озеленению территории; об отказе в удовлетворении требований прокурора города Ессентуки о возложении обязанностей на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрацию города Ессентуки и администрацию города Ессентуки по утверждению проекта устройства кладбища, устранению уклона участка, отведенного под кладбище, в сторону населенного пункта города Ессентуки; организации подъездных путей и автостоянки по планированию решения зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающие по типу захоронений; по разделению территории кладбища на функциональные зоны (входную ритуальную административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); по организации самостоятельной системы водоснабжения для питьевых и хозяйственных нужд; по строительству и оборудованию общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованием санитарных норм и правил; по оборудованию стоянками
автокатафалков и автотранспорта, урнами для сбора мусора; по организации транспортных и инженерных коридоров.
Согласно положениям части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований (предмета административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из административного искового заявления следует, что прокурор просил возложить на административных ответчиков обязанность утвердить в установленном порядке проект устройства кладбища в районе аэродрома (Суворовское шоссе), в котором необходимо было предусмотреть: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обвалку территории; характер и площадь зеленых насаждений, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных прокурором требований, возложив на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрацию города Ессентуки обязанность в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на территории городского кладбища, расположенного в районе аэродрома города Ессентуки (Суворовское шоссе), провести работы по организации наличия водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; системы дренажа; обвалки территории; предусмотреть характер и площадь зеленых насаждений.
Поскольку судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, а именно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда в указанной части подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 14 мая 2018 года в части удовлетворения административных исковых требований о возложении на Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ессентуки и администрацию города Ессентуки обязанности в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу на территории городского кладбища, расположенного в районе аэродрома города Ессентуки (Суворовское шоссе) провести работы по организации наличия водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; системы дренажа; обвалки территории; предусмотреть характер и площадь зеленых насаждений, - отменить, апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Это же решение в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.