Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Брянского В.Ю,
судей Солдатовой С.В, Луневой С.П,
при секретаре Габриеляне М.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы административного дела по апелляционной жалобе главы муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края на решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 18 января 2018 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя прокурора Андроповского района Ставропольского края, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края о признании бездействий незаконным и возложении обязанности,
заслушав доклад судьи Солдатовой С.В,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Андроповского района Ставропольского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского муниципального района, в котором просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по внесению сведений о границах муниципального образования в государственный кадастр недвижимости; обязать администрацию муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края провести мероприятия по установлению границ муниципального образования, а именно: внести сведения о границах муниципального образования в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства администрацией муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края.
Из сведений государственного кадастра недвижимости, отмечает административный истец, следует, что администрацией муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края сведения о границах муниципального образования в государственный кадастр недвижимости не внесены, что исключает возможность проведения землеустроительных работ в отношении земельных участков, ранее не поставленных на кадастровый учет, влечет за собой невозможность оформления на них правоустанавливающих документов и дальнейшее их отчуждение собственниками.
Непринятие мер по внесению сведений о границах муниципального образования в государственный кадастр недвижимости нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан на приобретение прав на земельные участки и распоряжение ими в пределах границ муниципального образования, создает условия для противоправного распоряжения земельными ресурсами, препятствует устойчивому развитию территорий, а также не позволяет определить ответственное муниципальное образование за содержание земельных участков расположенных на общей границе муниципальных образований.
Обжалуемым решением Андроповского районного суда Ставропольского края от 18 января 2018 года административное исковое заявление заместителя прокурора Андроповского района удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Водораздельного сельского совета Андроповского района, выразившееся в непринятии мер по внесению сведений о границах муниципального образования в государственный реестр недвижимости.
На администрацию муниципального образования Водораздельного сельского совета Андроповского района возложена обязанность в срок не позднее двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН об установлении границ муниципального образования.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на положения п. 3 ч. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 1, 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 N 12-кз "О местном самоуправлении в Ставропольском крае", полагает, что поскольку генеральный план поселения разрабатывается, принимается и утверждается органом местного самоуправления муниципального района, то он же и направляет соответствующие сведения в орган регистрации прав, так как все текстовые, графические, картографические материалы, графические описания месторасположения границ находятся в Андроповском муниципальном районе.
Кроме того, для внесения в государственный кадастр недвижимости достоверных сведений о местоположении границ муниципальных образований необходимо провести анализ сведений, содержащихся в реестре, обеспечить проведение землеустроительных работ и подготовку землеустроительной документации, подготовить карты (планы) объектов землеустройства, что в полномочия сельских поселений Ставропольского края не входит.
Обращает внимание, что администрация муниципального образования Водораздельный сельсовет является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, требования должны быть предъявлены к органу местного самоуправления Андроповского муниципального района.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - глава муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края Ярошенко Н.В. апелляционную жалобу поддержала, просила ее удовлетворить.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Колячкина И.В. полагала необходимым направить административное дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителя административного истца, изучив позицию административного ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 3 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение суда подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 37 КАС РФ к лицам, участвующим в деле отнесены стороны и заинтересованные лица.
Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик (ч. 1 ст. 38 КАС РФ).
Под административным ответчиком понимается лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд (ч. 4 ст. 38 КАС РФ).
Под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (ч. 1 ст.47 КАС РФ).
Как следует из существа заявленных административных исковых требований, предметом судебной оценки должно являться надлежащее исполнение муниципальным образованием Водораздельным сельсоветом Андроповского района Ставропольского края (входит в состав Андроповского муниципального района), наделенным Законом Ставропольского края N 88-кз от 04.10.2004 "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" статусом сельского поселения, обязанности по внесению сведений о границах муниципального образования в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, юридически значимым является определение в ходе производства по административному делу норм законодательства, вменяющего такую обязанность органу местного самоуправления, наделенного статусом сельского поселения, и регламентирующего порядок ее надлежащего исполнения.
В свою очередь, как следует из обжалуемого решения суда, такие нормы законодательства судом первой инстанции в полной мере не определены и не применены, что привело к разрешению вопроса о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в административном деле.
Исходя из предмета заявленных требований, к участию в деле должно быть привлечено муниципальное образование Андроповский муниципальный район Ставропольского края, поскольку из положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 20 ч. 1 ст. 14, п. 36 ч. 1 ст. 15), Закона Ставропольского края от 02.03.2005 N 12-кз "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" (ст. 9, 12), Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (п.18,п.20 ст. 19,п. 8 ч. 1 ст. 32), Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N1532 (ред. от 19.06.2017), п. 19 ч. 1 ст. 7 Устава Андроповского муниципального района Ставропольского края, утвержденного решением Совета Андроповского муниципального района Ставропольского края от 26.12.2014 N 17/191-3 (находится в свободном доступе в специализированной информационной системе "Консультант плюс"), следует, что настоящий спор затрагивает его права и законные интересы в сфере подготовки (разработки и утверждения) и представления документов, необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о границах муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района.
Между тем, в нарушение приведенных положений КАС РФ, Андроповский муниципальный район Ставропольского края, в лице его исполнительно-распорядительного органа - администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края, не привлечен к участию в деле, в связи с чем, имеются безусловные основания для отмены решения суда на основании пункта 4 части 1 статьи 310 КАС РФ и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела районному суду следует учесть изложенное, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями процессуального законодательства об их процессуальном статусе, в зависимости от подлежащих применению норм материального права, привлечь их к участию в административном деле, принять меры к надлежащему своевременному извещению лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела, в том числе, с учетом доводов, изложенных в настоящей апелляционной жалобе по существу административного иска, истребовать у сторон доказательства, в том числе по своей инициативе, дать надлежащую оценку представленным доказательствам и вынести решение с учетом требований законодательства.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционной жалобы, в том числе о том, что администрация муниципального образования Водораздельного сельсовета Андроповского района Ставропольского края является ненадлежащим административным ответчиком, не подлежат оценке.
Руководствуясь п. 3 ст. 309, ст.ст. 310 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия,
определила:
решение Андроповского районного суда Ставропольского края от 18 января 2018 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.