Президиум Ярославского областного суда в составе:
председательствующего Ананьева В.Н,
членов президиума Чугунова А.Б, Горохова С.Ю, Петровой Л.В, Малахова В.А, Кручининой Н.В.
рассмотрел по кассационной жалобе департамента строительства Ярославской области гражданское дело по иску Нетужилова Владимира Васильевича, Нетужиловой Светланы Леонидовны, Нетужилова Игоря Владимировича, Нетужиловой Ольги Владимировны к департаменту строительства Ярославской области о признании права на получение меры социальной поддержки в виде субсидии на приобретение жилья.
Заслушав доклад судьи Ярославского областного суда Парменычевой М.В, объяснения представителя департамента строительства Ярославской области по доверенности Антонову Г.А, представителя Нетужилова В.В, Нетужиловой С.Л, Нетужилова И.В, Нетужиловой О.В. по доверенности Степанову Е.Ю, президиум
установил:
Нетужилов В.В, Нетужилова С.Л, Нетужилов И.В, Нетужилова О.В. обратились в суд с иском к департаменту строительства Ярославской области, просили признать незаконным отказ в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в виде жилищной субсидии, обязать предоставить им указанную меру социальной поддержки.
Решением Кировского районного суда г. Ярославля от 19 октября 2017 года признан незаконным отказ департамента строительства Ярославской области в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета Нетужилову В.В, Нетужиловой С.Л, Нетужилову И.В, Нетужиловой О.В.; на департамент строительства Ярославской области возложена обязанность предоставить меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в виде жилищной субсидии Нетужилову В.В, Нетужиловой С.Л, Нетужилову И.В, Нетужиловой О.В, включенным в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года; с департамента строительства Ярославской области взыскана государственная пошлина 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 января 2018 года апелляционная жалоба департамента строительства Ярославской области на указанное решение суда оставлена без удовлетворения.
Дополнительным апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27 февраля 2018 года из резолютивной части решения Кировского районного суда г. Ярославля от 19 октября 2017 года исключен абзац третий о взыскании с департамента строительства Ярославской области государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывается на существенные нарушения судебными инстанциями норм материального и процессуального права.
Дело истребовано в Ярославский областной суд.
Определением судьи Ярославского областного суда Абрамовой Н.Н. от 4 июля 2018 года кассационная жалоба с делом переданы на рассмотрение суда кассационной инстанции - президиума Ярославского областного суда.
Проверив материалы дела, президиум находит, что состоявшееся по делу апелляционное определение подлежит отмене с учетом следующего.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Нарушения такого характера были допущены судебными инстанциями.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что постановка истцов на жилищный учет была произведена органами местного самоуправления в 1995 году в связи с обеспеченностью членов семьи жильем менее учетной нормы (12 кв.м жилой площади на 1 человека) и на момент постановки на жилищный учет семья в составе 4 человек проживала в жилом помещении общей площадью 51,9 кв.м, жилой площадью 27,7 кв.м по адресу:... Сделав вывод о том, что с момента постановки на жилищный учет и до принятия решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии жилищные условия семьи истцов улучшены не были, истцы до настоящего времени зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу:.., суд первой инстанции посчитал, что в таком случае отказ в предоставлении меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии по причине изменения органом местного самоуправления учетной нормы (10 кв.м общей площади на 1 человека) недопустим.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, судебная коллегия исходила из того, что в настоящее время жилое помещение, занимаемое истцами, утратило статус общежития, однако, истцы не утратили права на улучшение жилищных условий в связи с тем, что занимаемое ими жилое помещение имеет площадь менее площади, определяемой в соответствии с п. 1 постановления Главы Рыбинского муниципального округа от 11 апреля 2005 года N 750 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения". Согласно п. 1 данного Постановления норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере не менее 13 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Общая площадь занимаемого истцами жилого помещения составляет 51, 9 кв.м, то есть менее площади, предусмотренной п. 1 вышеуказанного Постановления N 750. В связи с тем, что семья Нетужиловых не реализовала до 1 марта 2005 года право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, продолжает состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, за Нетужиловыми сохраняется право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма и, соответственно, на меры социальной поддержки в виде жилищной субсидии. Оснований для снятия семьи Нетужиловых с учета, которые предусмотрены ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент их постановки на учет, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", не имелось.
Вместе с тем, судебными инстанциями не учтено следующее.
В части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Таким образом, для обеспечения инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета необходимо соблюдение двух условий: нуждаемости в жилых помещениях на момент предоставления меры социальной поддержки и постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.
Из материалов дела следует и судом апелляционной инстанции установлено, что на основании заявления Нетужилова В.В. от 19 сентября 1995 года семья из двух человек (Нетужилов В.В. и супруга Нетужилова С.Л.) были постановлены на учет для получения жилой площади в связи с проживанием в общежитии. Нетужилов В.В. и Нетужилова С.Л. занимали комнату в.., имеющего статус общежития. 30 апреля 1996 года у супругов родились дети Нетужилов И.В, Нетужилова О.В. Впоследствии семья стала занимать обе комнаты в указанной квартире. Общая площадь квартиры - 51, 9 кв.м, жилая площадь - 27, 7 кв.м. В настоящее время данное жилое помещение статус общежития утратило, Нетужиловы В.В, С.Л, И.В, О.В. на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 11 мая 2012 года N.., заключенного с администрацией городского округа город Рыбинск, являются собственниками по 1/4 доле каждый двухкомнатной квартиры общей площадью 51, 9 кв.м по адресу:...
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Из материалов дела следует, что основанием постановки в 1995 году на жилищный учет семьи Нетужиловых из двух человек явилось проживание в общежитии.
На момент постановки Нетужиловых на учет действовала статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии (п. 5 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Таким образом, в связи с утратой жилым помещением, занимаемым семьей Нетужиловых, статуса общежития, было утрачено основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало им право на получение жилого помещения по договору социального найма, что в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Вывод суда первой инстанции о том, что постановка истцов на жилищный учет была произведена органами местного самоуправления в 1995 году в связи с обеспеченностью членов семьи жильем менее учетной нормы (12 кв.м жилой площади на 1 человека) не мотивирован, сделан без учета имеющихся в деле доказательств, без ссылки на нормы права, устанавливающие данную учетную норму.
Вместе с тем, в соответствии с п.п. "а" п. 9 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области, утвержденных Решением исполкома Ярославского облсовета народных депутатов и Президиума облсовпрофа Ярославской области от 27 февраля 1989 года N 65, действовавших в период постановки истцов на жилищный учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в отдельных квартирах и имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 6 кв. м и менее.
Приходя к выводу об отсутствии оснований для снятия Нетужиловых с учета, которые предусмотрены ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, судебная коллегия не учла положения пункта 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с которым граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Уровень обеспеченности жильем на каждого члена семьи Нетужиловых составляет 12,98 кв. метров, что превышает учетную норму, установленную п. 1 постановлением Главы Рыбинского муниципального района от 11 апреля 2005 года N750 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" в размере 10 кв. метров общей площади на человека, а также действовавшую до принятия Закона Ярославской области от 11 июля 2005 года N 40-з "Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма" норму предоставления жилых помещений, установленную п. 41 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области, утвержденных решением исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от 27.02.1989 N 65 в размере 12 кв. метров, но не менее 9 кв. метров на одного члена семьи.
Иных оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали истцам право на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке улучшения жилищных условий, и не отпали в настоящее время, в судебных актах не приведено.
При таких обстоятельствах апелляционное определение постановлено с существенным нарушением норм материального права, что привело к неправильному разрешению спора.
На основании изложенного, президиум приходит к выводу об отмене апелляционного определения с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 25 января 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий В.Н. Ананьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.