Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО7,
судей ФИО6 и Плиевой И.М,
при секретаре Цокиеве М-Б.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству внутренних дел по "адрес" и ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании незаконными решений об аннулировании удостоверения "Ветеран боевых действий", прекращении ежемесячных денежных выплат, обязании возобновить указанные выплаты с даты прекращения, взыскании расходов на оплату услуг представителя и встречному иску Министерства внутренних дел по "адрес" к ФИО1 о признании недействительным удостоверения "Ветеран боевых действий" и обязании сдать указанное удостоверение по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по "адрес" (далее - МВД по РИ) в котором просил признать незаконным решение комиссии МВД по РИ об аннулировании выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и прекращений ежемесячных доплат как ветерану боевых действий, которое производилось ему через Отделение пенсионного фонда России по "адрес" и Группу пенсионного отдела ЦФО МВД по РИ
В обосновании исковых требований ФИО1 указал, что проходил службу в органах внутренних дел и состоял в трудовых отношениях с МВД по РИ. На протяжении 11 лет он пользовался правами и льготами, предусмотренными п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах".
В феврале 2017 года МВД по РИ уведомило его, что созданная при МВД по РИ комиссия не признала за ним статуса ветерана боевых действий, в связи с чем прекратило установленную доплату и обязало его вернуть удостоверение.
Считая, что решением комиссии нарушены его права на льготы как ветерану боевых действий, ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РИ и к ГУ - Отделение Пенсионного фонда по "адрес" о признании незаконным указанного решение комиссии и о возобновлении денежных выплат с даты их прекращения.
МВД по РИ в лице представителя ФИО4 обратилось в суд со встречным иском к ФИО1, в котором просило признать выданное ему удостоверение ветерана боевых действий недействительным и обязать его сдать указанное удостоверение в кадровую службу МВД по РИ.
Магасский районный суд решением от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО1 удовлетворил, а встречный иск МВД по РИ о признании недействительным удостоверение "Ветерана боевых действий", и о возложении на него обязанности сдать указанное удостоверение в кадровую службу МВД по РИ оставил без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель МВД по РИ просит решение суда отменить и вынести новое судебное решение об удовлетворении встречного искового заявления.
Надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела истец ФИО1 и представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес", в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах не явки не сообщили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "О применении судами норм Гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", сочла возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия неявившихся участников судопроизводства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя МВД по РИ ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО5, просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Приказом МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о комиссии МВД по "адрес" по рассмотрению вопросов связанных с оформлением и выдачей удостоверений ветерана боевых действий.
Решением указанной комиссии ФИО1 уведомлен письмом от ДД.ММ.ГГГГ за N, что удостоверение ветерана боевых действий выдано ему ошибочно, без достаточных оснований в связи с чем, прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 и отказывая во встречном иске, суд обоснованно указал, что Федеральным законом РФ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории. Статья 3 указанного закона определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий, которая предусматривает выдачу удостоверений в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждена приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с пунктом 3 указанной Инструкции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТ и ВС, образовательных и научно- исследовательских учреждений МВД России, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов власти Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - Руководителем контртеррористической операции.
Из содержания данного нормативного акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций, устанавливаются на основании соответствующих приказов, в которых определены периоды их выполнения.
При этом указанные нормативные акты не предусматривают повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения и тем более не уполномочивают МВД по РИ признавать удостоверения ошибочно выданными и производить на этом основании их изъятие.
Принятие государственным органом решение о наделение гражданина определенным социальным статусом, влечет за собой приобретение последним права на получение ряда льгот и пособий, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, а вопрос о лишении гражданина этих льгот не может быть рассмотрен этим же органом при условии, что закон не предоставил ему соответствующие для этого полномочия.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ приказ МВД по РИ N от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в Положение пункта, наделяющего Комиссию правом пересматривать материалы, послужившие основанием для оформления и выдачи удостоверений, признан незаконным и недействительным со дня издания.
Так же, судебная коллегия принимает во внимание положение ч.4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации признаются составной частью правовой системы Российской Федерации.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.
В соответствии со статьей 1 Протокола N I к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Согласно правовой позиции Европейского Суда по правам человека, изложенной в решениях по делам "Булгакова против Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ, "Девочкина против Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ и других, требование гражданина в отношении выплаты пенсий и иных социальных выплат по смыслу статьи 1 Протокола N к Конвенции может рассматриваться как "имущество", а сам спор, касающийся права гражданина на получение этих выплат носит имущественный характер.
Положениями части третьей статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или пересмотру решения суда которым удовлетворены исковые требования ФИО1 и отказано во встречном иске МВД по РИ о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий выданного ФИО1
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N_5-ФЗ "О ветеранах", постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, МВД по РИ осуществило комплекс мер, связанных с признанием за ФИО1 право на льготы как за ветераном боевых действий с выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий бессрочно.
При этом МВД по "адрес" на протяжении длительного периода с 2006 по февраль 2017 года не оспаривало наличие у него статуса ветерана боевых действий.
Таким образом, исходя из конституционного и международно-правового принципа правовой определенности, недопустимости в произвольном порядке отменять уже реализованное право, судебная коллегия приходит к выводу о соответствии решения суда по делу ФИО1 требованиям закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Магасского районного суда ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования ФИО1 к Министерству внутренних дел по "адрес" и ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по "адрес" о признании незаконными решений об аннулировании удостоверения "Ветеран боевых действий", прекращении ежемесячных денежных выплат, об обязательстве ответчика возобновить указанные выплаты с даты прекращения, взыскании расходов на оплату услуг представителя и встречному иску Министерства внутренних дел по "адрес" к ФИО1 о признании недействительным удостоверения "Ветеран боевых действий" и об обязательстве сдать указанное удостоверение в МВД по РИ, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
верно:
Судья ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.