Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Набок Л.А.
судей - Осиповой С.К, Сивохина Д.А,
при секретаре - Подусовской В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ МВД России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 мая 2018 года, которым постановлено:
"Исковые требования Молявко О.В. удовлетворить.
Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 08.12.2017 года (протокол N*/с) в части снятия с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Молявко О.В. с семьей в составе трех человек.
Обязать ГУ МВД России по Самарской области восстановить на учете очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Молявко О.В. с семьей в составе трех человек".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Осиповой С.К, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Молявко О.В. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Самарской области о признании незаконным решение ЦЖБК, возложении обязанности о восстановлении на учет.
В обоснование иска указал, что согласно решению Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 08.12.2017 г, он, старший прапорщик полиции в отставке, с семьей в составе 3-х человек снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты (ЕВС) для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для отказа послужило приобретение им в собственность квартиры, общая площадь которой меньше площади жилых помещений, принадлежавших на праве собственности заявителю и членам его семьи, т.е. совершение действий, предусмотренных пп. "б" п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N1223. Выписка из протокола N157/163/с получена им в конце января 2018 года. С решением комиссии он не согласен, считает, что снятие с учета на получение ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, является необоснованным.
На основании решения ЖБК ФГУ УВО ГУ МВД России по Самарской области от 25.01.2013 г, он с семьей в составе 3-х человек (он, жена Молявко О.А. 00.00.00 г.р, сын М.А.О. - 00.00.00 г.р.) был принят на учет на получение единой социальной выплаты за N117. На основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность N* от 16.04.2004 г. ему принадлежала на праве собственности 1/5 доля в жилом помещении общей площадью 78,5 кв.м по адресу: ***, на его долю приходилось 15,7 кв.м. В данном жилом помещении состояли на учете и проживали 7 человек: Молявко О.В. 00.00.00 г.р, его сын М.А.О, 00.00.00 г.р, а так же родственники: Молявко О.В. 00.00.00 г.р. (2/5 доли 31,40 кв.м.), М.В.В. 00.00.00 г.р. (1/5 доля 15,7 кв.м.), М.Н.В. 00.00.00 г.р. (1/5 доли 15,7 кв.м.), а так же несовершеннолетние дети М.Е.В, 00.00.00 г.р. и С.А.С, 00.00.00 г.р. Кроме вышеперечисленных лиц в указанном жилом помещении совместно с ним проживала его супруга Молявко О.А. по договору безвозмездного пользования жилым помещением от 01.02.2015 г. Все лица, являющиеся собственниками вышеуказанных жилых помещений собственным составом семьи проживали, и пользовались отдельными комнатами. В собственности его супруги - Молявко О.А. на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность N* от 26.02.2006 г. находилась 1/4 доля (16,5 кв.м.) в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 66,0 кв.м, в котором были зарегистрированы и проживали сособственники: Д.В.М, 00.00.00 г.р. (1/4 доли 16,5 кв.м), Д.В.А, 00.00.00 г.р. (1/4 доли 16,5 кв.м.) и К.И.В, 00.00.00 г.р. (1/4 доли 16,5 кв.м.), а так же члены семьи собственника Д.В.А.: Д.Л.А, 00.00.00 г.р, н/л дети Д.П.В, 00.00.00 г.р. и Д.А.В, 00.00.00 г.р.
В связи с изменениями в законодательстве, регулирующем правоотношения в области социальных гарантий сотрудникам полиции он, с тем же составом семьи, был принят на учет в ГУ МВД России по Самарской области ( N* от 16.05.2013 года).
Весной 2017 года в его адрес поступило предложение от Д.В.М. и Д.В.А, а так же от М.В.В. и М.Н.В. о выкупе принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: *** на квартиру по адресу: ***. Поскольку его семья не обладала денежными средствами, необходимыми для приобретения долей, истец и его супруга были вынуждены согласиться с решением всех сособственников о продаже квартир.
В виду отсутствия иного жилого помещения для проживания, денежные средства, вырученные от продажи долей Молявко О.В. и Молявко О.А. были направлены на приобретение однокомнатной квартиры по адресу: ***, общей площадью 30,2 кв.м, в которой проживают и состоят на регистрационном учете: он, его супруга Молявко О.А. и их несовершеннолетний сын М.А.О, 2003 г.р.
Фактически им произведено улучшение жилищных условий, поскольку вместо абстрактных долей в праве общей долевой собственности на жилые помещения, в собственности его семьи находится однокомнатная квартира.
На момент постановки на учет в собственности его семьи имелось 32,20 кв.м (общей площади в двух жилых помещениях), после приобретения отдельного жилья - 30,20 кв.м.
Таким образом, не обеспеченность жилым помещением у него сохранилась, он является нуждающимся в улучшении жилищных условий, как на момент постановки на учет, так и после приобретения отдельного жилого помещения, при этом уменьшение площади приобретенной квартиры по сравнению с общей площадью двух долей в отдельных жилых помещениях на 2 кв.м. является незначительным, и не может расцениваться, как умышленное и намеренное ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение ЕСВ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Молявко О.В. просит суд признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Самарской области от 08.12.2017 года (протокол N*/с) в части снятия с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения старшего прапорщика полиции в отставке Молявко О.В. с семьей в составе 3-х человек, обязать Центральную жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Самарской области восстановить на учете очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения старшего прапорщика полиции в отставке Молявко О.В. с семьей в составе 3-х человек.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ МВД России по Самарской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. При отчуждении долей в праве собственности на квартиру, истец и его супруга выразили волеизъявление на заключение договоров купли-продажи, тем самым реализовав свои права как собственников. Вынужденность реализации долей не установлена. Сумма площадей принадлежащих супругам долей составляла 32,2 кв.м, ими приобретенная квартира площадью 30,2 кв.м, что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий. Данные обстоятельства свидетельствуют о намерении и истца получить единовременную выплату в большем размере.
В заседании судебной коллегии представитель ГУ МВД России по Самарской области - Бородина А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Истец Молявко О.В. и третье лицо - Молявко О.А. против доводов апелляционной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, документов об уважительности причин неявки не представили, об отложении дела не просили.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из протокола ЖБК ФГКУ УВО ГУ МВД России по Самарской области от 26.04.2013 г. N19 Молявко О.В. принят на учет на получение единовременной социальной выплаты за N* от 25.01.2013 г.
26.07.2017 г. Д.В.М, Д.В.А, Молявко О.А, К.И.В. продали М.Н.Т, М.А.М, М.Б.М. квартиру площадью 66 кв.м, расположенную по адресу: ***, указанная квартира принадлежит продавцам на основании договора о безвозмездной передаче квартиры в собственность N* от 26.02.2006 года, заключенного с Мэрией г.о.Тольятти на праве общей долевой собственности.
24.08.2017 года Молявко О.В, М.В.В, М.О.В, М.Н.В. продали Б.С.В. доли в праве собственности на квартиру, площадью 78,5 кв.м, расположенную по адресу *** за 2 400 000 рублей.
Между Т.А.С, Н.Н.Н. и Молявко О.В, Молявко О.А. заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу *** площадью 30,2 кв.м за 906 000 рублей.
Из выписки из протокола ЖБК ФГКУ ГУ МВД РФ по Самарской области N157/163/с от 08.12.2017 г. следует, что Молявко О.В. снят с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку он ухудшил жилищные условия семьи, приобретя квартиру общей площадью, которая меньше общей площади жилых помещений принадлежащих на праве собственности истцу и членам его семьи.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 названного федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г..N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности (п. 4 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247- ФЗ); проживает в коммунальной квартире независима от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ); проживает в общежитии (п. 6 ч. 2 ст. 4
Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247- ФЗ).
В ч. 5 ст. 4 указанного выше федерального закона предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N247-ФЗ (в редакции, действовавшей до 16.11.2014 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 04.11.2014 года N 342-Ф3) Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.12.2011 года N1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной нормы закона, данное ограничение допустимо в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В п. 29 Правил указано, что в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ Постановления Правительства РФ от 30.12.2011 года N 1223 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" установлено, что в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 7 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что законодателем установлен исчерпывающий перечень действий, направленных на ухудшение жилищных условий, к каковым действия истца и членов его семьи не относятся.
Установлено, что продажа Молявко О.В. и его супругой Молявко О.А. своих долей в праве собственности на квартиры было обусловлено вынужденным характером, желанием других сособственников продать свои доли в квартирах. Выкупить, принадлежащие им доли, истец не имел финансовой возможности.
Кроме этого, в квартирах, которые были отчуждены, проживало по несколько семей, а в результате продажи принадлежащих истцу и членам его семей долей, у истца в собственности имеется отдельная квартира.
Доказательств того, что истец мог приобрести жилое помещение такой же площадью, которая приходилась на него и его супругу в ранее принадлежащих квартирах либо большей площадью, не предоставлено.
Из пояснений Молявко О.В. и его супруги следует, что для приобретения квартиры большей площадью у них отсутствовали денежные средства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что действия истца не были направлены на умышленное ухудшение жилищных условий, площадь долей отчужденных квартир и площадь приобретенной супругами Молявко квартиры, не существенна, судебная коллегия не находит оснований не согласится с выводами суда об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что договоры купли-продажи долей супругами Молявко заключены при наличии их волеизъявления на отчуждение недвижимого имущества, не является самостоятельным основанием к снятию с учета очередников ГУ МВД России по Самарской области на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, как ухудшающие жилищные условия.
Материалами дела подтверждено, что совершенные истцом и его супругой действия по отчуждению принадлежавшей им доли права собственности на жилое помещение были совершены без намерения создать искусственную нуждаемость в улучшении жилищных условий.
При этом судом были проанализированы все, представленные сторонами доказательства в их совокупности. Им дана надлежащая правовая оценка.
Из анализа конкретных обстоятельств данного дела следует, что реализация долей в жилых помещениях носила для истца и его супруги вынужденный характер, поскольку их сособственниками были самостоятельные семьи с равными правами в отношении недвижимого имущества и права требования его реализации в целях решения своих финансовых вопросов. Также необходимо учитывать, что в связи с продажей долей, истец и его семья приобрели право на изолированное жилое помещение.
Доводы подателя жалобы о том, что совершение истцом действий по прекращению права собственности повлекло ухудшение его жилищных условий, и как следствие он был снят с учета в качестве нуждающегося для получения единовременной социальной выплаты, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку ст. 12 ГПК РФ устанавливает, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В связи с чем, положения ст.ст. 56, 57 ГРК РФ возлагают на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Между тем, доказательств, подтверждающих то, что приведенные действия истца, послужившие основанием для снятия его с учета для получения социальной выплаты, привели к искусственному ухудшению жилищных условий, и были совершены им умышленно, лицами, участвующими в деле, не представлено.
Как до, так и после отчуждения, площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи истца проживающих в квартире, составила менее учетной нормы, поэтому нет оснований для вывода о совершении истцом действий, направленных на ухудшение жилищных условий, что в свою очередь свидетельствует о наличии у него права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Помимо этого, необходимо учитывать, что действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, либо право на их получение. Однако в данной ситуации нуждаемость в жилом помещении у истца осталась и после приобретения квартиры в собственность.
Судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ МВД России по Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.