Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Зайнудиновой Ш.М,
судей Ашурова А.И, Сатыбалова С.К,
с участием секретаря судебного заседания Юсупова А.М,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашурова А.И. гражданское дело по иску Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее ТУ Росимущества в Республике Дагестан) к С.А.М. о признании отсутствующим права собственности на земельный участок и истребовании данного земельного участка из чужого незаконного владения, по апелляционной жалобе ответчика С.А.М. на решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 22 мая 2017 г,
установила:
ТУ Росимущества в Республике Дагестан обратилось в суд с иском к С.А.М, в котором просит признать отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:211, площадью 450 кв.м, земли населенных пунктов - под строительство индивидуального жилого дома, зарегистрированного за С.А.М, свидетельство о регистрации права от 12 сентября 2011 г. N 05-05-09/007/2011-815, истребовать из чужого незаконного владения ответчика указанный земельный участок.
В обоснование иска указано, что вступившим в законную силу приговором Избербашского городского суда Республики Дагестан от 8 декабря 2015 г, установлено, что М.З.Г, будучи должностным лицом органа местного самоуправления, распорядился земельным участком общей площадью 15 300 кв.м, расположенным в пределах береговой полосы Каспийского моря на территории муниципального образования "Каякентский район", и являющимся федеральной собственностью в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105 "Об отнесении к курортам республиканского значения", которым побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г.Махачкала до границ с Азербайджаном отнесено к землям курортов республиканского (РСФСР) значения, и на основании со ст.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), согласно которой в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Кроме того, указанный земельный участок относился к защитной полосе, установленный в 500 м. от уреза воды, а также относился к землям рекреационного назначения.
В последующем, вышеуказанный участок был разделён на самостоятельные участки и предоставлен в частную собственность 34 гражданам.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:211, площадью 450 кв.м, земли населенных пунктов - под строительство индивидуального дома, зарегистрирован на праве собственности за С.А.М. 12 сентября 2011 г. и выдано свидетельство о государственной регистрации права за N 05-05-09/007/2011-815.
Указывает, что наличие зарегистрированного права на земельный участок за ответчиком, препятствует Российской Федерации осуществлять функции собственника на данном земельном участке.
Решением Избербашского городского суда Республики Дагестан от 22 мая 2017 г. исковые требования ТУ Росимущества в Республике Дагестан удовлетворены.
В апелляционной жалобе С.А.М, считая решение суда незаконным и необоснованным, принятым без учета обстоятельств дела, просит его отменить, отказав в удовлетворении исковых требований ТУ Росимущества в Республике Дагестан, указывая, в том числе, о рассмотрении дела в его отсутствие, о котором он не был надлежаще извещен.
Определением от 10 июля 2018 г. судебная коллегия, на основании ч.5 ст.330 ГПК РФ, перешла к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции, в связи с рассмотрением судом первой инстанции иска в отсутствие ответчика С.А.М, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Поскольку суд первой инстанции рассмотрел дело без извещения истца о месте и времени рассмотрения спора, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в соответствии с требованиями п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ.
В суде апелляционной инстанции ответчик С.А.М. возражал против удовлетворения иска.
Представители ТУ Росимущества в Республике Дагестан, администрации ГО "город Избербаш", АКБ "Экспресс", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, доказательств наличия уважительных причин неявки или наличия иных обстоятельств, препятствующих апелляционному рассмотрению, не представили, поэтому судебная коллегия, на основании положений ст.ст.167, 327 ГПК РФ, сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, выслушав объяснения ответчика, исследовав представленные сторонами доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая во внимание, что при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции по вышеуказанному основанию в соответствии с положениями ст.328 ГПК РФ направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции не допускается, судебная коллегия полагает необходимым разрешить спор по существу с принятием нового решения.
При вынесении нового решения судебная коллегия исходит из следующего.
Частью 1 ст.36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пп.1 п.1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации ГО "город Избербаш" N 535 от 30 апреля 2010 г. С.А.М. был предоставлен в частную собственность под индивидуальное жилое строительство земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:211, площадью 450 кв.м.
С.А.М. зарегистрировал свое право на данный земельный участок 12 сентября 2011 г. и получил свидетельство о государственной регистрации права за N05-05-09/007/2011-815.
Согласно ст.94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
В силу п.п.1,5 ст.98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
В соответствии с ч.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации (далее- ВК РФ) все водные объекты, за исключением таких, как пруд или обводненный карьер, расположенные в границах принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, находятся в федеральной собственности.
Согласно положениям ст.65 ВК РФ вокруг водных объектов устанавливаются водоохранные зоны на территориях, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В соответствии с ч.8 ст. 65 ВК РФ водоохранная зона для морей устанавливается в 500 м. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2).
В соответствии со ст.65 ВК РФ владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также установление порядка использования водных объектов отнесено к полномочиям Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров.
В силу п.8 ст.27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В силу ст.3 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований (ч.1).
Кроме того, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г.Махачкала до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья) отнесены к курортам республиканского значения в соответствии с проектом планировки приморского промышленного района, утвержденного постановлением Совета Министров Дагестанской АССР от 4 ноября 1971 г. N 429.
Город Избербаш расположен на побережье Каспийского моря южнее г.Махачкала и входит в прибрежную территорию, расположенной между г.Махачкала и границей Республики Азербайджан.
Помимо всего, из исследованных судом материалов дела, усматривается, что прибрежная часть Каспийского моря в районе г.Избербаш узкой полосой была отнесена к Госземфонду и территориально закреплена за Каякентским районом.
Из материалов дела также усматривается, что приговором Избербашского городского суда Республики Дагестан от 8 декабря 2015 г..М.З.Г. был признан виновным в совершении преступления, ответственность за которое предусмотрена п."в" ч.3 ст.286 УК РФ, и осужден за то, что он, будучи главой администрации ГО "город Избербаш", с превышением должностных полномочий, достоверно зная о том, что согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г..N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" земли береговой полосы 500 м, расположенные вдоль Каспийского моря на административной территории Каякентского района, граничащих с землями ГО "город Избербаш", являются федеральными землями и отнесены к курортам республиканского значения, а также зная о том, что в соответствии с п.2 раздела 1 приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г..N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности, ограниченные в обороте согласно п.5 ст.27 ЗК РФ и имеющие запрет на предоставление их в собственность, как земель особо охраняемых территорий, установленные п.8 ст.28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г..N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и п.5 ст.58 Федерального закона от 10 января 2002 г..N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", осознавая, что земли, расположенные в береговой полосе Каспийского моря и граничащие с землями ГО "город Избербаш", не являются землями поселений ГО "город Избербаш" и, соответственно, исключают право администрации ГО "город Избербаш" предоставлять в частную
собственность на данных землях федерального значения земельные участки, действуя умышленно, совершая действия, явно выходящие за пределы его полномочий и влекущие существенное нарушение охраняемых законом интересов государства с причинением тяжких последствий, осознавая преступный характер своих действий, незаконно, из иной личной заинтересованности, выразившейся в стремлении указанного должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленного таким побуждением, как стремление заручиться поддержкой должностных лиц ГО "город Избербаш" и высших должностных лиц Республики Дагестан путем незаконного предоставления им и их родственникам земельных участков, в нарушение требований ст.ст.28 ч.2, 30, 30.1, 31, 32 ч.2, 34 ЗК РФ, предусматривающих предоставление земельного участка при наличии кадастрового паспорта, за плату, при наличии документов о публикации информации о предоставлении земельных участков, проведении торгов при предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и предварительном согласовании места размещения объекта, без наличия вышеуказанных и других документов, предоставил бесплатно в частную собственность гражданам, в том числе, не зарегистрированным и не проживающим в г..Избербаш, земельные участки, расположенные на побережье Каспийского моря на административной территории Каякентского района, граничащие с землями поселений ГО "город Избербаш", отнесенные, согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г..N 105, к курортам республиканского значения, и являющимися землями федерального значения.
Из данного приговора следует, что М.З.Г. в период времени с 23 июня 2008 г. по 30 декабря 2010 г. незаконно распорядился земельным участком общей площадью 15 300 кв.м, расположенным в пределах береговой полосы (Каспийского моря, на территории муниципального образования "Каякентский район", и являющимся федеральной собственностью.
В последующем, вышеуказанный участок был разделён на самостоятельные участки и предоставлен в частную собственность 34 гражданам, в том числе, 30 апреля 2010 г, С.А.М. постановлением N 535 площадью 450 кв.м, расположенный по адресу: г.Избербаш, южнее профилактория и завода ДагЗЭТО, 39 "в", на побережье Каспийского моря, под строительство индивидуального жилого дома.
При этом судом установлено, что все 34 земельных участка, предоставленных гражданам, в том числе, С.А.М, расположены на береговой полосе Каспийского моря на расстоянии от 45 до 250 м до уреза воды - берега Каспийского моря, восточнее профилактория ДагЗЭТО, что предопределяет принадлежность территории указанных земель к федеральному рекреационному назначению, расположены в пределах водоохраной и курортной зон, поэтому ограничены в обороте.
В силу ч.4 ст.61 ГПК РФ, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Приговор в отношении М.З.Г. вступил в законную силу.
Таким образом, названным выше приговором суда, установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:211, предоставлен С.А.М. незаконно, так как относился к федеральной собственности и администрация ГО "город Избербаш" не вправе была распоряжаться этим земельным участком.
Следовательно, спорный земельный участок выбыл из собственности Российской Федерации помимо ее воли.
Поскольку формирование земельных участков, из которых образован спорный земельный участок, осуществлено с нарушением действующего законодательства, их выбытие из земель федеральной собственности произошло при отсутствии волеизъявления уполномоченного лица - собственника имущества, сделка со спорным земельным участком имеет признаки ничтожности, то при таких обстоятельствах с учетом разъяснений п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции пришел правомерно к выводу о необходимости признать право С.А.М. на спорный земельный участок отсутствующим и истребовать его в пользу Российской Федерации.
То обстоятельство, что Законом Республики Дагестан от 12 марта 2012 г. N 13 "Об утверждении границ муниципальных образований Республики Дагестан и о внесении изменений в Закон Республики Дагестан "О статусе и границах муниципальных образований Республики Дагестан" и спорный земельный участок в данное время находится в пределах территории ГО "г.Избербаш", по мнению суда, правового значения для рассматриваемого спора не имеет.
В силу ст.168 ГК РФ, в редакции действующей до 1 сентября 2013 г, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Поскольку спорные земельные участки, ранее располагающиеся на землях водоохраной, рекреационной и курортной зонах, перешли в собственность физического лица без законных на то оснований, то сделки с данными земельными участками являются ничтожными.
Согласно ст.301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно положению п.3 ст.3 ЗК РФ, договор о безвозмездном предоставлении земельного участка является ничтожным, по основаниям, предусмотренным ст.168 ГК РФ, как сделка не соответствующая требованиям закона и иным нормативным актам. Недействительность ничтожной сделки в силу ст.166 ГК РФ не требует признания судом, в суд могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Согласно ст.302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Таким образом, судебная коллегия считает, что исковое заявление ТУ Росимушества в Республике Дагестан подлежит удовлетворению, поскольку предоставление земельного участка С.А.М, осуществлено в нарушение установленного законом порядка, спорный участок не мог быть предоставлен администрацией г.Избербаш в собственность С.А.М, так как расположен в пределах территории рекреационного назначения.
С учетом требований ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ, исходя из того, что истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, а также из стоимости земельного участка, которая составляет 369 000 рублей, с ответчика С.А.М. в доход бюджета ГО "город Махачкала" надлежит взыскать государственную пошлину в размере 6 890 рублей.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Избербашского городского суда Республики Дагестан от 22 мая 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан, удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:211 площадью 450 кв.м, земли населенных пунктов -под строительство индивидуального жилого дома, зарегистрированного за С.А.М. (свидетельство о регистрации права от 12.09.2011 г. N 05-05-09/007/2011-815).
Истребовать из чужого незаконного владения С.А.М. земельный участок с кадастровым номером 05:49:000038:211, площадью 450 км.м. в пользу Российской Федерации.
Взыскать с С.А.М. государственную пошлину в размере 6 890 рублей в доход бюджета ГО "город Махачкала".
Председательствующий Ш.М. Зайнудинова
Судьи А.И. Ашуров
С.К. Сатыбалов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.