Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Даминовой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и.о. заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в г. Кумертау, Мелеузовском, Кугарчинской, Куюргазинском, Федоровском районах Аюпова Ф.С. на постановление судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года, которым:
производство по делу об административном правонарушении в отношении Администрации сельского поселения Мраковский сельсовет Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛА:
протоколом об административном правонарушении исполняющего обязанности заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в г. Кумертау, Мелеузовском, Кугарчинской, Куюргазинском, Федоровском районах Аюпова Ф.С. N173 от 18 мая 2018 года в отношении Администрации сельского поселения Мраковский сельсовет Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.18-20).
Судьей Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан вынесено приведенное выше постановление от 28 мая 2018 года (л.д.49-60).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан и.о. заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в г. Кумертау, Мелеузовском, Кугарчинской, Куюргазинском, Федоровском районах Аюпов Ф.С выражает несогласие с постановлением судьи районного суда от 28 мая 2018 года, считая его незаконным, просит его отменить, материалы дела направить на новое рассмотрение (л.д.64-67).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для удовлетворения жалобы не нахожу.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республики Башкортостан Жеребцова А.С. от 19 марта 2018 года N 992 проведена проверка в отношении Администрации сельского поселения Мраковский сельсовет муниципального района Республики Башкортостан (л.д. 8-10), в ходе которого выявлены нарушения, зафиксированы в акте проверки N70 от 16 мая 2018 года, а именно, что в нарушении ст. 18 ФЗ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п.п. 1.4, 1.7, 2.2.1.1, 3.2.1.1 СанПин 2.1.41110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", п.п. 5.5, 5.8 СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения" не организована и не определена зона санитарной охраны колодца по ул. Карла Маркса с. Мраково Кугарчинского района, на указанный колодец, который является водным объектом, используемый в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения на ул. Карла адрес Кугарчинского района отсутствует санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, данный колодец также не очищен (вода в колодце на визуальный осмотр грязная, мутная, замусоренная), оборудования и крепления изношены, не проведен текущий ремонт оборудования и крепления колодца.
18 мая 2018 года составлен протокол N173 о временном запрете деятельности по эксплуатации вышеуказанного колодца.
Судья, вынося постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении пришел к выводу, что в действиях Администрации сельского поселения Мраковский сельсовет Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ, поскольку должностным лицом не доказано, что колодец по улице К. Маркса в с. Мраково принадлежит на право собственности или находится на балансе Администрации сельского поселения Мраковский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, что ремонт колодца, его эксплуатация возложена на указанный сельсовет.
Оснований не согласиться с выводом судьи межрайонного суда не имеется.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
СанПиН 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников" устанавливает требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.
В соответствии с п.71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п.72 вышеуказанных Правил).
Совокупность приведенных норм свидетельствует об обязанности соответствующих субъектов по организации нецентрализованного водоснабжения, при отсутствии система централизованного водоснабжения.
Как усматривается из материалов дела, территориальный орган Роспотребнадзора представил судье межрайонного суда доказательства нарушения санитарно-эпидемиологических требований (акт проверки, протокол осмотра) к качеству воды нецентрализованного водоснабжения - колодца по ул. Карла Маркса с. Мраково Кугарчинского района.
Вместе с тем, в представленных материалах дела надзорным органом не приведено никакого обоснования виновности сельской администрации в совершении административного правонарушения, а именно обоснования того, что на Администрацию сельского поселения возложена обязанность эксплуатации колодца, в том числе осуществление ее ремонта, в связи с чем Администрация сельского поселения была обязана обеспечить соответствие качества питьевой воды в колодце санитарно-эпидемиологическим требованиям к качеству воды нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, и ее вина не раскрыта.
Как правильно отмечено судьей межрайонного суда, в Уставе сельского поселения Мраковский сельский совет МР Кугарчинский район Республики Башкортостан, в вопросах местного значения обслуживание и ремонт колодцев, равно как и составление проектной документации для определения и утверждения ЗСО (зоны санитарной охраны) не отражено.
Каких-либо данных, что колодец по ул. Карла Маркса с. Мраково Кугарчинского района постановлен на учет в администрации сельского поселения не представлено, материалы дела не содержат сведений об отсутствие на территории сельского поселения централизованной системы холодного водоснабжения, и что на орган местного самоуправления в силу закона возложена обязанность по организации нецентрализованного холодного водоснабжения и (или) подвозу питьевой воды.
Фактически, виновность сельской администрации в совершении административного правонарушения обоснована надзорным органом только протоколом осмотра, актом проверки, на основании которых нельзя установить вину сельской администрации. Из указанных доказательств лишь усматривается, что вода в колодце на визуальный осмотр грязная, мутная и замусоренная, при этом каким-либо заключением эксперта качество воды в сельском поселении на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям определено не было. Лишь наличие на территории села указанного колодца не указывает о виновности администрации сельского поселения в совершении административного правонарушения, и вину не доказывает.
Таким образом, доказательств виновности сельской администрации в совершении административного правонарушения территориальный орган Роспотребнадзора судье не представил и иное из материалов дела не следует.
Вопреки доводам жалобы, бремя доказывания виновности сельской администрации в совершении административного правонарушения лежало на территориальном органе Роспотребнадзора, администрация сельского поселения не обязана была доказывать свою невиновность.
При таких обстоятельствах имеются неустранимые сомнения в виновности сельской администрации в совершении административного правонарушения, которые толкуются в ее пользу, а следовательно, ее вина, которая является необходимым элементом субъективной стороны состава административного правонарушения, не доказана и не установлена.
В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
При таких обстоятельствах вывод судьи первой инстанции об отсутствии в действиях Администрации сельского поселения Мраковский сельсовет Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан состава вмененного правонарушения является правильным, и оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Доводы апелляционной жалобы должностного лица о необоснованной ссылке в постановлении на СанПиН 2.1.4.1174-01, применяемые для централизованных систем питьевого водоснабжения, заявлены правомерно. Вместе с тем, ошибочное применении этих норм, при наличии иных норм права, на правильность основных выводов суда не влияет, поэтому не может повлечь отмены принятого постановления.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛА:
постановление судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации сельского поселения Мраковский сельсовет Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан оставить без изменения, жалобу и.о. заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в г. Кумертау, Мелеузовском, Кугарчинской, Куюргазинском, Федоровском районах Аюпова Ф.С. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.