Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" Закирова ФИО10 на решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2018 года, которым
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в адрес ФИО4 N... - N... от 23 апреля 2018 года в отношении Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба директора Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" Закирова Р.М. - без удовлетворения,
установила:
постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в адрес ФИО4 N... - N... от 23 апреля 2018 года Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" (далее ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений") привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 55000 рублей.
Судья Советского районного суда адрес Республики Башкортостан по жалобе директора Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" Закирова Р.М. принял вышеприведенное решение.
Не согласившись с постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в адрес ФИО4 N... - N... от 23 апреля 2018 года и с решением судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2018 года, директор ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" Закиров Р.М. подал жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан, в которой просит их отменить. В обоснование указывает, что проверка проведена с нарушением требований ФЗ-294 "О защите прав юридических лиц", решение вынесено судом с нарушением норм материального и процессуального права, не определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы изложенные в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании защитник ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" Баширова Р.Р. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан Андреев В.А. в судебном заседании доводы жалобы считал необоснованными.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, наступает в случае допуска работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) гласит, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками). Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Работы, непосредственно связанные с движением транспорта, в том числе внутризаводского, входят в указанный Перечень.
Из материалов дела усматривается, что Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан, на основании распоряжения о проведении проверки N... - N... от дата проведена внеплановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений".
В результате проведенной проверки установлено, что водители автомобилей ФИО5, ФИО6, ФИО7 обязательное психиатрическое освидетельствование в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 года N 695 о прохождении обязательного психиатрического исследования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанная с повышенной опасностью (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов (эпоксидные смолы, компаунды, клеи и прочие (п. 1. дата), сварочные аэрозоли (1.1.4.8), управление транспортными средствами), не прошли, что является нарушением абз. 12 ст. 212, абз. 7 ст. 213 Трудового кодекса РФ.
Указанные обстоятельства и вина ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" подтверждаются совокупностью собранных по данному делу об административном правонарушении доказательств, а именно: распоряжением о проведении проверки N... - N... от дата (л.д. 9-13); актом проверки N... - N... от дата (л.д. 15-20); протоколом об административном правонарушении N... - N... от дата (л.д. 52-54).
Должностным лицом Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан и судьей районного суда в ходе рассмотрения дела исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, исследованные доказательства являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому должностное лицо и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о несоблюдении ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" требований трудового законодательства и его виновности в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений", имелась возможность для соблюдения законодательства в области охраны труда, за нарушение которого ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Действия ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
При получении доказательств, положенных в основу постановления должностного лица и судебного акта, каких-либо процессуальных нарушений допущено не было. Каких-либо противоречий в представленных материалах, которые могли бы повлиять на правильность установления обстоятельств, не имеется.
Доводы жалобы о нарушениях норм Федерального закона от 26 декабря 2008 года N ФЗ-294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при организации и проведении проверки должностными лицами Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан являлись предметом проверки судом первой инстанции, подтверждения не нашли. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
При определении меры наказания должностное лицо учло характер совершенного административного правонарушения и обстоятельства по делу.
Административное наказание назначено ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" в соответствии с санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения ГКУ РБ "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" к административной ответственности соблюден.
Постановление по настоящему делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену судебного акта, вопреки доводам жалобы по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в адрес ФИО4 N... - N... от 23 апреля 2018 года и решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 21 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в отношении Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений", оставить без изменения, жалобу директора Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан "Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений" Закирова ФИО11 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
справка: судья Абузарова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.