Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.,
при секретаре Ивановой Н.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника главы администрации сельского поселения... сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиевой ФИО9 Хасановой ФИО10 на решение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 09 июня 2018 года, которым
постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста - эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 N... /о от 21 мая 2018 года о признании главы администрации сельского поселения... сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиевой ФИО11 виновной по ст. 8.2 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба защитника главы администрации сельского поселения... сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиевой ФИО12 Хасановой ФИО13 - без удовлетворения,
установила:
17 мая 2018 года государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста - эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 выявлен факт нарушения экологических требований при обращении с отходами потребления, а именно горение несанкционированной салки мусора, по адресу: географические координаты адрес.), юго - западнее на расстоянии 750 метров от адрес Республики Башкортостан, общей площадью 100 кв.м.
Постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста - эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 N... /о от 21 мая 2018 года глава администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиева А.З. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Судьей Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан по жалобе защитника главы администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиевой А.З. Хасановой Э.З. принято вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста - эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 N... /о от 21 мая 2018 года и решением судьи городского суда от 09 июня 2018 года, защитник Магадиевой А.З. Хасанова Э.З. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая принятые по делу решения отменить. В обоснование указывает, что решение вынесено судом без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Материалами дела не подтверждается факт совершения административного правонарушения, должностным лицом Магадиевой А.З. ненадлежащим образом исполнялись свои служебные обязанности в сфере соблюдения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В судебном заседании защитник Магадиевой А.З. Хасанова Э.З. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя. Магадиева А.З. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения жалобы извещена своевременно, надлежащим образом. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав явившееся лицо, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения планового (рейдового) осмотра территории адрес Республики Башкортостан, на основании распоряжения начальника Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО5 N... от дата, зафиксировано горение несанкционированной салки мусора, по адресу: географические координаты адрес.), юго - западнее на расстоянии 750 метров от адрес Республики Башкортостан, общей площадью 100 кв.м.
Действия главы администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиевой А.З. должностным лицом административного органа и судьей квалифицированы по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении жалобы, судья первой инстанции исходил из того, что административная ответственность правомерно возложена на указанное должностное лицо по правилам п. 1 ч. 8, п. 2 ч. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления" и п. 18 ч. 1 ст. 14, п. 3 ч. 6.1 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С указанными выводами должностного лица и судьи городского суда, учитывая, что целью правосудия является защита гарантированных законом прав и свобод граждан и юридический лиц, согласиться нельзя в силу следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Делая вывод о виновности Магадиевой А.З. в совершении данного административного правонарушения, должностное лицо и судья первой инстанции исходили из того, что глава администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиева А.З. является ответственной за осуществление хозяйственной деятельности в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 1 Закона об отходах производства и потребления отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; обезвреживание отходов - это уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов -
предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В силу п. 2 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления, п. 2 ст. 7 Закона об охране окружающей среды и п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела не имеется доказательств того, что администрация сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан осуществляет эксплуатацию данной несанкционированной свалки. Как следует из материалов дела, в 2016 году было произведено официальное закрытие несанкционированной свалки, заключен договор на оказание услуг N... от дата и акт от дата года об оказании услуг на вывоз отходов с РО "... ", согласно которого два раза в месяц отходы вывозятся на полигон адрес.
Согласно путевых листов от дата и дата, в целях благоустройства и ликвидации несанкционированной свалки, старостой адрес ФИО6, а также силами сельчан при проведении экологических субботников была произведена обваловка и уборка свалок, которые образовались путем выброса мусора неизвестными лицами.
То обстоятельство, что на территории несанкционированной свалки произошло возгорание мусора, не свидетельствует о том, что главой администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиевой А.З. совершено данное административное правонарушение в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, поскольку каких либо объективных данных о том, что в данном случае производилось уничтожение мусора путем сжигания, не имеется. Магадиева А.З. при составлении протокола об административном правонарушении отрицала такие действия, каких либо свидетелей, подтверждающих указанные обстоятельства, не установлено.
Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что глава администрации сельского поселения Сайрановский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиева А.З. осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов с нарушением требований действующего законодательства.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с этим, постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда подлежат отмене, а производство по делу прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу защитника главы администрации сельского поселения Сайрановский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиевой ФИО14 Хасановой Эльвиры Зуфаровны - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, главного специалиста - эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО4 N... /о от 21 мая 2018 года и решение судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 09 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ в отношении главы администрации сельского поселения ФИО16 сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан Магадиевой ФИО15 отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
справка: судья Раимов Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.