Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Сивковой А.И.,
с участием защитника ГБУЗ Архангельская ЦРБ Бочкарева Н.И,
рассмотрев жалобу защитника ГБУЗ Архангельская ЦРБ Бочкарева Н.И. на решение судьи Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года, которым:
постановление заместителя главного государственного инспектора Архангельского, Аургазинского, Гафурийского и Кармаскалинского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Ардаширова И.Х. N 19 от 20 апреля 2018 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в отношении юридического лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Архангельская центральная районная больница, оставлено без изменения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Архангельского, Аургазинского, Гафурийского и Кармаскалинского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Ардаширова И.Х. N 19 от 20 апреля 2018 года юридическое лицо - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Архангельская центральная районная больница (далее - ГБУЗ Архангельская ЦРБ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей (л.д.24-37).
По жалобе главного врача ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ Галиева Р.Р. судьей Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан вынесено обжалуемое решение от 28 мая 2018 года (79-85).
В жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Башкортостан, защитник ГБУЗ Архангельская ЦРБ Бочкарев Н.И. выражает несогласие с решением судьи 28 мая 2018 года, не оспаривая факт выявленных нарушений, просит его отменить, ссылаясь на тяжелое финансовое положение юридического лица (л.д.88-89).
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника Бочкарева Н.И, поддержавшего доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения судьи межрайонного суда.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч. 3-8 настоящей статьи, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности основываются как на Федеральном законе от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", так и на Конституции РФ, включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статей 38 того же Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. За нарушение требований пожарной безопасности указанные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Исходя из положений ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "О требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее- ППР РФ), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения N15 от 26 января 2018 года главного государственного инспектора Архангельского, Аургазинского, Гафурийского и Кармаскалинского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору Каримова Р.С. в период с 13 февраля по 6 апреля 2018 года проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в комплексе зданий и сооружений ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ (л.д.75-76), в ходе которого выявлены нарушения требований пожарной безопасности, что отражены в акте проверки N 32 от 09 апреля 2018 года (л.д.54-66), а именно, в нарушении требований ст.ст. 4, 50, 62 88, 151, Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п.п. 3, 9, 21, 22, 33, 35, пп. "б, в" 42, 55, 61, 135, 478 постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме", п.п. 6.16, 6.17, 6.18*, 6.27, 6.28*, 6.29, 6.32*, 7.4, 7.17, 8.4 табл.2*, 8.11, 6.29, 6.9*, 6.34* СНиП 21-01-97*, п.п. 6.28, 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*, п.п. 4.4, 4.4.6, 4.7, 13.3.2, 13.4, 13.3.6 СП 3.13130.2009, п. 1.96* СНиП 2.08.02-89*,п. 3.19 СНиП 31-06-2009, п.п. 2.11, 2.13 СНиП 2.04.02-84*, п. 6.14 СНиП 2.04.01-85*, п.п. 12.16, 12.18, 12.18*, 12.28, 12.48 НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации.
Нормы и правила проектирования", СО 153-34.21.122-2003, п. 6.3.3.4 ГОСТ Р 12.4.026-2001: в полу на путях из коридора второго этажа в лестничную клетку в районе кабинета N 39 на втором этаже имеется перепад высот (выступы) менее 45 см; выход в чердак из лестничной клетки в восточной части выполнен не через противопожарный люк 2-го типа и имеют размеры 0,6х0,5 м, что менее требуемого 0,6х0,8 м; выход в чердак из лестничной клетки напротив кабинета N 39 выполнен не через противопожарный люк 2-го типа и имеют размеры 0,55х0,55 м, что менее требуемого 0,6х0,8 м; в коридорах и вестибюле первого этажа пожарный извещатель АПС установлен не на несущие конструкции; приборы управления систем противопожарной защиты здания установлены в коридоре второго и третьего этажей, не защищены от несанкционированного доступа к ним; здание поликлиники и терапевтического корпуса не оборудованы устройством молниезащиты; дверь помещения склада "НЗ" выполнена не противопожарной; части здания различной функциональной пожарной опасности, а именно, помещения автоклавы и дез.камеры имеющие класс функциональной пожарной опасности Ф5.1 и помещения на первом этаже лечебного корпуса, имеющего класс функциональной пожарной опасности Ф1.1 не разделены противопожарными преградами; не обеспечено наружное пожаротушение зданий (пожарный гидрант не проверен на работоспособность); ширина эвакуационных выходов менее требуемого 1,2 м, а именно: из прихожей в восточной части здания непосредственно наружу - 0,8 м, из фойе в прихожую в восточной части здания - 0,87 м, из лестничной клетки в фойе в восточной части здания - 0,76 м, из лестничной клетки в фойе в западной части здания - 0,9 м, из фойе в прихожую в западной части здания - 1,05 м, из прихожей в западной части здания непосредственно наружу - 0,88 м, из лестничной клетки в районе кабинетов стоматологов в фойе - 0,8 м, из фойе в районе кабинетов стоматологов непосредственно наружу - 1,04 м, из коридора первого этажа помещений роддома в тамбур - 0,78 м,
внутри тамбура роддома - 1,08 м, из тамбура роддома в прихожую - 0,85 м, из коридора первого этажа в тамбур (в районе изолятора) - 0,78 м, из тамбура в прихожую (в районе изолятора) - 0,9 м, в коридоре второго этажа -1,06 м, из коридора первого этажа в лестничную клетку в восточной части здания - 1,13 м, из лестничной клетки в восточной части здания непосредственно наружу - 0,96 м, из лестничной клетки в западной части здания непосредственно наружу - 0,97 м, из лестничной клетки в восточной части здания в коридор первого этажа - 0,77 м, из коридора первого этажа в тамбур в восточной части здания - 1,11 м, внутри тамбура в восточной части здания - 1,02 м, из тамбура в восточной части здания непосредственно наружу - 1,01 м, из коридора второго этажа в лестничную клетку в западной части здания - 0,76 м, из коридора второго этажа в лестничную клетку в восточной части здания -1,13 м, из коридора третьего этажа в лестничную клетку в западной части здания - 1,13 м, из коридора третьего этажа в лестничную клетку в восточной части здания - 1,13 м; двери эвакуационных выходов из лестничной клетки в восточной части здания в фойе, и из фойе в прихожую, из коридора первого этажа в фойе в средней части здания (в направлении метеостанции), из лестничных клеток в фойе (в районе кабинетов стоматологов на первом этаже) открываются не по направлению эвакуации; двери разделяющие лестничную клетку в восточной части здания и коридор второго этажа, в районе кабинета N 32 на втором этаже и коридор второго этажа, в западной части здания и коридор второго этажа не оборудованы устройством для самозакрывания с уплотнениями в притворах, и отсутствуют двери разделяющие лестничную клетку в районе кабинета N 39 на втором этаже и коридор второго этажа; высота горизонтальных участков путей эвакуации не первом этаже лестничной клетки в восточной части здания составляет 1,84 м, на первом этаже лестничной клетки в западной части здания - 1,81 м, что менее требуемого 2 м; в лестничных клетках в
восточной и западной частях здания нижний марш имеет четыре ступени не оборудованные перилами; ширина нижнего марша лестничной клетки в районе кабинета N 39 на втором этаже составляет 1,13 м, что менее требуемого 1,2 м; в лестничных клетках установлены радиаторы системы отопления, выступающие из плоскости стены на высоте менее требуемого 2,2 м: в восточной части здания - 2,06 м, в районе кабинета N 32 на втором этаже - 2,08 м, в районе кабинета N 39 на втором этаже - 1,9 м, в западной части здания - 1,96 м, в восточной с западной частях здания; дверь помещения электрощитовой выполнена не противопожарной; противопожарные двери установленные в коридоре первого и второго этажей, длинной более 60 м не оборудованы устройством для самозакрывания, нижние дверные косяки демонтированы; выход из лестничной клетки в восточной части здания на чердак не оборудован противопожарным люком 2-го типа; отсутствует ограждение кровли здания школы; ширина лестничных маршей восточной и западной лестничных клеток составляет 1,2 м, ширина площадок восточной и западной лестничных клеток составляет от 1,2 до 1,14 м, что менее требуемого 1,35 для зданий класса Ф 1.1; имеющиеся в здании лестничные клетки ведущие из коридоров второго и третьего этажей не имеют выхода наружу на прилегающую к зданию территорию или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями; в зданиях поликлиники, терапевтического отделения настенные звуковые оповещатели системы оповещения людей о пожаре установлены на расстоянии менее чем 150 мм от потолка; розетки пожарных извещателей АПС в помещении изолятора, установлены на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия и в помещениях склада дез.средств, перевязочной на втором этаже здания, процедурной хирургического отделения, ординаторской педиатрического отделения, в палате N 1 педиатрического отделения, сестринской родильного отделения, изолятора родильного отделения, ординаторской родильного отделения, грязного белья на третьем этаже,
отдела кадров, главной медицинской сестры, юриста пожарные извещатели АПС установлены на расстоянии менее 1 м от вентиляционного отверстия; датчики системы автоматической пожарной сигнализации во всех кабинетах установлены на не несущих конструкциях; помещения не оборудованные датчиками автоматической пожарной сигнализации - подсобное помещение гардероба, бытовое помещение расположенное на втором этаже в восточной части (чайная), раздевалка на втором этаже здания (напротив центральной лестничной клетки), палата N 11 на втором этаже, палата N 9 на третьем этаже, соляная шахта, тамбур на первом этаже в западной части здания; в помещении изолятора, мед.работника соляной шахты, в коридоре второго этажа демонтированы пожарные извещатели системы автоматической пожарной сигнализации и в помещении лифтового холла на втором этаже установлен один пожарный извещатель АПС (необходимо не менее двух); радиус действия пожарного извещателя установленного на потолке в коридоре второго этажа в восточной части здания превышает предельно допустимый радиус 4,5 метра, и составляет около 7,5 метров; внутри пожарных кранов отсутствуют огнетушители, при этом их наличие и место расположения нанесены на поэтажные планы эвакуации; не разработаны (не представлены) инструкции о мерах пожарной безопасности; не разработаны инструкции о действии персонала на случай возникновении пожара в дневное и в ночное время; дверь эвакуационного выхода из коридора первого этажа в центре здания в направлении пищеблока не оборудована световым табло "Выход"; над дверным проемом, ведущим из коридора первого этажа в ластичные клетки установлены световые табло "выход", хотя эвакуационные выходы из лестничных клеток нет; не представлены документы подтверждающие качество огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли, тогда как проверка состояния огнезащитной обработки проводится 1 раз в год; в помещении электрощитовой на первом этаже здания не обеспечен требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемости,
через образовавшиеся отверстия и зазоры в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями; места расположения кнопок включения пожарной автоматики и средств оповещения, телефонов не обозначены знаками пожарной безопасности; двери эвакуационного выхода из коридора первого этажа непосредственно наружу (в районе кабинетов педиатров), из коридора второго этажа в лестничную клетку в южной части знания, из коридора первого этажа в лестничную клетку в восточной части здания закрыты на замок; в помещении ординаторской хирургического отделения на втором этаже здания светильник имеет повреждения в виде оплавления; в помещениях здания пищеблока электрические светильники эксплуатируются без защитных колпаков (рассеивателей) предусмотренных конструкцией светильников; в палатах, кабинетах и вспомогательных помещениях первого, второго и третьего этажей светильники не оборудованы защитными колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светилиников; внутренние противопожарные водопроводы находятся в неработоспособном состоянии (протокол N В-003 (Р) о проведении испытаний на водоотдачу внутреннего противопожарного водопровода от 06 марта 2017 г..), руководителем не организована проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующего акта; системы автоматической пожарной сигнализации, системы вывода сигнала о срабатывании автоматической пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре смонтированные в некоторых зданиях находятся в неработоспособном состоянии, не все помещения лаборатории оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (отсутствует АУПС в коридоре, в боксе и т.д.); автоматическая установка пожарной сигнализации смонтированная в здании лаборатории находится в неисправном состоянии; палаты для пациентов с тяжелыми проявлениями
заболевания, а также детей размещены не на первом этаже здания; у огнетушителей установленных в помещениях и в пожарных шкафах в некоторых зданиях истекли сроки перезарядки.
Факт совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и виновность юридического лица - ГБУЗ Архангельская ЦРБ, в совершении правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении N37 от 09 апреля 2018 года, с описанием обстоятельств правонарушения и перечислением допущенных нарушений; актом проверки N 32 от 09 апреля 2018 года и другими материалами проверки.
Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, в связи с чем не доверять им оснований не имеется.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 и ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица, - ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ имелась возможность для соблюдения законодательства в области безопасности пожарной безопасности, нарушение которого ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ обоснованно привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Действия ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Выводы должностного лица и судебной инстанции о виновности ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях КоАП РФ, указанных выше нормативных актов и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судьей обстоятельств дела правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Доводы жалобы не содержат установленных законом оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Доводы жалобы о том, что ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ находится в сложном финансовом положении, сами по себе, установленным законом основаниям для освобождения от административной ответственности не являются.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Оснований для признания правонарушения малозначительным, или признания наказания чрезмерно суровым, не имеется, с учетом характера административного правонарушения в области пожарной безопасности, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность.
Определенные должностным лицом административного органа вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа, решения судьи районного суда не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием законного представителя юридического лица главного врача Галиева Р.Р. (л.д.51), постановление о назначении наказания вынесено должностным лицом в отсутствии Галиева Р.Р, при его надлежащем извещении (л.д.51).
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Архангельская центральная районная больница, оставить без изменения, жалобу защитника Бочкарева Н.И. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.