Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Идельбаеве З.Р.,
с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - главного метролога ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллина Р.М,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Муратовой И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Тимергалиева Т.Р. на решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Тимергалиева Т.Р. N04-04/201-О/РС от 26 декабря 2017 года об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главного метролога ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллина Радика Мидхатовича отменено, дело направлено на новое рассмотрение,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Тимергалиева Т.Р. N04-04/201-О/РС от 26 декабря 2017 года должностное лицо - главный метролог ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллин Р.М. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.46-48).
Судьей Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 года по жалобе Гиндуллина Р.М. вынесено вышеуказанное решение (л.д.171-175).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Тимергалиев Т.Р. выражает несогласие с решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 года считая его незаконным, просит его отменить, указав, что ссылка судьи на применение положения ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ является незаконным (л.д.177-178).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, на основании приказа N1299-П от 17 июля 2017 года в период с 14 августа 2017 года по 06 октября 2017 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан была проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" (л.д.65-72).
На основании выявленных фактов нарушения требований природоохранного законодательства, отраженных в акте проверки N 59-В (л.д. 18-24) от 02 марта 2018 года, должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан в отношении главного метролога "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллина Р.М. составлены протоколы об административном правонарушении N204-О/РС, N201-О/РС и он привлечен к административной ответственности:
постановлением N 04-04/201-О/РС от 26 декабря 2017 года за совершение административного правонарушения, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей, за то, что предприятие не представило программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов, полигона неутилизируемых отходов производства ПАО "ТЗА", и в пределах его воздействия на окружающую среду и отчет о результатах мониторинга за 2016 год (л.д.46-48);
постановлением N 04-04/204-О/РС от 26 декабря 2017 года за совершение административного правонарушения, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей за то, что предприятие в период с 04 сентября 2014 г. по 06 октября 2017 г. осуществляет деятельность по размещению отходов III класса опасности (осадок при обезвреживании электролитов хромирования и хромсодержащих стоков электрокоагуляционным методом (3 63 444 51 39 3), пыль газоочистки хрома незагрязненная (3 61 232 07 42 3)) в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Судья, рассматривая жалобу Гиндуллина Р.М. на указанные постановления, пришла к выводу, что при вынесении указанных постановлений N 04-04/201-О/РС и N 04-04/204-О/РС от 26 декабря 2017 года должностным лицом органа надзора не учтены положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, поскольку выявленные нарушения требований природоохранного законодательства главным метрологом ПАО "ТЗА" Гиндуллиным Р.М. выявлены в ходе одной проведенной проверки и образованы одними фактическими обстоятельствами и вытекают из одного действия (бездействия) Гиндуллина Р.М.
Вместе с тем, с данным выводом судьи согласиться нельзя в виду следующего.
Частью 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно правовой позиции, выраженной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, в случае, когда при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ. Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 названного Кодекса, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Вместе с тем в рассматриваемом случае у должностного лица - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Тимергалиева Т.Р. отсутствовали основания для объединения дел об административных правонарушениях и применения положений указанной нормы, так как выявленные в рамках одной проверки нарушения требований природоохранного законодательства допущены не в результате одного действия (бездействия). В связи с чем, главный метролог "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллин Р.М. правомерно был привлечен к административной ответственности по каждому действию (бездействию) в отдельном производстве с вынесением постановления об административном правонарушении по каждому совершенному правонарушению, в связи с чем оснований для применения п.2 ст. 4.4 КоАП РФ, не имелось.
Таким образом, при рассмотрении жалобы Гиндуллина Р.М. судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения судьи.
Обстоятельства, послужившие основанием привлечения лица к административной ответственности, имели место 15 января 2017 года.
Поскольку установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности истек 15 января 2018 года, нового рассмотрения дела быть не может, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Тимергалиева Т.Р, удовлетворить.
Решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 мая 2018 года в отношении должностного лица - главного метролога ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллина Радика Мидхатовича отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.