Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Рахматуллина А.М., при секретаре Идельбаеве З.Р.,
с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности - главного метролога ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" Гиндуллина Р.М,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Муратовой И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. на решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2018 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. N04-04/108-А/ЭВ от 12 декабря 2017 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" отменено, дело направлено на новое рассмотрение,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Тимергалиева Т.Р. N04-04/108-А/ЭВ от 12 декабря 2017 года юридическое лицо ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (л.д.17-19).
Судьей Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2018 года по жалобе защитника Гаскарова Р.Ф. вынесено вышеуказанное решение (л.д.168-173).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметов Т.В. выражает несогласие с решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2018 года считая его незаконным, просит его отменить, указав, что ссылка судьи на применение положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ является незаконным (л.д.174-175).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, на основании приказа N1299-П от 17 июля 2017 года в период с 14 августа 2017 года по 06 октября 2017 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан была проведена плановая выездная проверка в отношении ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов".
На основании выявленных фактов нарушения требований природоохранного законодательства, отраженных в акте проверки N59-В (приобщен к материалам дела) от 02 марта 2018 года, должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан в отношении ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" составлены протоколы об административном правонарушении N110-А/ЭВ, N108-А/ЭВ и общество привлечено к административной ответственности:
постановлением N 04-04/110-А/ЭВ от 12 декабря 2017 года за совершение административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 80 000 рублей, за то, что предприятие нарушило правила охраны атмосферного воздуха, что осуществляя в 2017 году эксплуатацию литейного участка ПАО "ТЗА", нарушило условия действия разрешения на выброс N48/2017 от 16 мая 2017 года в части превышения 31 августа 2017 года нормативов выбросов загрязняющих веществ на источнике N0118 по взвешенным веществам в 11,7 раза;
постановлением N 04-04/108-А/ЭВ от 12 декабря 2017 года за совершение административного правонарушения, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 рублей за то, что установки очистки газа на источниках выбросов NN0052, 0077, 0084, 0118, 0121, 0124, 0107 не подвергались проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год и осмотру для оценки их технического состояния не реже 1 раза в полугодие (17-19).
Судья, рассматривая жалобу защитника Гаскарова Р.Ф. на указанные постановления, пришла к выводу, что при вынесении указанных постановлений N 04-04/110-А/ЭВ и N 04-04/108-А/ЭВ от 12 декабря 2017 года должностным лицом органа надзора не учтены положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, поскольку выявленные нарушения требований природоохранного законодательства ПАО "ТЗА" выявлены в ходе одной проведенной проверки и образованы одними фактическими обстоятельствами и вытекают из одного действия юридического лица.
Вместе с тем, с данным выводом судьи согласиться нельзя в виду следующего.
Частью 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно правовой позиции, выраженной в п.4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, в случае, когда при подготовке дела к судебному разбирательству будет установлено, что в материалах одного дела об административном правонарушении, переданного на рассмотрение судье, имеется несколько протоколов об административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, каждый протокол надлежит принимать для рассмотрения в отдельном производстве с вынесением постановления по каждому совершенному правонарушению в соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ. Если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 названного Кодекса, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Вместе с тем в рассматриваемом случае у должностного лица - государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. отсутствовали основания для объединения дел об административных правонарушениях и применения положений указанной нормы, так как выявленные в рамках одной проверки нарушения требований природоохранного законодательства допущены не в результате одного действия (бездействия). В связи с чем, ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" правомерно было привлечено к административной ответственности по каждому действию (бездействию) в отдельном производстве с вынесением постановления об административном правонарушении по каждому совершенному правонарушению, в связи с чем оснований для применения п.2 ст. 4.4 КоАП РФ, не имелось.
Таким образом, при рассмотрении жалобы защитника Гаскарова Р.Ф. судьей были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену решения судьи.
Поскольку установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности общества истек 31 мая 2018 года, нового рассмотрения дела быть не может, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛА:
жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Ахметова Т.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2018 года в отношении ПАО "Туймазинский завод автобетоновозов" отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан А.М. Рахматуллина
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.