Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Осетровой З.Х,
судей Вахитовой Г.Д,
Фахретдиновой Р.Ф,
при секретаре Хусаиновой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гарафутдиновой Ф.А. к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма жилого помещения,
по апелляционной жалобе Гарафутдиновой Ф.А. на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
Гарафутдинова Ф.А. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что 31 марта 1988 года Гарафутдинова Ф.А. была определена, а 25 апреля 1988 года направлена в детский дом г..Октябрьский Республики Башкортостан. В путевке указано, что у нее нет отца, а мать психически больна. С 29 апреля 1988 года по 26 июня 2000 года истица находилась на полном государственном обеспечении. В связи с тем, что на момент выпуска из детского дома Гарафутдинова Ф.А. не имела возможности и определенных знаний для самостоятельного обращения в органы опеки и попечительства в установленные законом сроки, она обратилась в жилищный отдел Администрации муниципального района Туймазинский район и в Отдел опеки и попечительства Администрации городского округа г..Октябрьский Республики Башкортостан по вопросу предоставления жилья в ноябре 2008 года. Комиссией городского округа города Октябрьского Республики Башкортостан в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истцу было отказано ввиду того, что она выявлена как сирота в Туймазинском районе Республики Башкортостан. Жилищным отделом Администрации муниципального района Туймазинский район отказано в постановке на такой учет в связи с тем, что в соответствии с законодательством постановка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет осуществляется строго до 23-ти лет. После обращения в Министерство образования Республики Башкортостан ответчик письмом N... от дата запросил полный пакет документов, требуемый для постановки на учет среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 06 дата распоряжением за N... истица была принята на учет для улучшения жилищных условий. Распоряжением главы Администрации муниципального района Туймазинский район N... от дата истица снята с учета и исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с указанием на то, что она была поставлена на учет в возрасте 30 лет.
Считает, что распоряжение N... от дата вынесено неправомерно, просит его отменить, обязать ответчика поставить ее на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жилищных условий; предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор социального найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года в удовлетворении исковых требований Гарафутдиновой Ф.А. к Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан отказано полностью.
Не соглашаясь с решением суда, Гарафутдиновой Ф.А. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Гарафутдинову Ф.А. и ее представителя Примакину Л.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 9 статьи 8 данного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из положений данного закона следует, что дополнительные гарантии, установленные этим законом, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются лишь на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Таким образом, дети, оставшиеся без попечения родителей, не вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет, не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно только при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Из свидетельства о заключении брака N... от 09 октября 2013 года усматривается, что Мухаметова Ф.А. 09 октября 2013 года зарегистрировала брак с Гарафутдиновым А.Р, после заключения брака ей присвоена фамилия "Гарафутдинова".
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением исполнительного комитета Туймазинского городского совета народных депутатов N... от дата Мухаметова Ф.А. определена в детский дом.
Отдел народного образования исполнительного комитета Туймазинского городского совета народных депутатов БАССР письмом за исх.N 15 от 04 апреля 1988 года просил Министерство просвещения устроить Мухаметову Ф.А. в детский дом, так как мать психически больна, а родственники отказались от воспитания.
Путевкой N... от дата подтверждается, что Мухаметова Ф.А, дата рождения, имеющая психически больную мать, не имеющую отца, направлена в Октябрьскую школу-интернат для зачисления.
В справке ГОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом города Октябрьского N... от дата указано, что Мухаметова Ф.А. в период с 29 апреля 1988 года по 26 июня 2000 года воспитывалась в школе-интернате N 2 для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, г. Октябрьского и находилась на полном государственном обеспечении.
Администрацией городского округа г. Октябрьский Республики Башкортостан отказано Мухаметовой Ф.А. в постановке в льготную очередь и получения жилья в г.Октябрьский Республики Башкортостан по причине ее выявления как сирота в Туймазинском районе Республики Башкортостан, а проживает в г. Тюмень, что подтверждается выпиской из протокола N 11 заседания жилищной комиссии городского округа город Октябрьский от 14 ноября 2008 года.
11 ноября 2008 года Мухаметова Ф.А. обратилась в Администрацию муниципального района Туймазинский район с заявлением о включении ее в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
12 ноября 2008 года Мухаметовой Ф.А. дан ответ, что поставить ее на учет не представляется возможным, так как постановка на учет может быть произведена при обращении в возрасте до 23 лет.
Распоряжением главы Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан N... от дата Гарафутдинова Ф.А. принята на учет для улучшения жилищных условий по месту жительства среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, 16 мая 2017 года истица была снята с данного учета, поскольку на момент обращения Гарафутдиновой Ф.А. с заявлением о постановке на учет как ребенка-сироты ей было более 23 лет (30 лет), что подтверждается распоряжением главы Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан N N... от дата
Из материалов дела следует, что Гарафутдинова Ф.А. достигла возраста 23 лет - 20 июля 2007 года, в Администрацию муниципального района Туймазинский район с заявлением о включении ее в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обратилась только 11 ноября 2008 года.
Из материалов дел не усматривается, что истец до указанного возраста и до 23 лет обращалась с заявлением о постановке на учет на получение жилого помещения.
Данное обстоятельство указывает на отсутствие оснований для предоставления ей мер социальной поддержке в виде предоставления жилого помещения.
Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер.
Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует, что Гарафутдинова Ф.А. на момент рассмотрения данного дела достигла возраста 34 лет.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от дата N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доводы о том, что из-за своей юридической неграмотности истец пропустил установленный срок для обращения, несостоятельны, так как незнание законодательства не может являться объективной уважительной причиной пропуска срока для постановки на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения и не служит правовым основанием к отмене постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы Гарафутдиновой Ф.А. о том, что причиной обращения с заявлением о предоставлении жилья после достижения 23-летнего возраста послужило бездействие органов местного самоуправления и отсутствие у нее информации о правах ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей органом местного самоуправления, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В части, относящейся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением, это направлено, в том числе, на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона N 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социальной незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки.
В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене обжалуемого решения суда, сводятся к изложению позиции, выраженной истцом в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требования, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 28 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гарафутдиновой Ф.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Осетрова З.Х.
Судьи: Вахитова Г.Д.
Фахретдинова Р.Ф.
Справка:
судья ФИО14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.