Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Хамидуллиной Э.М.
судей Абдрахмановой Э.Я.
Низамовой А.Р.
при секретаре Калимуллиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску Администрации муниципального района Илишевский район к Закировой Г. М. о взыскании (возврате) социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в сумме 529200 рублей.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р, судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан обратилась с иском к Закировой Г.М. о взыскании (возврате) социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в сумме 529200 рублей.
В обоснование иска указано, что 08 апреля 2009 года Закирова Г.М. обратилась в Администрацию муниципального района Илишевский район с заявлением о включении ее в список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
03 сентября 2013 года Закировой Г.М. (в составе семьи она и ФИО3) выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты (субсидии) на приобретение (строительство) жилья в сельской местности как молодому специалисту в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2012 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" в сумме 529200 рублей.
17 и 19 сентября 2013 года на банковский счет Закировой Г.М. перечислены денежные средства - социальная выплата на завершение строительства в сумме 529200 рублей, из них 257561,64 рублей из федерального бюджета и 271638,36 рублей из республиканского бюджета, что подтверждается платежными поручениями.
03 сентября 2013 года достигнуто трехстороннее соглашение между Администрацией муниципального района Илишевский район, МБОУ СОШ им. Т.Л. Рахманова и Закировой Г.М, где существенными условиями являлись: обязательство ответчика отработать у данного работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, а также право органа местного самоуправления истребовать в судебном порядке от Закировой Г.М. средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе работника в соответствии со статьей 77 п.3 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Используя социальную выплату, Закирова Г.М. улучшила жилищные условия путем завершения начатого строительством дома по адресу: адрес.
После получения социальной выплаты Закирова Г.М. свое обязательство (как участника мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации программы) отработать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства, не исполнила.
Закирова Г.М. 30 августа 2014 года по собственному желанию прекратила трудовые отношения с МБОУ СОШ им. Т.Л. Рахманова. 01 сентября 2014 года принята на работу учителем в МБОУ Лицей адрес, откуда уволилась 19 августа 2017 года по собственному желанию.
Таким образом, Закировой Г.М. не исполнены обязательные условия для участников, включенных в программу по категории "молодые специалисты", предусматривающие работу в организации социальной сферы в сельской местности не менее 5 лет.
Администрацией района Закировой Г.М. направлялись письма об устранении допущенных нарушений, однако письма оставлены без ответа.
Решением Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2018 года постановлено:
взыскать с Закировой Г. М. в пользу Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты в сумме 529200 (пятьсот двадцать девять тысяч двести) рублей.
Взыскать с Закировой Г. М. в доход государства государственную пошлину в размере 8492 (восемь тысяч четыреста девяносто два) рубля.
В апелляционной жалобе Закирова Г.М. просит решение суда отменить, указывая, что рассмотрение дела происходило без ее участия, так как о существовании данного процесса она узнала только после вынесения решения. Какие-либо почтовые извещения по адресу ее регистрации не поступали. О рассмотрении дела 04 июня 2018 года Закирова Г.М. узнала из судебной повестки, полученной ею только 05 июня 2018 года.
Согласно статье 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
В силу пункта 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;
Определением судебной коллегии от 26 июля 2018 года постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, так как материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении Закировой Г.М. о времени и месте судебного заседания, назначенного на 04 июня 2018 года.
В судебном заседании представитель Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан Сибагатуллина Г.З. исковое заявление поддержала.
Остальные лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Закирова Г.М. извещена по адресу, указанному ею в апелляционной жалобе. Этот же адрес указан в иске. Иных сведений для направления корреспонденции от ответчика не поступало.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года N 858 (в редакции Постановления от 28 апреля 2011 года N 336) утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", Министерство сельского хозяйства Российской Федерации определено государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное Постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года" и федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 года".
Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпункт "а" п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Пунктом 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 N 858 предусмотрено, что право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трехсторонним договором, указанным в п. 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трехстороннем договоре.
Как следует из материалов дела, 03 сентября 2013 года между администрацией муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, МБОУ СОШ им. Т.Л. Рахманова и Закировой Г.М. заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), согласно которому Закирова Г.М. получила право на получение социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности из федерального республиканского и местного бюджетов в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и обязалась отработать в МБОУ СОШ им. Т.Л. Рахманова 5 лет с момента получения социальной выплаты.
В соответствии с условиями указанного договора Закировой Г.М. предоставлена социальная выплата в размере 257561,64 рублей - из федерального бюджета, 271638,36 рублей - из республиканского бюджета Республики Башкортостан.
03 сентября 2013 года Закировой Г.М. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности 102-13ММ2, на основании которого ответчиком получены денежные средства в размере 529200 рублей.
Как указывает истец, используя социальную выплату, Закирова Г.М. улучшила жилищные условия путем завершения начатого строительства дома по адресу: адрес.
Согласно трудовому договору и трудовой книжке на момент получения социальной выплаты ответчик работала в МБОУ СОШ им. Т.Л. Рахманова.
30 августа 2014 года Закирова Г.М. по собственному желанию прекратила трудовые отношения с МБОУ СОШ им. Т.Л. Рахманова.
01 сентября 2014 года Закирова Г.М. принята на работу учителем в МБОУ Лицей с. Нижнеяркеево, с которым 19 августа 2017 года по собственному желанию также прекратила трудовые отношения.
Согласно п. 3.1.10 трехстороннего договора N 50 от 03 сентября 2013 года администрация муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан вправе истребовать в судебном порядке от Закировой Г.М. средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе работника в соответствии со статьей 77 п. 3 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.
Как следует из п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе) субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ.
Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях: а) наличие долгосрочных региональной и (или) муниципальных целевых программ, разработанных в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов, с генеральными планами сельских поселений и предусматривающих значения показателей мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил, соответствующие значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - орган исполнительной власти) о порядке и условиях предоставления субсидий;
б) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств по софинансированию (финансовому обеспечению) в соответствующем финансовом году мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в размере не менее размера, необходимого для обеспечения установленного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил уровня софинансирования за счет субсидий;
в) привлечение субъектом Российской Федерации в объемах, необходимых для выполнения целевых индикаторов:
собственных (заемных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов - в случае предоставления социальных выплат;
средств работодателей - в случае предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований;
г) наличие бюджетной заявки о размерах субсидий на очередной финансовый год, необходимых для выполнения мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Программы, по форме согласно приложению N 3, сведений о размерах средств, которые планируется направить на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Программы, согласно приложению N 4 и предварительных списков участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения в рамках реализации Программы по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Под сельской местностью в вышеуказанных Правилах понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из анализа вышеприведенного содержания Правил, Порядка во взаимосвязи следует, что вступление ответчика в Программу предполагало его безусловное согласие на выполнение работы в течение определенного периода времени в организации социальной сферы в сельской местности, которую она избрала для постоянного проживания.
Закирова Г.М. нарушила принятое на себя обязательство, уволившись до истечения 5 лет из муниципального образовательного учреждения в сельской местности. Доказательств того, что Закирова Г.М. трудоустроилась в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности ответчик не представила, возражений против иска не подала.
Поскольку Закирова Г.М. не заключила трудовой договор с другим работодателем в сельской местности и не обратилась в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, то в силу закона и договора истец имеет право истребовать от ответчика средства в размере полученной им социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, взыскании с Закировой Г.М. предоставленную ей социальную выплату 529200 рублейв пользу Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, государственную пошлину 8492 рубля в доход бюджета муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан.
Руководствуясь ст.ст. 196-199, 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.
Взыскать с Закировой Г. М. в пользу Администрации муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты в размере 529200 рублей.
Взыскать с Закировой Г. М. в доход бюджета государственную пошлину в размере 8492 рубля.
Председательствующий Э.М. Хамидуллина
Судьи Э.Я. Абдрахманова
А.Р. Низамова
Справка: судья Шаяхметова Э.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.