Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Кривцовой О.Ю. и Смирновой О.В.
при секретаре Хасанове Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уразбаева С.К. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация), ПАО "Газпром газораспределение Уфа", МУП "Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево", Управлению по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, МБУБ Октябрьского района г. Уфа о возложении обязанности по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, устройства автомобильной дороги местного значения по апелляционной жалобе администрации на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 мая 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В, объяснения представителя администрации Файзерахманова А.Р, представителя ПАО "Газпром газораспределение Уфа" Романова А.Ф, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Уразбаева С.К. Лутфуллиной Г.Р, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
Уразбаев С.К. обратился в суд с иском к администрации, ПАО "Газпром газораспределение Уфа", МУП "Дирекция по строительству и содержанию в поселке Нагаево", Управлению по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, МБУБ Октябрьского района г Уфа о возложении обязанности по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, устройства автомобильной дороги местного значения.
В обоснование иска указал, что постановлением главы администрации г. Уфа Республики Башкортостан от 06 июня 2001 г. N... "О предоставлении земельных участков вынужденным переселенцам, согласно приложению, в адрес в пожизненное наследуемое владение для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов" (далее - постановление от 06 июня 2001 г. N... ) Урузбаеву С.К. предоставлен земельный участок N... в квартале N...
28 ноября 2016 г. зарегистрировано право собственности Урузбаева С.К. и его супруги ФИО1 (в равных долях) на земельный участок, кадастровый N.., категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для строительства индивидуального жилого дома, общей площадью 1498 кв.м, расположенный по адресу: адрес, и жилой дом, площадью 98,7 кв.м, расположенный на данном земельном участке и имеющий почтовый адрес: адрес (далее - земельный участок, жилой дом).
30 августа 2017 г. Урузбаев С.К. обратился в администрацию с просьбой об обеспечении жителей адрес, в том числе проживающих по адрес, инженерной и транспортной инфраструктурой. В ответе на обращение истца Управление по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указало, что уполномоченной организацией - МУП "Дирекция" - ведется работа по передаче сетей наружного освещения в хозяйственное ведение МУЭСП "УфаГорСвет", сетей электроснабжения и сетей газораспределения - на обслуживание в специализированные организации; для подключения частного дома к наружному газопроводу на адрес истцу необходимо обратиться в филиал ООО "Газпром газораспределение Уфа"; содержание дорожного полотна производится МБУБ Октябрьского района г Уфа.
Просил, уточнив исковые требования, возложить на ответчиков обязанность по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, устройству автомобильной дороги местного значения до земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу: адрес; взыскать в пользу Узурбаева С.К. государственную пошлину в размере 300 руб, расходы на оплату услуг представителя 50 000 руб.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Узурбаева С.К. удовлетворены частично. На администрацию возложена обязанность по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, устройству автомобильной дороги местного значения до земельного участка, кадастровый N.., расположенного по адресу: адрес; взысканы с администрации в пользу Узурбаева С.К. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб, расходы по оплате услуг представителя 10 000 руб. В удовлетворении исковых требований Узурбаева С.К. к ПАО "Газпром газораспределение Уфа", МУП "Дирекция", Управлению по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, МБУБ Октябрьского района г. Уфа отказано.
В апелляционной жалобе администрацией ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, не соответствующего нормам материального права.
На апелляционную жалобу поступили возражения от истца.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что законодателем к компетенции органов местного самоуправления отнесены организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, вследствие чего возложил на администрацию предусмотренную законом обязанность по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, устройству автомобильной дороги местного значения до земельного участка с кадастровым номером 02:55:040610:8141.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, согласующимися с нормативно-правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, и представленными в материалы дела доказательствами, в том числе удостоверением вынужденного переселенца N.., выданным Урузбаеву С.К, постановлением от 06 июня 2001 г. N.., копиями выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними, удостоверяющих проведённую государственную регистрацию прав на земельный участок и жилой дом, выданных 15 ноября 2016 г, копией Устава городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, копией Положения об администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, содержащегося в приложении N... к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 декабря 2006 г. N... (далее - Положение об администрации г. Уфа).
Согласно части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов. При этом под программой комплексного развития коммунальной инфраструктуры, в соответствии со статьёй 1 Градостроительного кодекса, понимаются документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к компетенции органов местного самоуправления относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Статьёй 7 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что газоснабжение населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 07декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от своих обязательств.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (часть 6 статьи 3 указанного закона).
Из системной взаимосвязи указанных положений следует, что обязанность по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, устройству автомобильной дороги местного значения возлагается на органы местного самоуправления поселений, городских округов.
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об администрации г. Уфа исполнительным органом местного самоуправления, наделённым согласно Уставу городского округа г. Уфа Республики Башкортостан полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан, и не входящим в систему органов государственной власти, является администрация г. Уфа.
Таким образом, учитывая, что земельный участок, кадастровый N.., расположенный по адресу: адрес, был предоставлен Урузбаеву С.К. в собственность в качестве меры социальной поддержки как вынужденному переселенцу, именно на администрацию в соответствии с полномочиями, данными ей как органу местного самоуправления, возлагается обязанность по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, устройству автомобильной дороги местного значения до указанного земельного участка.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции подтверждается позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2017 г. N 2516-О, согласно которой, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального строительства, а также последующего использования вновь возведенным жилым объектом.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения на администрацию как исполнительно-распорядительный орган обязанности по организации газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, устройства автомобильной дороги ввиду решения ею вопросов местного значения через специально созданные предприятия и организации не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Согласно абзацу второму пункта 2.6 Положения об администрации г. Уфа администрация организует устойчивую работу муниципальных объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения. При этом в соответствии с абзацем седьмым пункта 2.1 указанного положения администрация выступает заказчиком либо создает специализированные службы заказчика для выполнения работ по благоустройству территории, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения, для выполнения других работ с использованием предусмотренных для этого материальных и финансовых средств, контролирует выполнение муниципального заказа.
Доводы апелляционной жалобы о наличии технической возможности у истца подключиться к газопроводу, расположенному по адрес и принадлежащему на праве собственности ФИО2, об отсутствии у администрации каких-либо договорных отношений с истцом по организации инженерной и транспортной инфраструктуры направлены на переоценку установленных судом по делу обстоятельств, выражают несогласие с законными выводами суда.
Поскольку при рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, повлекших вынесение незаконного решения, то оснований, предусмотренных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Нурисламова Р.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.