Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Гареевой Д.Р.
Хамидуллиной Э.М.
при секретаре Муртазине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республике Башкортостан на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 мая 2018 года, которым постановлено:
Иск Алтынбаева Фанура Зайнулловича удовлетворить.
Решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан N1057765/17 от 31.08.2017 г. об отказе в установлении пенсии признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан назначить Алтынбаеву Фануру Зайнулловичу досрочную страховую пенсию по старости с 18 августа 2017 года, включив в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР с 19.06.1989 года по 20.05.1991 года и периоды работы с 15.08.1992 года по 01.05.2001 год (в количестве 08 лет 08 месяцев 18 дней) в качестве тренера и руководителя кружка лыжной подготовки Детско-юношеского клуба физической подготовки и периоды работы с 02.05.2001 года по 31.08.2001 года (в количестве 03 месяца 29 дней) в качестве тренера и руководителя кружка лыжной подготовки Детско-юношеской спортивной школы.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Алтынбаев Ф.З. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения N1057765/17 от 31 августа 2017 г. об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 18 августа 2017 года, включив в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР с 19 июня 1989 года по 20 мая 1991 года и периоды работы с 15 августа 1992 года по 01 мая 2001 год (в количестве 08 лет 08 месяцев 18 дней) в качестве тренера и руководителя кружка лыжной подготовки Детско-юношеского клуба физической подготовки и периоды работы с 02 мая 2001 года по 31 августа 2001 года (в количестве 03 месяца 29 дней) в качестве тренера и руководителя кружка лыжной подготовки Детско-юношеской спортивной школы.
В обоснование иска Алтынбаев Ф.З. указал, что в установлении досрочной страховой пенсии по старости ему отказано незаконно, поскольку УПФ необоснованно, по его мнению, не включило в специальный стаж вышеназванные периоды.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республике Башкортостан обратилось в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что выводы суда о возможности включения в специальный стаж истца периодов работы в должности педагога дополнительного образования противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Период прохождения службы в рядах ВС СССР произведен судом незаконно.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республике Башкортостан - Сторублевкин А.С. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Алтынбаев Ф.З. возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В подпунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Федеральный закон "О страховых пенсиях" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии по старости, а также предусматривает порядок сохранения пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу, на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона).
В соответствии с положениями подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ также предусмотрено право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ было предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых трудовая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждения для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Правила).
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом прибавления к подтвержденному ответчиком стажу работы Алтынбаева Ф.З, периодов службы и работы тренером и руководителем кружка лыжной подготовки ДЮКФП и ДЮСШ, общий специальный стаж работы Алтынбаева Ф.З, составляет более чем 25 лет, следовательно, у него возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400 от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях в РФ".
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно Списку учреждения дополнительного образования всех наименований, в том числе центры детско-юношеского творчества, указаны в п. 2 раздела "Наименование учреждений", должность педагога дополнительного образования также указана в п. 2 раздела "Наименование должностей".
Установлено, что согласно справкам, выданным отделом образования администрации MP Гафурийский район РБ, Алтынбаев Ф.З. работал тренером и руководителем кружка лыжной подготовки в Детско-юношеском клубе физической подготовки с 1992 г. по 2001 г.
Согласно военному билету Алтынбаев Ф.З. с 19 июня 1989 года по 20 мая 1991 года, проходил службу по призыву в составе Вооруженных Сил СССР.
Служба истца в составе Вооруженных Сил СССР по призыву, за указанный период подтверждается записями в трудовой книжке и военном билете.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения N 1397 служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, выработано в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Порядок исчисления специального стажа для педагогических работников дополнительного образования определен пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, согласно которому работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
При этом в стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев включение иных периодов, в том числе службы в армии положения вышеуказанных норм материального права не предусматривают.
Таким образом, в данном случае на 01.01.2001г. специальный стаж истца в должностях в учреждениях, предусмотренных Списками, составлял менее 16 лет 8 месяцев.
При указанных обстоятельствах периоды работы Алтынбаева Ф.З. в качестве тренера и руководителя кружка лыжной подготовки Детско-юношеского клуба физической подготовки с 15 августа 1992 г. по 01 мая 2001 г, в качестве тренера и руководителя кружка лыжной подготовки Детско-юношеской спортивной школы с 02 мая 2001 г. по 31 августа 2001 г, а также период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 19 июня 1989 года по 20 мая 1991 года не могли быть засчитаны в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 мая 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Алтынбаева Фанура Зайнулловича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи Д.Р. Гареева
Э.М. Хамидуллина
Справка: судья Давлетшина А.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.