Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Троценко Ю.Ю.
судей Гареевой Д.Р.
Хамидуллиной Э.М.
при секретаре Муртазине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республике Башкортостан на решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 мая 2018 года, которым постановлено:
Иск Мавлеткулова Альфрита Мутагаровича удовлетворить.
Решение Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан N714816/17 от 28.06.2017 г. об отказе в установлении пенсии признать незаконным и отменить.
Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан назначить Мавлеткулову Альфриту Мутагаровичу досрочную страховую пенсию по старости с 21 июня 2017 года, включив в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды работы 07.09.1995 года по 31.10.1999 год (в количестве 04 года 01 месяц 24 дня) в качестве педагога дополнительного образования и тренера Детско-юношеского клуба физической подготовки, с 01.11.1999 года по 29.06.2001 год (в количестве 01 год 07 месяцев 28 дней) в качестве педагога дополнительного образования и тренера Детско-юношеского клуба физической подготовки, с 30.06.2001 года по 16.08.2005 года (в количестве 04 года 01 месяц 16 дней) в качестве педагога дополнительного образования и тренера Детско-юношеской спортивной школы.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
Мавлеткулов A.M. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения N 714816/17 от 28 июня 2017 г. об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 21 июня 2017 года, включив в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды работы с 07 сентября 1995 года по 31 октября 1999 год (в количестве 04 года 01 месяц 24 дня) в качестве педагога дополнительного образования и тренера Детско-юношеского клуба физической подготовки, с 01 ноября 1999 года по 29 июня 2001 год (в количестве 01 год 07 месяцев 28 дней) в качестве педагога дополнительного образования и тренера Детско-юношеского клуба физической подготовки, с 30 июня 2001 года по 16 августа 2005 года (в количестве 04 года 01 месяц 16 дней) в качестве педагога дополнительного образования и тренера Детско-юношеской спортивной школы.
В обоснование иска Мавлеткулов A.M. указал, что в установлении досрочной страховой пенсии по старости ему отказано незаконно, поскольку УПФ необоснованно, по его мнению, не включило в специальный стаж вышеназванные периоды.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республике Башкортостан обратилось в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что выводы суда о возможности включения в специальный стаж истца периодов работы в должности педагога дополнительного образования противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Вывод суда о наличии у истца необходимого специального стажа и признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии нельзя признать правомерным.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республике Башкортостан - Сторублевкин А.С. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Мавлеткулов А.М. возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В подпунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Федеральный закон "О страховых пенсиях" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии по старости, а также предусматривает порядок сохранения пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу, на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона).
В соответствии с положениями подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ также предусмотрено право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ было предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых трудовая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждения для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее - Правила).
Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что с учетом прибавления к подтвержденному ответчиком стажу работы Мавлеткулова A.M. периодов работы тренером ДЮКФП и ДЮСШ, общий специальный стаж работы Мавлеткулова A.M. составляет более чем 25 лет, следовательно, у него возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со п. 19 ч.1 ст.30 Федерального закона N 400 от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях в РФ".
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно абз. 7 п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Согласно Списку, учреждения дополнительного образования всех наименований, в том числе центры детско-юношеского творчества, указаны в п. 2 раздела "Наименование учреждений", должность педагога дополнительного образования также указана в п. 2 раздела "Наименование должностей".
Установлено, что Мавлеткулов A.M. работал: с 15 августа 1983 г. по 20 октября 1983 г. учителем физкультуры Русско-Саскульской восьмилетней школы, с 13 января 1986 г. по 05 сентября 1988 г. учителем физкультуры в Ташлинской средней школе, с 06 сентября 1988 г. по 12 февраля 1989 г. воспитателем в Красноусольском детском саде N 25 "Сказка", с 13 февраля 1989 г. по 26 июля 1995 г. учителем физкультуры в Красноусольской СШ N 3, с 07 сентября 1995 г. по 16 августа 2005 г. педагогом дополнительного образования детско-юношеского клуба физической подготовки, с 17 августа 2005 г. по настоящее время учителем физкультуры МОБУ Красноусольская башкирская гимназия-интернат.
Постановлением администрации Гафурийского района РБ от 10 мая 2001 года за N 286 детско-юношеский клуб физической подготовки переименован в ДЮСШ. Детско-юношеский клуб физической подготовки, а затем детская юношеская спортивная школа является внешкольным детским учреждением и, работая там в должности педагога дополнительного образования, истец являлся работником просвещения.
Согласно справкам и лицевым счетам, выданным МОБУ Красноусольская башкирская гимназия-интернат MP Гафурийский район РБ, Мавлеткулов A.M. действительно работал тренером на базе МОБУ Красноусольская башкирская гимназия-интернат с 01 сентября 1996 г. по 17 августа 2005 г.
Согласно справке, выданной отделом образования администрации MP Гафурийский район РБ, Мавлеткулов A.M. работал тренером в Детско-юношеском клубе физической подготовки с 07 сентября 1995 г. по 31 декабря 2001 г.
Должность педагога дополнительного образования в образовательных учреждениях дополнительного образования детей впервые была включена в Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года, до указанной даты должность "педагог дополнительного образования" ранее действующими Списками предусмотрена не была.
Таким образом, период работы в должности педагога дополнительного образования мог быть включен в специальный стаж только с 1 ноября 1999 года.
Кроме того, пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Аналогичный порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был предусмотрен и абзацем 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.
Исходя из условий, приведенных в пункте 12 Правил, работа в должности "педагог дополнительного образования" в Детско-юношеском клубе физической подготовки с 01 ноября 1999 года и в Детско-юношеской спортивной школе с 30 июня 2001 года могла быть зачтена в специальный стаж работы истца только в том случае, если бы на указанную дату он имел стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Между тем, на 01 января 2001 г. специальный стаж истца с учетом исключенных периодов (с 07 сентября 1995 г. по 31 октября 1999 г. - работа дополнительного образования и тренера в Детско-юношеском клубе физической подготовки) составляет менее 16 лет 8 месяцев.
При указанных обстоятельствах периоды работы Мавлеткулова А.М. в качестве педагога дополнительного образования и тренера в Детско-юношеском клубе физической подготовки с 07 сентября 1995 года по 31 октября 1999 год, в качестве педагога дополнительного образования и тренера в Детско-юношеском клубе физической подготовки с 01 ноября 1999 года по 29 июня 2001 год, в качестве педагога дополнительного образования и тренера Детско-юношеской спортивной школы с 30 июня 2001 года по 16 августа 2005 года не могли быть засчитаны в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 04 мая 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Мавлеткулова Альфрита Мутагаровича к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, отказать.
Председательствующий Ю.Ю. Троценко
Судьи Д.Р. Гареева
Э.М. Хамидуллина
Справка: судья Давлетшина А.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.