Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т,
судей: Гибадуллиной Л.Г,
Милютина В.Н,
с участием прокурора Сафина А.Р,
при секретаре Исмагилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МР Белорецкий район РБ - Панкратьевой Е.Н. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года,
Заслушав доклад судьи Милютина В.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белорецкий межрайонный прокурор, действуя в интересах Козлова П.С, обратился в суд с иском к Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в связи с поступившим обращением Козлова П.С. Белорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено не исполнение требований закона Администрацией муниципального района Белорецкий район РБ. Проверкой установлено, что Козлов П.С,... года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Решением Белорецкого районного суда от 22.05.2009 г..... лишены родительских прав в отношении своего сына Козлова П.С. Постановлением Администрации муниципального района Белорецкий район РБ N 700 от 12.05.2016 г..Козлов П.С. включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающегося в жилых помещениях детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с представленными Управлением Росреестра по РБ сведениями от 13.04.2016 г..в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Козлова П.С. на объекты недвижимого имущества. Вместе с тем, Козлову П.С, не являющемуся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, с момента окончания пребывания в образовательном учреждении до настоящего времени не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда. Тем самым нарушены жилищные права Козлова П.С, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Ссылаясь на данные обстоятельства прокурор просил обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан предоставить Козлову Петру Сергеевичу, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.
Судом вынесено приведенное выше решение, которым постановлено исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах Козлова П.С. к Администрации муниципального района Белорецкий район РБ об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан предоставить Козлову Петру Сергеевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления площади жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации МР Белорецкий район Республики Башкортостан - Панкратьева Е.Н. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на отсутствие финансовых средств, которые должны быть предоставлены из республиканского бюджета.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Сафина А.Р, полагавшего решение законным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специальным законом, определяющим общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 8 указанного Федерального закона определено, что такой категории граждан органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В целях реализации названных выше полномочий органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц (пункт 3 этой же нормы).
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Из приведенных предписаний федерального законодательства следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться указанным гражданам именно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, то есть после обращения с соответствующим заявлением незамедлительно.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.Согласно п.14.2 ч.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотренный Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, содержит указание на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством РБ и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Пунктом 1 ст.1 Закона РБ от 28.12.2005 г. N 260-з (в редакции от 18 сентября 2015г.) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст. 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
В соответствии со ст. 8 Закона РБ от 27.10.1998 г. N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, из материалов дела следует, что родители Козлова... - Козлов С.И. и Минина Н.С. по решению Белорецкого районного суда РБ от 22 мая 2009 г. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: Козловой Насти, 1996 г.р, Козловой Ольги, 1997 г. р, Козлова Петра, 1998 г.р, дети переданы под опеку органа опеки и попечительства.
Постановлением главы Администрации муниципального района Белорецкий район РБ от 12 мая 2016 г. N 700 Козлов П.С, 16 октября 1998 года рождения, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального района Белорецкий район РБ.
Согласно справке Белорецкого филиала ГУП Бюро технической инвентаризации РБ от 08 апреля 2016 г. N 795 Козлов П.С. на территории на территории Белорецкого района, г. Белорецк собственником объектов недвижимости не является.
По уведомлению, выданному УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан 13 апреля 2016 г. за N 02/101/001/2016-8634, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Козлова П.С. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствует.
Согласно адресной справке, выданной ОВМ ОМВД России по Белорецкому району по состоянию на 18 июня 2018 г. Козлов П.С, 1998 г.р. с 17 июня 2014 г. по 17 июня 2017 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Респ. Башкортостан, г... в настоящее время в регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории г. Белорецк и Белорецкого района не значится.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Козлов П.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, по договорам найма специализированного жилого помещения, жилое помещение ему не предоставлено, и пришел к выводу о том, он имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они основаны на установленных в судебном заседании фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Материалами дела подтверждается, что Козлов П.С. нуждается в жилом помещении, обстоятельств, освобождающих ответчика от исполнения обязанности предоставить жилое помещение Козлову П.С. не установлено.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что обязанность обеспечения Козлова П.С. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Козлова П.С. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на Администрацию муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан, при условии наделения его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
При этом суд правильно не принял во внимание доводы Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан о недостаточности финансирования и наличии очередности в предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поскольку сами по себе эти обстоятельства не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований, так как не влияют на правовые основания разрешения спора. Право Козлова П.С. на данную меру государственной поддержки никем не оспаривается.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют правовую позицию Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан в суде первой инстанции, и не могут повлечь отмену решения в силу того, что постановленное решение не предполагает предоставление Козлову П.С. жилого помещения за пределами предоставленного органу местного самоуправления на данные цели финансирования либо в первоочередном порядке в нарушение существующей очереди.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановилзаконное и обоснованное решение, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации МР Белорецкий район Республики Башкортостан - Панкратьевой Е.Н, оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Л.Г. Гибадуллина
В.Н. Милютин
Справка: судья Ручушкина Г.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.