Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Вологиров А.Ж.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дауровой А.Х,
с участием привлеченного к административной ответственности Жигатова З.Х,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу привлеченного к административной ответственности лица на постановление судьи Баксанского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 06.08.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Жигатова Заура Хасановича
установил:
Постановлением судьи Баксанского районного суда от 06.08.2018 года Жигатов З.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на трое суток.
Не согласившись с указанным постановлением, Жигатов З.Х. подал в Верховный Суд КБР жалобу в порядке ст.30.1-30.3 КоАП РФ, в которой просит постановление судьи Баксанского районного суда КБР от 06.08.2018 года отменить, а производство по делу прекратить.
В обоснование в жалобе указывается, что дело рассмотрено с существенными процессуальными нарушениями, выразившимися в том, что судья непосредственно не исследовал материалы административного производства, не допросил надлежащим образом привлекаемое к ответственности лицо и не создал ему условий, необходимых для полноценной реализации конституционного права на судебную защиту.
Выслушав поддержавшего жалобу привлеченного к административной ответственности Жигатова З.Х,
изучив доводы его жалобы и исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Из материалов дела следует, что 24.12.2017 года в отношении Жигатова З.Х. было вынесено вступившее в законную силу постановление N 18810007170000018485, в соответствии с которым он был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Конкретно упомянутое правонарушение выразилось в том, что в 09 часов 55 минут 24.12.2017 года Жигатов З.Х. управлял по "адрес" в "адрес" КБР транспортным средством - автомобилем "Митсубиси Лансер" с г/н N, на котором были установлены передние боковые стекла со светопропусканием 14%, то есть не соответствующие требованиям "Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств".
В связи с изложенным 24.12.2017 года инспектором ГИБДД в адрес Жигатова З.Х. на основании п.1 ч.1 ст.13 Федерального Закона от 07.02.2011г. N3-ФЗ "О полиции" было вынесено требование о приведении светопропускания передних боковых стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, в соответствие с "Техническим регламентом Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 года N877, путем удаления с них пленочного покрытия.
При этом, как усматривается из содержания данного письменного требования, его копия была вручена Жигатову З.Х, что подтверждено подписью последнего.
Однако данного законного требования сотрудника полиции о прекращении совершения правонарушения Жигатов З.Х. не выполнил, поскольку 06.08.2018 года в отношении него было вынесено постановление N, в соответствии с которым он был повторно признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
При этом вновь совершенное правонарушение выразилось в том, что в 13 часов 55 минут 06.08.2018 года Жигатов З.Х. управлял тем же самым транспортным средством - автомобилем "Митсубиси Лансер" с г/н N, на котором по-прежнему были установлены передние боковые стекла со ненадлежащим светопропусканием (13,8%), то есть не соответствующие требованиям "Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств".
С учетом изложенного в тот же день уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении водителя был правомерно дополнительно составлен еще и протокол "адрес" об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, то есть в связи с не выполнением Жигатовым З.Х. законного требования сотрудника полиции о прекращении административного правонарушения, предусмотренного ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается обязанность, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения (п.7 ч.1 ст.2), по пресечению противоправных деяний, устранению угрозы безопасности граждан и общественной безопасности (п.2 ч.1 ст.12), по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.19 ч.1 ст.12). Для выполнения возложенных на нее обязанностей полиция имеет право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (п.1 ч.1 ст.13), останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения (п.20 ч.1 ст.13). Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами (ч.3 ст.30), а их невыполнение влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч.4 ст.30).
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года N 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения установлен Перечень неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
В силу пункта 7.3 Перечня запрещается эксплуатация транспортных средств, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя. При этом запрет на нанесение покрытия, ограничивающего обзорность с места водителя, направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, устранение угрозы аварийной ситуации, причинения вреда другим участникам дорожного движения и нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью иных граждан.
Пунктом 4.3 требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации (Приложение N 8 к "Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств") предусмотрено, что светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%.
Из пункта 3 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 года N 1090, следует, что техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации.
В силу требований п.2.3.1 Правил дорожного движения, водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Из системного толкования вышеуказанных, взаимосвязанных норм следует, что требование сотрудника полиции об устранении нарушений в области дорожного движения, в том числе неисправностей и условий, при наличии которых эксплуатация транспортных средств запрещена, в частности, требование инспектора ГИБДД от 24.12.2017 года к водителю Жигатову З.Х. о приведении светопропускания стекол автомобиля "Митсубиси Лансер" с г/н N в соответствие с допустимыми значениями, являлось законным, а фактический длительный отказ последнего от исполнения такого требования сотрудника полиции образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Доводы, содержащиеся в жалобе Жигатова З.Х, подлежат отклонению как необоснованные и голословные, поскольку никаких доказательств, подтверждающих процессуальные нарушения, якобы допущенные судьей Баксанского районного суда КБР, заявитель не представил. В равном мере вышеизложенное относится и к пояснениям Жигатова З.Х. в ходе судебного заседания о том, что копия требования от 24.12.2017 года ему не вручалась, а учиненная в этом письменном требовании подпись ему, якобы, не принадлежит.
Определяя степень злостности поведения виновного лица, судья Баксанского районного суда КБР обоснованно принял во внимание, что ранее Жигатов З.Х. неоднократно привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения.
08.07.2018 и 12.07.2018 года он уже дважды признавался виновным в совершении правонарушений, предусмотренных ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ, с использованием все того же автомобиля "Митсубиси Лансер". При этом в силу ст.4.6 КоАП РФ по указанным делам Жигатов З.Х. продолжает считаться подвергнутым административному наказанию.
С учетом данных обстоятельств назначение виновному наказания в виде административного ареста чрезмерно суровым признано быть не может, поскольку в полной мере соответствует целям административного наказания.
В тоже время, принимая во внимание, что в ходе судебного заседания Жигатовым З.Х. были представлены квитанции, подтверждающие оплату им 07.08.2018 года всех штрафов, назначенных в качестве наказаний по ранее рассмотренным делам об административных правонарушениях, даже не указанных среди представленных суду сведений, прихожу к выводу, что виновное лицо осознало недопустимость своего поведения и действительно раскаялось.
С учетом вышеуказанного, на основании ст.4.2 КоАП РФ данное обстоятельство оценивается как смягчающее административную ответственность Жигатова З.Х, и потому назначенное ему наказание подлежит смягчению путем уменьшения срока административного ареста с 3-х до 1-х суток.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление судьи Баксанского районного суда КБР от 06.08.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Жигатова Заура Хасановича изменить, снизив назначенное наказание в виде административного ареста с трех до одних суток.
Срок наказания в виде административного ареста исчислять с момента добровольной фактической явки Жигатова Заура Хасановича для отбывания административного наказания в МО МВД России "Баксанский" либо с момента фактического задержания Жигатова Заура Хасановича в целях его водворения в специализированное учреждение, предназначенное для исполнения наказаний в виде административного ареста.
Судья Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики А.Ж.Вологиров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.