Дата вступления в законную силу - 31 июля 2018 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Исаева А.В., при секретаре Ржанникове С.Ю., рассмотрев 31 июля 2018 года в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе на постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2018 года в отношении
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (далее - СПБГУП "Петербургский метрополитен"), ИНН 7825493825, ОГРН 1027810223407, юридический адрес: Санкт-Петербург, пр. Московский, д. 28;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2018 года, СПБГУП "Петербургский метрополитен" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Вина СПБГУП "Петербургский метрополитен" установлена в том, что оно не выполнило повторно в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Данное нарушение установлено при следующих обстоятельствах:
23 марта 2018 года, в 13 часов 00 минут по результатам проведения внеплановой выездной проверки объекта защиты - нежилое здание со встроенным вестибюлем станции метро "Ладожская" по адресу: г. Санкт- Петербург, Заневский пр, д. 69 лит. А, проводимой согласно распоряжения начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Санкт- Петербургу от 14 февраля 2018 года N... установлено, что Санкт-Петербургское Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (ИНН 7830000970, юридический адрес: 190013, г. Санкт-Петербург, Московский пр, д.28), не выполнило в установленный срок законное предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 02.03.2017 г. N... выданного органом, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор, а именно не обеспечило устранение пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 Предписания от 02.03.2017 г. N.., срок исполнения предписания истек 26 февраля 2018 года включительно, (таким образом, правонарушение совершенно в 00 часов 00 минут 27 февраля 2018 года). Установлены нарушения следующих требований пожарной безопасности:
1. При обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности здания (АПС) не соблюдаются требования нормативных документов по пожарной безопасности. В помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала не выведено извещение о неисправности линий связи, контроля и управления техническими средствами оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией. Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. N390) п. 61; Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. 14.4
2. Кабельные линии и электропроводки системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и пожарной сигнализации не выполнены с учетом сохранения работоспособности в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону, а именно кабеля N N... а также элементы крепления, соединительные коммуникационные и распределительные коробки предусмотрены не в огнестойком исполнении ( "... "). Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.83; СП 6.13130.2013 п. 4.8 (для сведения: СП 6.13130.2009 п. 4.6).
По первому этажу:
4. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение N N... ( "... ".) не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9.
5. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение N N... ( "... ") не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9.
6. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение тамбура расположенного около помещений N N... ( "... "), N N... ( "... ") не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 4.1 ст.6, ст.83; СП 5Л3130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9. 7. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение N N... ( "... ") не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 1 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А. 1, А.4, таблица А. 1, п. 9
8. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение тамбура расположенного около помещения N N... ( "... ") не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9
9. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение N... ( "... ") не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 1 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9
10. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение N... " ( "... ") не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 1 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9
11. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение тамбура около помещения N... ( "... ".) не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9.
12. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение тамбура около помещений N... ( "... "), N... ( "... ".) не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п.1 ч.2 ст. 1 п. 2 ч. 1 ст. 6, ст. 83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9.
13. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение N... ( "... ".) не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9.
14. В здании, подлежащем оборудованию автоматической установкой пожарной сигнализации, не все помещения защищены указанной установкой, помещение N... ( "... ") не оборудовано АУПС. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9.
В подвале:
15. Эвакуационный выход из подвального этажа не предусмотрен непосредственно наружу обособленным от общей лестничной клетки здания (лестничная клетка N... ) ( "... "). Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.83; СП 5.13130.2009 п. А.1, А.4, таблица А.1, п. 9.
16. Высота горизонтального участка пути эвакуации в лестничной клетке N... ( "... ") менее 2 м, а именно на пути эвакуации располагается труба на высоте 1,60 м. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст.6, ст.89; СП 1.13130.2009 п. 4.3.4.
17. Эвакуационный выход из подвального этажа не предусмотрен непосредственно наружу обособленным от общей лестничной клетки здания (лестничная клетка N... ) ( "... "). Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 2 ч.1 ст. 6, п. 1 ч. 4 ст. 89.
Ранее юридическое лицо Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен", привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 12 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок Предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, за что Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен", Постановлением N... от 15.05.2017 года мирового судьи судебного участка N 7 Устинкиной О.Е. привлечено к административной ответственности, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 (семидесяти тысяч) рублей 00 копеек. Постановление вступило в законную силу
Таким образом, юридическое лицо - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен", не выполнило повторно в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Учитывая, что законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, не исполнено повторно, действия юридического лица Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен", квалифицированы по ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Защитник СПБГУП "Петербургский метрополитен" Щ. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления районного суда.
В обоснование жалобы указала, что постановление районного суда является незаконным и необоснованным. Судом были оставлены без внимания доводы защиты о малозначительности правонарушения и о возможности назначения Предприятию административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи. Согласно Федеральному закону N 123-ФЗ, в случае, если положениям настоящего Федерального закона, за исключением положений ст. 64, ч.1 ст. 82, ч.7 ст. 83, части 12 ст. 84, частей 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Федерального закона, устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация, которая бала направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. Применение нормативных предписаний поставлено в зависимость от установления факта недопустимого риска причинения вреда жизни или здоровью людей при дальнейшей эксплуатации здания при выявленных нарушениях требований пожарной безопасности. Доказательств, подтверждающих недопустимый риск для безопасности жизни или здоровья людей по объекту защиты станция метрополитена "Ладожская" в материалах дела не имеется. По итогам проведения внеплановой проверки, Предприятию выдано новое предписание сроком исполнения до 25.03.2019, что подтверждает выводы об отсутствии недопустимого риска для безопасности жизни или здоровья людей, следовательно, существенного нарушения охраняемых отношений не допущено. СПБГУП "Петербургский метрополитен" предпринимает все возможные меры для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты станции метрополитена "Ладожская", однако данное обстоятельство не принято в качестве смягчающего вину обстоятельства.
При назначении Предприятию сроков исполнения предписания не были приняты имущественное и финансовое положение Предприятия, организационные и технические условия, влияющие на их устранение.
В судебное заседание законный представитель СПБГУП "Петербургский метрополитен" не явился, согласно материалам дела о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник Щ. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, полагаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Как установлено судьей районного суда и усматривается из материалов дела: 23 марта 2018 года, в 13 часов 00 минут по результатам проведения внеплановой выездной проверки объекта защиты - нежилое здание со встроенным вестибюлем станции метро "Ладожская" по адресу: г. Санкт- Петербург, Заневский пр, д. 69 лит. А, проводимой согласно распоряжения начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по г. Санкт- Петербургу от 14 февраля 2018 года N... установлено, что Санкт-Петербургское Государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" (ИНН 7830000970, юридический адрес: 190013, г. Санкт-Петербург, Московский пр, д.28), не выполнило в установленный срок законное предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 02.03.2017 г. N... выданного органом, осуществляющим федеральный государственный пожарный надзор, а именно не обеспечило устранение пунктов 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 Предписания от 02.03.2017 г. N.., срок исполнения предписания истек 26 февраля 2018 года включительно, (таким образом, правонарушение совершенно в 00 часов 00 минут 27 февраля 2018 года).
Ранее юридическое лицо Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен", привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 12 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок Предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, за что Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен", Постановлением N... от 15.05.2017 года мирового судьи судебного участка N 7 Устинкиной О.Е. привлечено к административной ответственности, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 70000 (семидесяти тысяч) рублей 00 копеек. Постановление вступило в законную силу
Таким образом, юридическое лицо - Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен", не выполнило повторно в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Учитывая, что законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, не исполнено повторно, действия юридического лица Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен", верно квалифицированы по ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность СПБГУП "Петербургский метрополитен" подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: предписанием N... от 02.03.2017; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки N... от 14.02.2018; актом проверки N... от 23.03.2018; протоколом об административном правонарушении от 27.03.2018; копией постановления от 15.05.2017 о привлечении к административной ответственности СПБГУП "Петербургский метрополитен" по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и иными исследованными судом доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья пришел к обоснованному выводу о виновности СПГУП "Петербургский метрополитен" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что выявленные нарушения не влекли существенного вреда охраняемым отношениям и не несли недопустимый риск для жизни и здоровья людей не свидетельствует о необязательности исполнения предписания.
Учитывая диспозицию части 14 статьи 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.
Не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Поскольку Предписание было вынесено уполномоченным должностным лицом, с соблюдением процедуры его вынесения, в установленном законом порядке предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено, а нарушения, указанные в предписании, в установленный срок СПБГУП "Петербургский метрополитен" не выполнены, то доводы, изложенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности постановления районного суда.
Соблюдение процессуальных требований о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении всех обстоятельств дела в их совокупности не означает, что результат судебного разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы относительно того, что к настоящему объекту защиты применяются ранее действовавшие требования пожарной безопасности подлежит отклонению, поскольку из материалов дела следует, что СПБГУП "Петербургский метрополитен" привлечено к административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение предписания, в котором указаны нарушения требований пожарной безопасности, носящие эксплуатационный характер и не связанные с конструктивными изменениями в зданиях, что не освобождает юридическое лицо от административной ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Наказание за совершение административного правонарушения назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, отсутствия отягчающих и при наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Каких-либо сведений о затруднительном имущественном и финансовом положении Предприятия стороной защиты не приведено.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судом подробно исследован вопрос как о назначении Предприятию наказания ниже низшего предела, установленного санкцией статьи, так и о признании правонарушения малозначительным. Выводы суда в данной части мотивированы, оснований не согласиться с оценкой суда не имеется.
Оснований для изменения наказания не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, не установлено, в связи с чем, оснований для отмены или изменения постановления не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 24 мая 2018 года в отношении Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, - оставить без изменения, жалобу защитника Щ. - без удовлетворения.
Судья А.В. Исаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.