Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Барминой Е.А.
Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Чернышове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 июля 2018 года гражданское дело N2-289/2018 по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2018 года по иску Чекмака Антона Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга о признании незаконным решения, обязании досрочно назначить пенсию, взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения истца Чекмака А.В, представителя ответчика Мамалат А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Чекмак А.В. обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, и после уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил отменить решение УПФР в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга N541234 от 13.07.2017 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж спорные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что решением УПФР в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга от 13.07.2017 N541234 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа творческой деятельности в 25 лет. Истец считает решение ответчика незаконным, поскольку оно ущемляет его пенсионные права.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2018 года иск Чекмана А.В. удовлетворен.
Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга N541234 от 13.07.2017 об отказе Чекмаку А.В. в назначении досрочной пенсии.
В страховой стаж включены периоды работы истца с 01.05.2005 по 25.04.2005 (02 месяца 25 дней) в должности артиста оркестра (литавры); с 25.04.2005 по 19.01.2009 (03 года 08 месяцев 25 дней) в должности концертмейстера и помощника солиста военного оркестра по специальности тромбон в войсковой части 6717; с 20.01.2009 по 31.01.2013 (04 года 12 дней) в должности артиста эстрадно-симфонического оркестра Культурного центра ГУВД; с 01.02.2013 по 31.03.2015 (02 года 02 месяца 01 день), с 01.04.205 по 16.08.2015 (04 месяца 16 дней), с 21.08.2015 по 06.09.2015 (17 дней), с 08.09.2015 по 13.09.2015 (06 дней), с 15.09.2015 по 01.10.2015 (17 дней), с 03.10.2015 по 04.10.2015 (02 дня), с 10.10.2015 по 11.11.2015 (01 месяц 02 дня), с 14.11.2015 по 16.11.2015 (03 дня), с 18.11.2015 по 22.11.2015 (05 дней), с 24.11.2015 по 16.12.2015 (23 дня) в должности артиста оркестра высшей категории военного оркестра в войсковой части 55338; с 01.02.2016 по 31.12.2016 (11 месяцев 01 день) в должности музыканта военного оркестра академии на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон".
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга обязано назначить Чекмаку А.В. досрочную страховую пенсию по старости с 06.06.2017.
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга в пользу Чекмака А.В. взыскана компенсация морального вреда в размере 1000 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга просит указанное решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, считает неправильным вывод суда о включении спорных периодов в специальный стаж истца, поскольку должности, которые занимал истец, не предусмотрены Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и льготный стаж не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета ПФР.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, судебная коллегия считает, что решение суда в части взыскания компенсации морального вреда подлежит отмене, для отмены решения суда в остальной части основания отсутствуют, в части включения периода в страховой стаж работы истца в должности музыканта военного оркестра Федеральной государственной казенной военной организации высшего образования Михайловская военная артиллерийская академия" на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон" решение суда следует изменить.
Ответчиком изложен довод о том, что на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, подлежал применению Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ, а не нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N173-ФЗ.
Данная позиция ответчика неправомерна по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, оценка пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 01 января 2002 года, возможна по ранее действовавшему законодательству.
В соответствии с п.п. 21 п. 1 ст. 27 ФЗ N173 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществляющие творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организаций артисты драматических театров, достигшие 50-летнего возраста и специального стажа 25 лет.
Пунктом 21 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 18.12.2013 года предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), - Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления.
При назначении досрочной трудовой пенсии по старости Пенсионный фонд должен руководствуется Списком профессий, должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447.
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов включается время их военной службы по специальности.
Согласно пункту 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447, право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют: артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет.
Из материалов дела следует, что 06.06.2017 Чекмак А.В, 19.09.1969 года рождения, обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 21 части 12 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N400-ФЗ в вязи с осуществлением творческой деятельности.
Решением УПФР в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга N541234 от 13.07.2017 Чекмаку А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствием требуемого стажа творческой деятельности в 25 лет.
Стаж творческой деятельности Чекмака А.В, по мнению ответчика, составил 13 лет 09 месяцев 21 день.
При этом, пенсионным органом в подсчет стажа творческой деятельности не включены следующие периоды: с 01.05.2005 по 25.04.2005 (02 месяца 25 дней) в должности артиста оркестра литавры; с 25.04.2005 по 19.01.2009 (03 года 08 месяцев 25 дней) в должности концертмейстера и помощника солиста военного оркестра по специальности тромбон в войсковой части 6717; с 20.01.2009 по 31.01.2013 (04 года 12 дней) в должности артиста эстрадно-симфонического оркестра Культурного центра ГУВД; с 01.02.2013 по 31.03.2015 (02 года 02 месяца 01 день), с 01.04.2015 по 16.08.2015 (04 месяца 16 дней), с 21.08.2015 по 06.09.2015 (17 дней), с 08.09.2015 по 13.09.2015 (06 дней), с 15.09.2015 по 01.10.2015 (17 дней), с 03.10.2015 по 04.10.2015 (02 дня), с 10.10.2015 по 11.11.2015 (01 месяц 02 дня), с 14.11.2015 по 16.11.2015 (03 дня), с 18.11.2015 по 22.11.2015 (05 дней), с 24.11.2015 по 16.12.2015 (23 дня) в должности артиста оркестра высшей категории военного оркестра в войсковой части 55338; с 11.02.2015 по 31.12.2016 (11 месяцев 01 день) в должности музыканта военного оркестра академии на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон", а всего отказано во включении в общем размере 11 лет 06 месяцев 10 дней.
Суд правомерно включил в специальный стаж периоды работы Чекмака А.В. в должностях артиста оркестра литавры, концертмейстера и помощника солиста военного оркестра по специальности тромбон в войсковой части 6717, артиста эстрадно-симфонического оркестра Культурного центра ГУВД, артиста оркестра высшей категории военного оркестра в войсковой части 55338, музыканта военного оркестра академии на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон", поскольку в спорные периоды истец осуществлял творческую деятельность артиста, играющего на духовом музыкальном инструменте в военном оркестре, являющемся профессиональным художественным коллективом.
Устанавливая дату, с которой подлежит назначение трудовой пенсии, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и назначил трудовую пенсию истцу по старости с 06 июня 2017 года, то есть со дня обращения истца с заявлением о назначении ему пенсии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж истца, поскольку должности, которые занимал истец, не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учета ПФР не являются основанием к отмене постановленного решения.
Согласно Федеральному закону от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
Из трудовой книжки Чекмака А.В. усматривается, что в ней отражены записи о его трудовой деятельности в спорные периоды в должностях артиста оркестра литавры, концертмейстера и помощника солиста военного оркестра по специальности тромбон в войсковой части 6717, артиста эстрадно-симфонического оркестра Культурного центра ГУВД, артиста оркестра высшей категории военного оркестра в войсковой части 55338, музыканта военного оркестра академии на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон".
Судом правомерно указано, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от выполнения либо невыполнения работодателем, своих обязанностей, возложенных законом.
Из положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П следует, что невыполнение страхователями требований Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Следовательно, истец, не являясь непосредственной стороной в системе правоотношений, связанных с предоставлением сведений в систему персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, не имел реальной возможности обеспечить предоставление данных сведений работодателем.
Ссылки в апелляционной жалобе на неправильное применение норм материального права отклоняются судебной коллегией в силу следующего.
В соответствии с п. 2 Положения о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 г. N 417, действовавшего в спорные периоды, к военно-оркестровым службам Министерства обороны Российской Федерации относятся оркестры, которые создаются, в том числе, в войсковых частях и военных учебных заведениях.
В соответствии с пунктом 2 Руководства по организации деятельности военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра Обороны Российской Федерации от 13.01.2012 N 13, военные оркестры являются профессиональными творческими коллективами и призваны содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала.
Аналогичные положения содержались в п. 4 действовавшего в спорные периоды Руководства по организации деятельности штатных военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 г. N 417.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2012 года N13 утверждено Руководство по организации деятельности военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации.
В пункте 2 указанного Руководства сказано, что оркестры являются профессиональными творческими коллективами и призваны содействовать духовному и культурному развитию военнослужащих и гражданского персонала.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 г. N251н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии".
В квалификационных характеристиках артиста симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов указано, что артистами оркестра высшей категории являются в симфонических, камерных, эстрадно-симфонических оркестрах: концертмейстеры и заместители концертмейстеров первых скрипок и виолончелей, вторых скрипок, альтов, контрабасов, бас-тромбонов, туб; первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы; первая арфа, литавры; рояль, гитара, аккордеон, мелкие ударные инструменты, ударная установка; в духовых оркестрах: концертмейстеры и заместители концертмейстеров флейт, гобоев, фаготов; первые, вторые и третьи кларнеты, валторны, саксофоны, трубы, тромбоны, тубы, кларнеты, баритоны, теноры, ударные инструменты, контрабасы; в оркестрах народных инструментов: концертмейстеры и заместители концертмейстеров; солисты оркестра, виртуозно владеющие русскими народными инструментами.
До 01 декабря 2008 года тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации регулировались Постановлением Минтруда РФ от 01.02.1995 N8, которым при градации разрядов по должности "артист оркестра" отдельно выделялись должности ведущий концертмейстер" и "руководитель группы инструментов".
Судебная коллегия полагает, что суд пришел к верному выводу о том, что подлежат включению в страховой стаж истца периоды работы с 01.05.2005 по 25.04.2005 (02 месяца 25 дней) в должности артиста оркестра (литавры); с 25.04.2005 по 19.01.2009 (03 года 08 месяцев 25 дней) в должности концертмейстера и помощника солиста военного оркестра по специальности тромбон в войсковой части 6717; с 20.01.2009 по 31.01.2013 (04 года 12 дней) в должности артиста эстрадно-симфонического оркестра Культурного центра ГУВД; с 01.02.2013 по 31.03.2015 (02 года 02 месяца 01 день), с 01.04.205 по 16.08.2015 (04 месяца 16 дней), с 21.08.2015 по 06.09.2015 (17 дней), с 08.09.2015 по 13.09.2015 (06 дней), с 15.09.2015 по 01.10.2015 (17 дней), с 03.10.2015 по 04.10.2015 (02 дня), с 10.10.2015 по 11.11.2015 (01 месяц 02 дня), с 14.11.2015 по 16.11.2015 (03 дня), с 18.11.2015 по 22.11.2015 (05 дней), с 24.11.2015 по 16.12.2015 (23 дня) в должности артиста оркестра высшей категории военного оркестра в войсковой части 55338; с 01.02.2016 по 31.12.2016 (11 месяцев 01 день) в должности музыканта военного оркестра академии на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон", поскольку материалами дела подтверждается, что в спорные периоды истец осуществлял творческую деятельность артиста, играющего на духовом музыкальном инструменте, являющемся профессиональным художественным коллективом.
Вместе с тем, при определении периодов подлежащих включению в специальный стаж истца судом включен период его работы в должности музыканта военного оркестра Федеральной государственной казенной военной организации высшего образования Михайловская военная артиллерийская академия" на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон" с 01.02.2016 по 31.12.2016.
При этом, как усматривается из трудовой книжки истца, он работал должности музыканта военного оркестра Федеральной государственной казенной военной организации высшего образования Михайловская военная артиллерийская академия" на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон" в период с 01.02.2016 по 05.05.2017.
В целях точного расчета страхового стажа истца судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда в указанной части, указав, что подлежит включению в страховой стаж истца период с 01.02.2016 по 05.05.2017 в должности музыканта военного оркестра Федеральной государственной казенной военной организации высшего образования Михайловская военная артиллерийская академия" на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон".
В пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", разъяснено, что поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Поскольку действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности взыскания компенсации морального вреда в случае нарушения материальных прав истца, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика в пользу истца данной компенсации не имелось.
При данных обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении требований истца о возмещении компенсации морального вреда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 01 февраля 2018 года в части компенсации морального вреда отменить.
В иске Чекмака Антона Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
В части включения в страховой стаж периода работы Чекмака Антона Владимировича в должности музыканта военного оркестра Федеральной государственной казенной военной организации высшего образования Михайловская военная артиллерийская академия" на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон" с 01.02.2016 по 31.12.2016 - изменить.
Включить в страховой стаж Чекмака Антона Владимировича в должности музыканта военного оркестра Федеральной государственной казенной военной организации высшего образования Михайловская военная артиллерийская академия" на медном духовом музыкальном инструменте "тромбон" с 01.02.2016 по 05.05.2017.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.