Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Стешовиковой И.Г.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июля 2018 года гражданское дело N2-90/2018 по апелляционной жалобе Сурменкова Анатолия Дмитриевича на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2018 года по иску Сурменкова Анатолия Дмитриевича к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга о признании права на включение в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением, обязании включить в список.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения представителя истца - Панченко И.В, представителя ответчика - Шаймардановой Т.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Сурменков А.Д. обратился в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга о признании права на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, обязании включить в указанный список.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его родители на основании решения суда лишены родительских прав. С 2015 года он проживает с попечителем по адресу: "адрес". Закрепленное за ним в установленном порядке жилое помещение в "адрес" находится в неудовлетворительном состоянии требует больших денежных средств для проведения ремонта, санитарно-гигиеническое состояние неудовлетворительное, отключено энергоснабжение за неуплату, имеется задолженность по коммунальным платежам, другого жилого помещения в собственности или в пользовании он не имеет. Истец считает, что имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в Санкт-Петербурге, но решением районной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа администрации Василеостровского района ему необоснованно отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что Санкт-Петербург не является ее местом жительства.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2018 года в удовлетворении иска Сурменкова А.Д. отказано.
В апелляционной жалобе истец Сурменков А.Д. просит указанное решение отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводом суда о том, что Санкт-Петербург не является местом жительства Сурменкова А.Д, поскольку он зарегистрирован по месту постоянного жительства в п. Кааламо г. Сортавала Карельской Республики, а место жительства попечителя в силу содержания пункта 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации не является местом жительства несовершеннолетнего, в отношении которого установлено попечительство.
Истец Сурменков А.Д. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен по правилам ст. 113 ГПК РФ, направил для участия в заседании судебной коллегии своего представителя, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Санкт-Петербурге регулируются Законом Санкт-Петербурга от 04 апреля 2006 года N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга".
Статьей 5-1. Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга" предусмотрено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), однократно предоставляются уполномоченным органом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в случае наличия обстоятельств, предусмотренных в подпунктах 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
В целях реализации Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 15.03.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга", принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2013 N 596, которым утверждено Положение о порядке ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, и обновления сведений, содержащихся в таком списке (далее - Положение).
Подпунктом 1.1 пункта 1 указанного Положения вопросы о предоставлении жилых помещений в соответствии с настоящим Положением рассматриваются администрацией районов Санкт-Петербурга.
Из материалов дела следует, что Сурменков А.Д. родился "дата" года в городе Сортавала Республики Карелия, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Заочным решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 04.08.2006 С.Д.А. лишен родительских прав, С.А.В. ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетнего Сурменкова А.Д, "дата" года рождения.
Решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 08.05.2007 С.А.В. лишена родительских прав в отношении сына Сурменкова А.Д.
Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района N825 от 15.06.2015 над несовершеннолетним Сурменковым А.Д. установлено попечительство, попечителем назначена М.О.В., за Сурменковым А.Д. сохранено право пользования жилой площадью по адресу: "адрес".
Судом первой инстанции установлено, что с 26.06.2015 по 04.03.2017 и с 20.03.2017 по 16.03.2020 несовершеннолетний Сурменков Анатолий зарегистрирован по месту пребывания у попечителя по адресу: "адрес".
Решением районной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа от 11.03.2017 Сурменкову А.Д. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по причине того, что Санкт-Петербург не является его местом жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.
Местом жительства малолетних детей (несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста) признается место жительства их законных представителей: родителей, усыновителей, опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК РФ).
При определении места жительства ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимо руководствоваться следующим положениями.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.
В то же время согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
При рассмотрении настоящего дела указанные нормы материального права судом применены неправильно, а существенные для дела обстоятельства остались невыясненными.
Из материалов дела видно, что Администраций Сортовальского муниципального района 12.12.2016 Сурменкову А.Д. отказано во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением в связи с тем, что местом его жительства является Санкт-Петербург.
Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в решении сделал вывод о том, что Санкт-Петербург не является местом жительства истца, но при этом не указал, где именно находится место его жительства. Без выяснения этого обстоятельства безусловное право Сурменкова А.Д. на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не может быть реализовано ни в каком субъекте Российской Федерации.
Разрешая заявление Сурменкова А.Д, суд исходил из того, что заявитель зарегистрирован по прежнему месту жительства в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: "адрес".
Между тем, указанное жилое помещение не может является местом жительства заявителя по следующим основаниям.
Заочным решением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 19.04.2016 М.О.В., действовавшей в интересах несовершеннолетнего Сурменкова А.Д. отказано в принудительном обмене жилого помещения по адресу: "адрес".
Указанным заочным решением установлено, что принудительный обмен жилого помещения невозможен, поскольку в нем проживает С.А.В, лишенная в отношении Сурменкова А.Д. родительских прав, в течение длительного времени злоупотребляющая спиртными напитками, имеется большая задолженность за жилое помещение и коммунальные услуги, неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние квартиры, в силу чего произвести обмен данного жилого помещения на иное с целью обеспечения отдельным жильем Сурменкова А.Д. невозможно.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства", и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания) (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N4 (2016), утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации 20.12.2016).
При таких обстоятельствах, учитывая, что Сурменков А.Д. фактически проживает у своего попечителя в Санкт-Петербурге, а также невозможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, вывод суда о том, что Сурменков А.Д. не имеет права на обеспечение жилым помещением в Санкт-Петербурге, не может быть признан правильным.
Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 18.09.2007 N 133-рп (ред. от 18.12.2014) утверждено положение "О районных комиссиях по вопросам предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения, признания граждан нуждающимися в специальной социальной защите и предоставления им жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, а также по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за использованием жилых помещений и(или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений".
В силу п.2.1 указанного распоряжения к полномочиям Комиссии относится принятие решений о возможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений; принятие решений о возможности исключения жилого помещения для детей-сирот из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включения жилого помещения в жилищный фонд социального использования Санкт-Петербурга, заключения с ребенком-сиротой договора социального найма указанного жилого помещения либо заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый срок; решение Комиссии является рекомендательным для принятия правового акта администрацией района Санкт-Петербурга (п.2.2).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель на федеральном уровне определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п. По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку отказ ответчика был основан только на том, что истец не проживает в Санкт-Петербурге, а данное основание признано незаконным, то у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку при разрешении дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм права, повлиявшие на исход дела, решение суда подлежит отмене.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.204,206, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 20 марта 2018 года отменить.
Обязать Администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга предоставить Сурменкову Анатолию Дмитриевичу жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.