Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Стешовиковой И.Г.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июля 2018 года гражданское дело N2-517/2018 по апелляционной жалобе государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга на решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 марта 2018 года по иску Рубиновой Елены Ювенальевны к государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга о признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения представителя истца - Гусева Р.М, представителя ответчика - Алексеевой Н.В..
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Рубинова Е.Ю. обратилась в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с момента обращения, обязании включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с 02.07.1998 по 13.08.2007 в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения в ГУЗ "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по старению "Забота", исчислив стаж в льготном исчислении одного года как одни год и шесть месяцев, обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно с 18.01.2017.
В обоснование заявленных требований указано, что 18.01.2017 она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии в связи с медицинской деятельностью в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР от 22.02.2018 во изменение решения от 25.04.2017 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы. Пенсионным органом в медицинский стаж не включены периоды работы с 02.07.1998 по 13.08.2007 в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения в ГУЗ "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по старению "Забота".
Решением Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 марта 2018 года исковые требования Рубиновой Е.Ю. удовлетворены частично.
На (ГУ) Управление Пенсионного фонда РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга возложена обязанность назначить Рубиновой Е.Ю. досрочную пенсию с 18.01.2017, включив в специальный стаж работы период с 02.07.1998 по 13.08.2007 в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения в ГУЗ "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн-международный центр по старению "Забота", исчислив указанный период в льготном исчислении (из расчета 1 год как 1 год и 6 месяцев), за исключением периода с 06.12.2000 по 05.01.2001 (1 месяц).
В апелляционной жалобе ответчик (ГУ) Управление Пенсионного фонда РФ в Колпинском районе Санкт-Петербурга просит указанное решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Истица Рубинова Е.Ю. в заседание суда апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены по правилам ст. 113 ГПК РФ, направила для участия в заседании судебной коллегии своего представителя, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Колпинском районе Санкт-Петербурга от 25.04.2017 Рубиновой Е.Ю. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" из-за отсутствия требуемого стажа осуществления лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения. 22.02.2018 принято решение во изменение решения от 25.04.2017.
Из указанного решения следует, что в специальный стаж не учтен, в том числе период работы истицы с 02.07.1998 по 13.08.2007 (9 лет 01 месяц 12 дней) в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения в Государственном учреждении здравоохранения "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по старению "Забота", так как номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395, списком от 22.09.1999 N 1066, списком от 29.10.2002 N 781 данное учреждение не предусмотрено, в выписке из ИЛС не содержатся сведения о специальном стаже, стаж указан как "страховой", без кода льготы.
Разрешая заявленный спор суд первой инстанции, установив, что государственное учреждение "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн - Международный центр по старению "Забота", в оспариваемый истицей период, являлся учреждением здравоохранения, осуществлявшим лечебную деятельность, в связи с чем пришел к выводу, что наименование лечебного учреждения как Международный центр по старению "Забота" не может является основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж работы и удовлетворил заявленные истицей требования о включении периодов работы истицы с 02.07.1998 по 13.08.2007 в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период до 01 ноября 1999 года;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце втором пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N30 от 11 декабря 2012 года "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Как следует из трудовой книжки Рубиновой Е.Ю. в период с 01.08.1992 по 01.05.1995 она работала медсестрой в хирургическом отделении с областного госпиталя для инвалидов Отечественной войны, 01.05.1995 переведена на должность медсестры анестезиолого-реанимационного отделения, 05.01.2000 переведена на должность медсестры-анестезиста анестезиолого-реанимационного отделения, с 02.08.1998 Областной клинический госпиталь для инвалидов Отечественной войны переименован в Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн-Международный центр по старению "Забота", с 01.08.2007 ГУЗ Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн-Международный центр по старению "Забота" переименован в ГУЗ Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн, 26.10.2007 Рубинова Е.Ю. уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Из льготно-уточняющей справке от 19.01.2017 ГУЗ "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн" следует, что Рубинова Е.Ю. в период с 01.08.1992 по 30.04.1995 работала в Ульяновском областном госпитале для инвалидов Отечественной войны в хирургическом отделении на должности медицинской сестры, работала в Ульяновском областном госпитале для инвалидов Отечественной войны в анестезиолого-реанимационном отделении на должности медицинской сестры с 01.05.1995 и уволена с занимаемой должности 26.10.2007. С августа 1994 по 02.12.1994 находилась на больничном по беременности и родам, с 03.12.1994 по 01.03.1996 Азаренко Е.Ю. (Рубиновой) предоставлен отпуск по уходу за ребёнком до полутора лет. К работе на условиях полного рабочего дня приступила 01.05.1995. С 06.12.2000 на один месяц Рубинова Е.Ю. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с отрывом от производства.
На основании постановления главы администрации Ульяновской области за N104 от 29.06.1998 на базе Ульяновского областного госпиталя ветеранов войн образовано государственное учреждение "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн - Международный центр по старению "Забота" в целях дальнейшего повышения качества медицинского и социального обслуживания пожилого и старческого возраста и в соответствии с Меморандумом международной конференции по вопросам медицинского и социального обслуживания пожилых людей.
Из Устава указанного медицинского учреждения следует, что целью его создания является осуществление дальнейшего развития и совершенствования специализированной лечебно-диагностической и медико-социальной помощи ветеранам войн, лицам, приравненным к ним по льготам, а также лицам старше трудоспособного возраста, проживающих на территории Ульяновской области и за ее пределами.
Из материалов дела следует, что истица работала в Ульяновском областном госпитале для инвалидов Отечественной войны до создания на базе госпиталя Международного центра по старению "Забота", при этом её функции как медицинской сестры не изменились.
Таким образом, Научно-лечебный центр Международного центра по старению "Забота" организован на базе Ульяновского областного госпиталя для инвалидов Отечественной войны, как госпиталь для ветеранов войн, лицам, приравненным к ним, а также лицам старше трудоспособного возраста, основной задачей которого является оказание многопрофильной специализированной и квалифицированной медицинской помощи различным контингентам больных, характер профессиональной деятельности истицы не изменился.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что наименование лечебного учреждения как Международный центр по старению "Забота" на оценку пенсионных прав Рубиновой Е.Ю. влиять не может и не является основанием для отказа в зачете спорного периода в специальный стаж работы.
Доводы ответчика о том, что в пункте 15 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 отмечено, что периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, однако данные о стаже на индивидуальный лицевой счет истицы занесены без кода особых условий труда, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные поскольку допущенные работодателем нарушения не могут лишать работника права на назначение страховой пенсии.
Указанный вывод подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 9 того же Постановления, о том, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Таким образом, вывод суда о возможности включения периода работы истицы с 02.07.1998 по 13.08.2007 в должности медицинской сестры анестезиолого-реанимационного отделения в Государственном учреждении здравоохранения "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн - международный центр по старению "Забота" (за исключением периода нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства) в специальный трудовой стаж является правильным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции ответчика, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.