Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стешовиковой И.Г.
судей
Селезневой Е.Н.
Барминой Е.А.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 июня 2018 года гражданское дело N 2-167/2018 по апелляционной жалобе Мартиросян И. Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2018 года по иску Мартиросян И. Н. к администрации Центрального района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Санкт-Петербурга о признании незаконными действия Администрации Центрального района Санкт-Петербурга по снятию истца с учета на получение социальных выплат для приобретения жилья как жителя Крайнего Севера, о признании незаконными акты Жилищной комиссии и Администрации Центрального района Санкт-Петербурга по снятию с учета на получение социальных выплат для приобретения жилья как жителя Крайнего Севера, об обязании Администрацию Центрального района Санкт-Петербурга восстановить с момента первичной постановки на учет в составе семьи один человек, по категории "пенсионеры" в очереди по месту ее первоначальной постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и передать Жилищному комитету Санкт-Петербурга данные для восстановления в единой очереди, об обязании Жилищного комитета Санкт-Петербурга осуществить контроль за Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга по вопросу восстановления с момента первичной постановки на учет в составе семьи один человек, по категории "пенсионеры", в единой очереди по г. Санкт-Петербургу граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом из районов Крайнего Севера,
Заслушав доклад судьи Стешовиковой И.Г, объяснения представителя истца - Карачевцева М.С, представителя ответчика Администрации Центрального района Санкт-Петербурга - Холовой Ж.А, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Мартиросян И.Н. обратились в суд с иском к администрации Центрального района Санкт-Петербурга, Жилищному комитету Санкт-Петербурга, после уточнения заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила признать незаконными действия Администрации Центрального района Санкт-Петербурга по снятию ее с учета на получение социальных выплат для приобретения жилья как жителя Крайнего Севера;
признать незаконными акты Жилищной комиссии и Администрации Центрального района Санкт-Петербурга по снятию Мартиросян И.Н. с учета на получение социальных выплат для приобретения жилья как жителя Крайнего Севера; обязать администрацию восстановить с момента первичной постановки на учет Мартиросян И.Н. в составе семьи один человек, по категории "пенсионеры" в очереди по месту ее первоначальной постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и передать Жилищному комитету Санкт-Петербурга данные для восстановления в единой очереди; обязать Жилищный комитет Санкт-Петербурга осуществить контроль за Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга по вопросу восстановления Мартиросян И.Н. с момента первичной постановки ее на учет в составе семьи один человек, по категории "пенсионеры", в единой очереди по Санкт-Петербургу граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом из районов Крайнего Севера.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что решением районной жилищной комиссии администрации Центрального района Санкт-Петербурга от 26.05.2011 она принята на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 107,133-134,204-206). В этой связи истец включена в состав участников на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2015гг. По решению районной жилищной комиссии от 18.06.2013 Мартиросян И.Н. снята с указанного вида учета и исключена из списков участников целевой программы "Жилище" на получение жилищной субсидии в связи с тем, что она снялась с регистрационного учета по месту жительства, и переехала в другую местность. С данным решением истец не согласна, поскольку она никуда не выезжала из Санкт-Петербурга, а продолжала работать и жить в Санкт-Петербурге, и поэтому не могла быть исключена из списков на получение социальной выплаты, она считает такое решение администрации незаконным.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15.02.2018 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец просит решение районного суда отменить, полагая его неправильным, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им исковых требований.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей истцов и представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Преамбула Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Статьей 1 названного Федерального закона установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что на основании поданного истцом заявления и постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. N 153 решением районной жилищной комиссии Администрации Центрального р-на С-Петербурга от 26.05.2011г. Мартиросян И.Н. принята на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 107,133-134,204-206). В этой связи она включена в состав участников на получение жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2015гг.
В дальнейшем по решению районной жилищной комиссии Центрального р-на С-Петербурга от 18.06.2013 (л.д.57) Мартиросян И.Н. снята с указанного вида учета и исключена из списков участников целевой программы "Жилище" на получение жилищной субсидии в связи с тем, что она снялась с регистрационного учета по месту жительства в квартире по адресу: СПб, "адрес"22 с целью переезда в квартиру по адресу: "адрес", но в эту квартиру она не зарегистрировавшись, и сведений об этом в Администрацию не предоставила. Сведения о регистрации истца в С-Петербурге у Администрации отсутствовали. Сведения о снятии Мартиросян И.Н. с указанного учета даны ей в письме от 24.06.2013г. (л.д.68).
Из паспортных данных Мартиросян И.Н. следует, что в период с 06.12.2012 по 06.11.2013 истец зарегистрирована по другому постоянному месту жительства по адресу: "адрес".
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика пояснил, что решение Жилищной комиссии от 18.06.2013 о снятии Мартиросян И.Н. с учета граждан, имеющих право на получение социальной субсидии, принято, поскольку никаких данных о проживании Мартиросян И.Н. в Санкт-Петербурге в период с 2012 по 2013 гг. не имелось, имелись только данные о ее выбытии в "адрес" на новое постоянное место жительства. Данное обстоятельство дает право для снятия истца с учета.
В соответствии с п. "б" ст. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N 879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Согласно п. 2 ст. 1 Положения регистрация и постановка на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, производится по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета.
При разрешении спора, суд установил, что требованиям относительно времени прибытия в районы Крайнего Севера и продолжительности стажа работы истец при постановке на указанный вид учета соответствовала, однако, не соответствовала требованию ст. 1 Закона об отсутствии жилого помещения на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера, так как являлась членом семьи собственника комнаты площадью 22,40 кв.м, а размер занимаемой в квартире общей площади на двоих с дочерью составляла 30,5 кв.м, что превышало установленную в Санкт-Петербурге норму.
Право на получение жилищной субсидии в соответствии с Законом от 25.10.2002 N 125 у истца могло возникнуть в случае признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан, проживающих в Санкт-Петербурге, нуждающимися в жилых помещениях предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
Мартиросян И.Н. на момент обращения в администрацию Центрального района Санкт-Петербурга на двоих с дочерью занимала комнату жилой площадью 22,4 кв.м (общая площадь 30,5 кв.м) в "адрес", и не могла быть признана нуждающейся - поскольку была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (по 15,25 кв.м на человека).
Кроме того, на момент выезда истицы из районов Крайнего Севера она являлась собственницей указанной комнаты, и в 2008 году подарила комнату дочери, что свидетельствует о совершении истцом намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Таким образом, поскольку Мартиросян И.Н. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без оснований, и у нее отсутствовали обстоятельства для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, и, соответственно, отсутствовало право состоять на учете, то не имеется оснований для восстановлении ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Выбытие истца в 2012 году для проживания в другой субъект Российской Федерации являлось основанием для снятия ее с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Указанные действия администрации района полностью согласуются с п. "б" ст. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года за N 879, который предусматривает, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
При изложенных обстоятельствах, действия администрации района, связанные с изданием распоряжения об исключении истца из списков участников Подпрограммы, не могут быть признаны незаконными, обязанность по восстановлению на учете на ответчика не может быть возложена, поскольку оснований для постановки на такой учет истцом не приведено.
Доводы апелляционной жалобы, что решением мирового судьи судебного участка N 140 Санкт-Петербурга от 25.07.2017, по делу N 2-211/2017-140 установлен факт постоянного проживания истца с 2012-2013 гг в Санкт-Петербурге, несостоятельны, не могут повлиять на выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку у истца отсутствовало само право состоять на учете.
Утверждение истица, что из Санкт-Петербурга не выезжала, а только зарегистрировалась в другом городе, не подтверждено материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, подлежит отклонению, так как судом апелляционной инстанции таких нарушений установлено не было.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, по существу повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств, поэтому правового значения не имеют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.