Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Селезневой Е.Н.
судей
Стешовиковой И.Г.
Ягубкиной О.В.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 июля 2018 года гражданское дело N2-600/2018 по апелляционной жалобе Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2018 года по иску прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов Ковалева Константина Сергеевича к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определённого места жительства" о признании права на постановку на учет в качестве лица без определенного места жительства, обязании поставить на учет.
Заслушав доклад судьи Селезневой Е.Н, выслушав объяснения материального истца - Ковалева К.С, процессуального истца - прокурора Бахтиной Н.И, представителей ответчика - Пешковой Л.В, Царева С.М, представителя третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга - Матвеевой Е.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту интересов Ковалева К.Н. обратился во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга с иском к СПб ГКУ "Центр учета и социального обслуживания граждан РФ без определенного места жительства" о признании права на постановку на учет в качестве лица без определенного места жительства в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства", обязании ответчика в течение 5 дней поставить Ковалева К.С. на учет в качестве лица без определенного места жительства
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ковалев К.С. впервые обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет и 02.09.2002 получил отказ по причине отсутствия регистрации в Санкт-Петербурге. Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2008 и определением от 18.02.2015 установлен факт постоянного проживания Ковалева К.С. в Санкт-Петербурге с момента рождения, то есть с "дата" по 13.02.2008. С момента вынесения данного решения суда и до настоящего времени Ковалев К.С. постоянно проживал на территории Санкт-Петербурга без регистрации. В 2014 году Ковалев К.С. повторно обратился в Центр с заявлением о постановке на учет и 20.10.2014 получил отказ по причине отсутствия регистрации на территории Санкт-Петербурга. Кроме того, Ковалев К.С. обратился в Центр 28.06.2017 с приложением вышеуказанного решения суда, однако в постановке на учет ему отказано. Процессуальный истец, считает, что отказ Центра в постановке на учет ограничивает права Ковалева К.С. в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 13 марта 2018 года за Ковалевым К.С. признано право на постановку на учет в качестве лица без определенного места жительства в Санкт-Петербургском государственном казенном учреждении "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определённого места жительства". На Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определённого места жительства" возложена обязанность в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу поставить Ковалева К.С. на учет в качестве лица без определенного места жительства
В апелляционной жалобе ответчик СПб ГКУ "Центр учета и социального обслуживания граждан РФ" просит указанное решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что судом не применен закон подлежащий применению, а именно, п. 1 и пп. 3.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 N1010, что является существенным нарушением норм материального права, кроме того, считает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и представленных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.
Из материалов дела следует, что 02.09.2002 Ковалеву (ранее Пшикину) К.С. отказано в постановке на учет в СПб ГУ "Городской пункт учета граждан РФ без определенного места жительства".
Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 13.02.2008 установлен факт проживания Пшикина К.С. "дата" года рождения, уроженца г. Ленинграда, на территории Российской Федерации с момента рождения, то есть с "дата".
Определением Калининского районного суда от 18.02.2015 разъяснено вышеуказанное решение в части установления факта постоянного проживания Пшикина К.С. (в настоящее время Ковалева) на территории Российской Федерации в Санкт-Петербурге, с момента рождения, то есть с "дата" по дату принятия решения по делу по 13.02.2008.
20.10.2014 Ковалеву К.С. отказано в постановке на учет в СПб ГКУ "Городской пункт учета граждан Российской Федерации без определённого места жительства" в связи с отсутствием регистрации в Санкт-Петербурге.
19.07.2017 СПб ГКУ "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" Ковалеву К.С. в постановке на учёт в качестве лица без определенного места жительства отказано в связи с тем, что представленными документами не подтверждена регистрация по месту жительства в Санкт-Петербурге.
Из ответа Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 02.03.2016 на обращение Ковалева К.С. следует, что отказ СПб ГКУ "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" в постановке его на учет в качестве лица без определенного места жительства является правомерным.
Согласно справке о прописке Ковалев К.С. (ранее Пшикин) временно зарегистрирован с 04.06.1987 по 28.04.1989 по адресу: "адрес", общежитие; в период с 28.05.2014 по 28.08.2014, с 22.01.2016 по 22.04.2016, с 04.02.2014 по 03.05.2014 по адресу: "адрес".
Согласно пункту 3 статьи 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором они зарегистрированы по месту жительства.
В соответствии с п. 2 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 N 1010 (ред. от 07.02.2017) "Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства" постановка на учет граждан, продление срока учета граждан и снятие с учета граждан осуществляется Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства" (далее - ГКУ "Центр учета").
Согласно п. 3 Постановления постановка граждан на учет осуществляется на основании письменного заявления гражданина. Вместе с заявлением представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Гражданину, поставленному на учет, выдается справка о постановке на учет по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (п. 4 Постановления).
Гражданину отказывается в постановке на учет в случае непредставления им документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, или представления документов, содержащих недостоверные сведения (п.5 Постановления).
Данная справка представляет собой документ, необходимый для получения гражданами указанной категории мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", а также Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга".
В соответствии с п. 2.1 Устава СПб ГКУ "Центр учета и социального
обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места
жительства" учреждение создано с целью социального обслуживания граждан Российской Федерации трудоспособного возраста без определенного места жительства (бездомных) и граждан Российской Федерации пожилого возраста без определенного места жительства (бездомных).
Согласно п. 2.3.2 Устава учреждение осуществляет учет граждан
Российской Федерации без определенного места жительства в Российской
Федерации, ранее имевших последнюю регистрацию (прописку) по месту
жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе вступившее в законную силу решение суда, которым установлен факт постоянного проживания Ковалева К.С. на территории Санкт-Петербурга с момента рождения до принятия решения, пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в постановке Ковалева К.С. на учет в качестве лица без определенного места жительства ограничивает его права в области социальной защиты, гражданских, жилищных и других правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не применен п.3 ст.4 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N728-132 и п. 1 и пп. 3.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 N1010 "Об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства" по мнению судебной коллегии не являются основанием для отмены судебного решения.
В соответствии со ст. 4 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 N728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга" (далее - Социальный кодекс) предусмотрены меры социальной поддержки, предоставляемые за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Согласно статье 4 Социального кодекса право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены настоящим Кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1). Гражданам, имеющим место пребывания в Санкт-Петербурге, меры социальной поддержки предоставляются при условии, если аналогичные меры социальной поддержки не предоставляются им на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором они зарегистрированы по месту жительства (часть2). Гражданам без определенного места жительства предусмотренные настоящим Кодексом меры социальной поддержки и дополнительные меры социальной поддержки предоставляются при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга (часть 3). Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда (часть4).
Как верно указал суд в решении, уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах страны, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
По смыслу Закона Российской Федерации "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", определение гражданином места своего пребывания и срока нахождения в нем не обязательно связано с наличием соответствующего жилого помещения в качестве места пребывания.
Как указывалось выше пп. 2.3 Положения "Об учете граждан РФ без определенного места жительства" (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2007 N1010) постановка граждан на учет осуществляется на основании письменного заявления гражданина. Вместе с заявлением представляются документы, в том числе документ, подтверждающий факт последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Таким образом, юридически значимым обстоятельством при рассмотрении настоящего гражданского дела, является наличие документального подтверждения проживания гражданина непосредственно на территории Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах, связь лица с индивидуально-определенным жилым помещением не является юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного спора.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга установлен факт постоянного проживания на территории Российской Федерации в Санкт-Петербурге, а не место его жительства, поэтому указанный судебный акт не может являться основанием для постановки Ковалева К.С. на учет, не могут быть положены в основу отмены решения суда в виду вышеизложенного.
Постановленное судом решение является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 12 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.