Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.
судей
Петровой А.В, Утенко Р.В.
при секретаре
Монгуш С.А.
рассмотрела в судебном заседании 07 августа 2018 года гражданское дело N... по апелляционной жалобе Акционерного общества "Доринда" (далее по тексту - АО "Доринда") на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по делу по иску прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лица к АО "Доринда" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П, объяснения представителя ответчика АО "Доринда" - Зотова В.В, действующего на основании доверенности N... от "дата", сроком действия доверенности по "дата", прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Бахтиной Н.И, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к АО "Доринда" об обязании в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 по "адрес" до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 года N 148, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения ответчиком требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга по адресу: "адрес", в ходе указанной проверки установлено, что ответчик осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ от 07 октября 2010 года N.., заключенного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Согласно уведомлению N... от 13 июля 2017 года ответчиком в систему канализации сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: (выпуск 1 "адрес"): алюминий, железо общее, медь, фенол, цинк (отбор проб 29 июня 2017 года). Указанное обстоятельство свидетельствует о превышении предельно допустимых концентраций химических веществ в сточных водах ответчика. Прокуратурой в адрес ответчика вынесено представление, однако до настоящего времени нарушения природоохранного законодательства ответчиком не устранены.
Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" исковые требования прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга удовлетворены, постановлено обязать АО "Доринда" в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 по "адрес", до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 года N 148; взыскать с АО "Доринда" в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в заседание судебной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, документов, подтверждающих уважительность причины своей неявки, в судебную коллегию не представили.
В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 07 октября 2010 года между ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и АО "Доринда" был заключен договор N... на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ (т. N.., л.д. N... ).
Согласно уведомлению N... от 17 мая 2016 года АО "Доринда" в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: БПК 5 - 3,2, взвешенные вещества - 1,57, железо общее - 3,67, жиры - 4, марганец - 1,3, ХПК - 4 (по результатам анализа проб сточных вод от 04 мая 2016) (т. N.., л.д. N... ).
Согласно уведомлению N... от 25 августа 2016 года АО "Доринда" в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: БПК 5 - 1,93, жиры - 2,4, марганец - 6,21, фенол - 1,65, ХПК - 2,6, цинк - 1,45 (по результатам анализа проб сточных вод от 08 августа 2016 года) (т. N.., л.д. N... ).
Согласно уведомлению N... от 21 ноября 2016 года АО "Доринда" в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: БПК 5 - 1,63, железо общее - 1,23, жиры - 1,16, марганец - 1,21, ХПК - 1,86 (по результатам анализа проб сточных вод от 07 ноября 2016 года) (т. N.., л.д. N... ).
Согласно уведомлению N... от 26 января 2017 года АО "Доринда" в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: БПК 5 - 1,6, взвешенные вещества - 2,17, железо общее - 5,6 (грубое превышение), жиры - 5 (грубое превышение), марганец - 2,43, СПАВ - 2,6, ХПК - 2,29 (по результатам анализа проб сточных вод от 12 января 2017 года) (т. N.., л.д. N... ).
По данному факту прокуратурой Красногвардейского района Санкт-Петербурга в адрес АО "Доринда" вынесено представление N... от 28 февраля 2017 года об устранении нарушений природоохранного законодательства (т. N.., л.д. N... ).
В ответе на представление АО "Доринда" письмом от 21 марта 2017 года N... сообщило, что нарушения устранены, сточные воды сбрасываются без превышения установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод (т. N.., л.д. N... ).
Вместе с тем, при проведении повторной проверки установлено, что согласно уведомлению N... от 15 мая 2017 года АО "Доринда" в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: СПАВ - 1,36 (по результатам анализа проб сточных вод от 28 апреля 2017 года) (т. N.., л.д. N... ).
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Из статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
На основании п. 1 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в системы канализации сточных вод.
В соответствии Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11 "локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.
Пунктом 1.4 указанных Правил установлено, что правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, обязательны для "Организации ВКХ", а также для абонентов (заказчиков) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 1.5 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11, системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.
Согласно п. 5.1 указанных Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
Из пункта 111 названных Правил следует, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3.
На основании п. 116 Правил абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4.
Таким образом, только полное соблюдение абонентом установленных ему нормативов водоотведения гарантирует соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, то есть отсутствие загрязнения водного объекта. С учетом вышеизложенного и принимая во внимание то, что централизованные системы коммунальной канализации организаций ВКХ предназначены для приема и очистки сбрасываемых населением бытовых сточных вод, сброс ответчиком в систему коммунальной канализации специфических загрязняющих веществ без локальной очистки с превышением установленных нормативов приводит к загрязнению водного объекта.
В ходе рассмотрения дела ответчик, не оспаривал факт превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленный в ходе прокурорской проверки, указал на устранение выявленных нарушений.
В целях проверки указанных возражений ответчика судом были истребованы анализы проб сточных вод у ГУП "Водоканал Санкт-Санкт-Петербурга".
Согласно уведомлению N... от 05 февраля 2018 года АО "Доринда" в систему канализации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" сброшены сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: алюминий, железо общее, жиры, СПАВ, ХПК/БПК5 (т. N.., л.д. N... ).
Указанное, как правомерно обращено внимание суда первой инстанции, свидетельствует о том, что ответчиком нормы природоохранного законодательства при осуществлении сброса сточных вод в систему коммунальной канализации продолжают нарушаться, поскольку соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод не обеспечено.
Представленные ответчиком в материалы дела протоколы лабораторных измерений проб питьевой воды централизованного водоснабжения от 12 февраля 2018 года, составленные ООО "Лаборатория" по заказу ответчика были также оценены судом с указанием на то, что данные результаты не опровергают результаты параллельного отбора и анализа проб воды специализированной организации ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", в данном протоколе указано на отбор проб 06 февраля 2018 года самим заказчиком, то есть ответчиком, в связи с чем данный документ не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства устранения ответчиком выявленных нарушений природоохранного законодательства, учитывая представленные в материалы дела уведомления ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" о неоднократном сбросе ответчиком сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выявленное нарушение ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем требования прокурора об обязании ответчика в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске 1 "адрес" до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08 ноября 2012 года N 148, подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что данное превышение является не существенным, отклоняются судебной коллегией как противоречащие имеющимся в материалах дела доказательствам, согласно которым АО "Доринда" систематически, а именно в период как минимум с мая 2016 года по январь 2017 года нарушало требования законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства в виде превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, а кроме того согласно уведомлению ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" от 26 января 2017 года ответчиком сброшены в систему канализации сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод, в том числе по веществам: железо общее - 5,6, жиры - 5, допустив их грубое превышение (т. N.., л.д. N... ). Доказательств обратного стороной ответчика в материалы дела не представлено, а судом не добыто.
Доводы апеллянта о том, что в настоящее время ответчиком устранены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и водного законодательства в виде превышения нормативов водоотведения по качеству сточных вод, несостоятельны, поскольку материалами дела не подтверждается данный факт на момент вынесения решения суда, доказательств, свидетельствующих об этом, ответчиком суду первой инстанции до рассмотрения дела по существу не представлено.
Представленное ответчиком в суд апелляционной инстанции новое доказательство - уведомление ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" N... от 27 марта 2018 года об отсутствие превышений вредных веществ, не может повлиять на правомерность постановленного решения, поскольку указанный документ был составлен после постановления судом итогового акта по делу, а потому в удовлетворении ходатайства ответчика о приобщении новых доказательств было отказано, ввиду отсутствия оснований, предусмотренных частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по мотивам недопустимости как истребованных и полученных после принятия судом первой инстанции решения по делу в отсутствие доказательств невозможности представления их в суд первой инстанции.
Возражения ответчика о предъявлении иска неуполномоченным лицом - заместителем прокурора Новиковым подлежат отклонению как несостоятельные, с учетом представленной в материалы дела выписки из приказа прокурора Санкт-Петербурга N... от 25 июля 2017 года о возложении на заместителя прокурора Новикова на период, в котором было подано настоящее исковое заявление, исполнение обязанностей прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга (т. N.., л.д. N... ).
Решение суда в части взыскания с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга государственной пошлины полностью согласуется с положениями ст. 103 ГПК РФ.
Срок, установленный судом в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, для устранения ответчиком нарушений в 120-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
В связи с вышеизложенным, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене постановленного судом решения.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ и подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Доринда" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.