Дата вступления в законную силу - 19 августа 2018 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 09 августа 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Рязанской А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алексеева А.Н. о признании недействительным и отмене решения Борогонской окружной избирательной комиссии от 21 июля 2018 года N12 "О регистрации Пухова А.А. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N29",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС N 1366-V от 08 июня 2018 года "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 09 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Решением Борогонской окружной избирательной комиссии от 21 июля 2018 года N12 Пухов А.А. зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N29.
Алексеев А.Н, являясь зарегистрированным кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) по тому же избирательному округу, что и кандидат в народные депутаты Республики Саха (Якутия) Пухов А.А, обратился в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене решения Борогонской окружной избирательной комиссии по выборам народного депутата Республики Саха (Якутия) шестого созыва Борогонского одномандатного избирательного округа N29 в форме решения N12 от 21 июля 2018 года "О регистрации Пухова А.А. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N29".
В обоснование заявленных требований указывает, что представленные сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; а также сведения о своих расходах, а также о расходах своего супруга и своих несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенное в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата, оформлены с нарушением Указа Президента РФ от 06.06.2013 N546, так как не выполнено требование закона о вычеркивании из справки ненужной информации, а именно из преамбулы не вычеркнуты те лица (члены семьи), в отношении которых данная справка не представляется.
В дополнении к административному исковому заявлению истец указывает, что окружная избирательная комиссия должна была признать недействительными все подписи избирателей, отобранные для проверки и представленные Пуховым А.А. в Борогонскую окружную избирательную комиссию, в которых в графе "Адрес места жительства" адреса избирателей внесены не полном объеме, а именно отсутствуют указание субъекта и района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, что является прямым требованием федерального законодательства.
Кроме того, истец ссылается в качестве оснований для признания всех подписных листов недействительными, на нарушение формы подписного листа в части внесения кандидатом Пуховым А.А. недостоверных сведений о своей трудовой деятельности. Так наименование места работы и занимаемой должности, указанные Пуховым А.А. в преамбуле подписных листов не соответствует документам, представленным кандидатом для уведомления о выдвижении.
Кроме того, самостоятельным основанием для отмены решения о регистрации Пухова А.А. в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) является наличие недействительных подписей:
наличие неоговоренных исправлений в сведениях об избирателе являются подписи: подписной лист 1 строка 10; подписной лист 5 строки 8, 14; подписной лист 7 строка 14; подписной лист 11 строки 6, 10, 13; подписной лист 22 строка 10;
подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей: подписной лист 1 строки 12, 14;
подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с законом: подписной лист 1 строка 6, подписной лист 2 строки 3, 7; подписной лист 5 строки 1, 10, 11, 12; подписной лист 7 строки 10, 11; подписной лист 11 строка 2; подписной лист 18 строки 7, 8; подписной лист 22 строки 10, 13;
Таким образом, подлежат признанию недействительными указанные 24 подписи избирателей и 6 подписей согласно итогового протокола проверки подписных листов, всего 30 недействительных подписей, что составляет 25% от общего количества подписей, отобранных для проверки, при необходимых для регистрации кандидата не более 10% недостоверных (недействительных) подписей.
В судебном заседании административный истец Алексеев А.Н, его представитель Яшинов А.В. на заявленных требованиях настаивали, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика Борогонской окружной избирательной комиссии N29 по выборам народного депутата Республики Саха (Якутия) шестого созыва Борогонского одномандатного избирательного округа N29 Бурнашева А.П. заявленные исковые требования и дополнения к ним не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним по административному исковому заявлению, указав, что нарушения избирательного законодательства при выдвижении и регистрации кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) Пухова А.А. отсутствовали.
Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Егорочкина Н.В. с исковыми требованиями не согласилась, поддержала письменный отзыв на исковое заявление. Пояснила, что отсутствие в адресе места жительства избирателей и лица, осуществлявшего сбор подписей наименования субъекта Российской Федерации, а именно Республики Саха (Якутия), а также в данных избирателей названия муниципального района (Усть-Алданского района или Мегино-Кангаласского района), названия улиц и номера дома не препятствовало его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, поскольку речь идет об избирателях, проживающих на территории Борогонского одномандатного избирательного округа N29 Республики Саха (Якутия).
Заинтересованное лицо Пухов А.А, его представители Трифонова О.В, Ксенофонтова Л.Е, заявленные исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве, указав, что содержащаяся в подписных листах информация о трудовой деятельности Пухова А.А. не противоречит установленным требованиям и не вводит избирателей в заблуждение, при регистрации Пухова А.А. в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) нарушений избирательного законодательства, влекущих отмену регистрации, выявлено не было.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы по регистрации Пухова А.А. в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N29, исследовав подлинные подписные листы, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Довод в иске о том, что при заполнении вводной части справок, где кандидат сообщает в отношении кого она составлена (самого кандидата, его супруга, несовершеннолетних детей), Пуховым А.А. ненужные сведения не вычеркнуты, существенного значения не имеет, поскольку наличие невычеркнутых слов не искажает сути излагаемых сведений в справке в целом, не влияет на однозначность их объективного восприятия.
Так, представленные кандидатом Пуховым А.А. в избирательную комиссию сведения о самом кандидате, его супруге А. и несовершеннолетних детях Б, В, Г. по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 546, изготовлены с использованием СПИ, в разделе 1 "Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях" содержится исчерпывающая информация о лицах, в отношении которых она подана, а также о степени их родства с кандидатом. В связи с этим, сохранение в вводной части справки лишних сведений не может быть истолковано как искажение представленной информации и нарушение формы справки и служить препятствием для регистрации кандидата.
Кроме того, отсутствие вычеркиваний в справках по Указу Президента РФ N 546 не влияет на волеизъявление избирателей, не ставит в неравное положение кандидатов по причине отсутствия возможностей ознакомления избирателей с данными документами кандидатов. Избирательной комиссии отсутствие вычеркиваний не препятствовало однозначному соотнесению справок в отношении кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей.
Анализ представленных Пуховым А.А. справок, форма которых утверждена Указом N 546, показал, что справки содержат требуемые по закону сведения в отношении кандидата в депутаты, в том числе в объеме, необходимом для решения вопроса о регистрации кандидата.
Согласно пункта 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к данному Федеральному закону, из реквизитов которой следует, что в подписных листах кандидат обязан указать место работы, занимаемую должность или род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.05.12, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями избирательного законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. По этой причине нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем неуказанны предусмотренные федеральным законодательством сведения либо указаны, но не в полном объеме или не в том объеме, который предписан законом.
Согласно подпункту "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 7 пункта 11 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (далее Закон Республики Саха (Якутия) 497-З N 1007-III).
Как следует из заявления Пухова А.А. от 29 июня 2018 года в адрес Борогонской окружной избирательной комиссии N29 он при выдвижении себя кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) сообщил в комиссию сведения, в том числе о месте работы и занимаемой должности, указав ********.
В подписных листах, представленных Пуховым А.А. в окружную избирательную комиссию, после слова "работающего" указано ********
Из справки, выданной Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) должность, которую он занимает с 15 мая 2015 года именуется как " ********".
Таким образом, суд установил, что поданные для регистрации документы были оформлены с нарушением вышеперечисленных норм закона, а именно: сведения в подписных листах о занимаемой должности указаны не в полном объеме - место работы указано " ********)" вместо " ********", занимаемая должность - " ********" вместо " ********", что в силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ влечет недействительность подписей избирателей.
Таким образом, необходимость указания в представленных заявителем подписных листах точного наименования занимаемой кандидатом должности - прямое требование федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения кандидата. Избирательное законодательство формально и не допускает произвольного толкования, и потому не указание кандидатом точных сведений имеет существенное значение для формирования выбора избирателя в пользу кандидата. Избиратель не должен домысливать путем анализа имеющихся сведений те сведения о кандидате, которые подлежали обязательному указанию в подписном листе, но не были указаны. Кроме того, выяснение степени восприятия и толкования сведений, содержащихся в подписных листах, нарушает принцип равенства всех кандидатов перед законом, которым установлены требования к подписному листу, являющиеся обязательными для всех кандидатов.
Следовательно, решение было принято окружной избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статья 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с пунктом 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
В силу пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, собранные вне периода сбора подписей (подпункт "а"); подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в"); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом (подпункт "г"); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (подпункт "ж").
Аналогичные положения содержатся в подпунктах 2, 3, 6, 7, 8 пункта 11 статьи 44, подпункт 7 пункта 9 статьи 45 Закона Республики Саха (Якутия) 497-З N 1007-III.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2018 года N43/2-6 "О количестве подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов, кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва" определено необходимое для регистрации кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N29 количество подписей, которое составляет 537 подписей избирателей.
Согласно протокола об итогах сбора подписей избирателей кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва Пуховым А.А. в поддержку самовыдвижения 18 июля 2018 года в Борогонскую окружную избирательную комиссию предоставлено 574 подписей избирателей.
Для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей Борогонской окружной избирательной комиссией из представленных Пуховым А.А. 574 подписей отобрано путем случайной выборки 115 подписи избирателей.
Согласно полученной на запрос Борогонской окружной избирательной комиссии информации системного администратора ГАС "Выборы" по Усть-Алданскому району от 06 августа 2018 года при проверке достоверности информации, содержащейся в подписных листах в поддержку Пухова А.А. из проверенных 115 подписей избирателей выявлены 6 избирателей, чьи адреса и паспортные данные не соответствуют сведениям об избирателях в подписных листах.
По результатам проверки подписей избирателей Борогонской окружной избирательной комиссией составлена ведомость проверки подписных листов, на основании которой 19 июля 2018 года составлен итоговый протокол проверки подписных листов, из которого следует, что в результате проверки подписных листов 6 подписей признаны недостоверными и (или) недействительными, что составляет 5,2 процентов от числа отобранных подписей и решением Борогонской окружной избирательной комиссии от 21 июля 2018 года N12 Пухов А.А. зарегистрирован кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N29".
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Как видно из подписных листов, представленных в ходе судебного заседания в подлиннике и в приобщенной к делу копии - на подписном листе 1 в строке 8 в графе "Серия и номер паспорта" указан 11-значный номер, тогда как серия и номер паспорта состоят из 10 цифр; в строке 10 в графе "Год рождения" третья цифра года рождения имеет неоговоренные исправления; в строках 12 и 14 в графе "Дата внесения подписи" подпись избирателя поставлена вне периода сбора подписей - 09.02.2015 г. и 28.12.2012 г. соответственно. В подписном листе 2 в сроке 7 в графе "Адрес места жительства" написано.., то есть отсутствует указание населенного пункта. В подписном листе 5 в строках 8 (в написании имени избирателя) и 14 (в написании фамилии избирателя) неоговоренные исправления; в строке 10 в графе "Адрес места жительства" не указан населенный пункт; в строке 12 "Серия и номер паспорта" указан 11-значный номер, тогда как серия и номер паспорта состоят из 10 цифр. В подписном листе 7 в строках 10 и 11 в графе "Адрес места жительства" улица в указанным наименованием в данном населенном пункте отсутствует; в строках 11 (в наименовании района) и 14 (в номере паспорта) имеются неоговоренные исправления. В подписном листе 11 в сроках 6 (номер паспорта) и 10 (год рождения) неоговоренные исправления. В подписном листе 22 в строке 10 неоговоренные исправления в фамилии избирателя и сокращение названия улицы (... в действительности... ); в строке 13 отсутствует название улицы.
По требованиям пункта 11 статьи 37 Федерального закона N67-ФЗ предусмотрено, что избиратель ставит подпись в подписном листе, указывает свои данные, данные паспорта и адрес места жительства. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного ФЗ реквизитов - наименование субъекта РФ, района, города иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры в случае - если это не препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Согласно разъяснениям закона - для однозначного восприятия с учетом фактических особенностей места жительства избирателя - адрес может не содержать эти сведения при отсутствии наименования улиц в населенных пунктах или нумерации домов, квартир.
Однако, как видно из указанных избирателями адресов места их жительства - имеются улицы, но не указано само место проживания. Также указание таких адресов, как в подписном листе 5 в строке 10 "Адрес места жительства" -... - не может однозначно восприниматься, поскольку не указано место - где находится такая улица и дом, в подписном листе 22 в строке 13 "Адрес места жительства" -... указание данного адреса места жительства, также вызывает сомнение по однозначному восприятию, поскольку Борогонский одномандатный избирательный округ N29 включает в себя всю территорию Усть-Алдаснкого района республики Саха (Якутия) и 8 населенных пунктов Мегино-Кангаласского района.
Таким образом, судом при повторной проверке 115 подписных листов установлено 15 недействительных подписей избирателей, что составляет 13 процентов от общего числа проверенных подписей, что в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ является недостаточным для регистрации кандидата.
Установленные в судебном заседании нарушения закона, допущенные кандидатом Пуховым А.А. при сборе подписей, подаче подписных листов и ответчиком - Борогонской окружной избирательной комиссией при приеме недействительных подписей избирателей в подписных листах, отсутствии всех необходимых сведений в документах кандидата Пухова А.А, а также при оформлении Итогового протокола членами окружной избирательной комиссии по приему подписей и выводах о наличии оснований или их отсутствии для отказа в регистрации кандидата являются грубыми нарушениями Федерального закона N67 и Закона Республики Саха (Якутия) 497-З N 1007-III. Суд считает, что указанные нарушения являются основанием для отмены решения Борогонской окружной избирательной комиссии от 21 июля 2018 года N12 "О регистрации Пухова А.А. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N29".
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с требованиями пунктов 6 и 7 статьи 76 Федерального закона N67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 данного Федерального закона или иным законом.
Суд считает, что принятым решением Борогонской окружной избирательной комиссии нарушены основные гарантии реализации прав гражданами, в том числе административного истца Алексеева А.Н. и других кандидатов, зарегистрированных для участия в выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N29 - как конституционного права на участие в выборах. Тем самым, административное исковое заявление Алексеева А.Н. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 239-241, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Алексеева А.Н. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Борогонской окружной избирательной комиссии от 21 июля 2018 года N12 "О регистрации Пухова А.А. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва по Борогонскому одномандатному избирательному округу N29".
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Решение изготовлено в окончательной форме 13 августа 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.