Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-13 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 11 августа 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Никифоровой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению регионального отделения Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N62/4-6 "Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС N 1366-V от 08 июня 2018 года "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 09 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2018 года N52/7-6 заверен республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия), в количестве 32 человек.
Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N62/4-6 в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия), отказано.
Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в республике Саха (Якутия) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что для регистрации списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутых "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) избирательно объединение представило в избирательную комиссию требуемые документы, включая подписные листы с необходимым числом подписей избирателей. Ни истец, ни его представители не получали уведомление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) о дате, времени и начале проверки подписных листов, вследствие чего грубо нарушено право истца присутствовать при проведении данной проверки. Впоследствии выяснилось, что 108 подписей, представленных избирательным объединением признаны избирательной комиссией недействительными. Между тем административный истец полагает, что такие выводы сделаны Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) ошибочно, при проверке подписей не были привлечены эксперты-почерковеды, соответствующего заключения на момент принятия оспариваемого решения составлено не было. При этом заключение эксперта датировано 29 июля 2018 года, то есть за пределами решения, принятого Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия). Сомнительность заключения эксперта от 29 июля 2018 года административный истец усматривает также в связи с отсутствием указания в заключении на законное использование интеллектуальной собственности, а именно применения в процессе исследования компьютера с использованием программы Майкрософт.
Данные обстоятельства, по мнению административного истца, являются основанием для отмены постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N62/4-6 "Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия).
В судебном заседании представитель административного истца Готье А.И. уточнил административные исковые требования, и просил отменить вышеуказанное постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N62/4-6, обязать Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) зарегистрировать республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия), выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) и обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании административный истец в лице Председателя Совета Регионального отделения Всероссийская политическая партия "РОДИНА" Лаптева А.И, представителей Готье А.И. и Маклашова О.Г. административное исковое заявление просили удовлетворить. Пояснили, что проверка подписей избирателей была проведена с нарушением требований действующего избирательного законодательства, указанное в оспариваемом решении Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) количество недействительных подписей является завышенным. Доводы со стороны избирательной комиссии о недействительности значительного числа представленных подписей избирателей считали необоснованными, не отражающими действительного содержания подписных листов, оформленных в соответствии с законодательством. Полагают, что решение является незаконным в части признания недействительным указанных в итоговом протоколе 108 подписей.
Представители административного ответчика Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) Егорочкина Н.В, Григорьева А.В, Андреева Е.П. в удовлетворении административного искового заявления просили отказать, ссылаясь на то, что действия Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) по проверке подписных листов списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) и отказу в регистрации списка кандидатов данного избирательного объединения соответствовали требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)", о проведении проверки представители избирательного объединения были извещены посредством сотовой связи, присутствовали на проверке подписей избирателей, представителю был своевременно вручен итоговый протокол проверки подписных листов и решение Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) об отказе в регистрации списка кандидатов. На момент подсчета голосов и составления итогового прокола у рабочей группы имелась справка эксперта-почерковеда П.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, исследовав подлинные подписные листы, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный Закон N67-ФЗ) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что данное решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.
Перечень оснований для признания подписей недействительными установлен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, который к числу недействительных подписей относит, среди прочих, подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 этой же статьи (подпункт "е").
В соответствии с подпунктом "в.1" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, если для регистрации списка кандидатов требуется представить 200 и более подписей избирателей, то основанием отказа в регистрации списка кандидатов является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Аналогичные положения содержат и части 5, 7, 14 статьи 44, пункты 2, 3, 10 части 11 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) 497-З N1007-III).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2018 года N43/3-6 утвержден список политических партий, выдвижение которыми (их региональными отделениями и иными структурными подразделениями) кандидатов, списков кандидатов на выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) и представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия) считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей.
В указанном списке Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) отсутствует.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 09 июня 2018 года N43/2-6 определено количество подписей избирателей, необходимых для регистрации списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва - 3168; максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации списка кандидатов - 3485.
Республиканский список кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) заверен постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2018 года N52/7-6, в количестве 32 человек.
Судом установлено, что 23 июля 2018 года уполномоченным представителем избирательного объединения Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) представлены подписные листы, содержащие 3 238 подписи избирателей, из которых 634 подписи избирателей проверены рабочей группой избирательной комиссии.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 28 июля 2018 года в результате проверки подписных листов, представленных Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия), 108 подписей избирателей (17% от общего количества проверенных подписей избирателей) признаны недостоверными и недействительными, по следующим двум основаниям: дата внесения подписи выполнена не избирателем, подпись, дата подписи сборщика внесены иным лицом и подпись избирателя выполнена другим лицом.
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия 01 августа 2018 года Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) решения об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты, выдвинутого Региональным отделением Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия).
Основаниями для принятия такого решения послужили заключение по проверке подписных листов заместителя начальника отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра МВД по республике Саха (Якутия) П. от 29 июля 2018 года, итоговый протокол проверки подписных листов от 28 июля 2018 года, ведомости проверки подписных листов N.., N.., N.., справка члена рабочей группы П. от 28 июля 2018 года, привлеченного в качестве специалиста, которые признаются судом допустимыми доказательствами и не вызывают сомнений в их достоверности.
Доказательств об обратном административным истцом в материалы дела не представлено.
Административный истец не согласен с решением комиссии в части признания недостоверными 108 подписей в подписных листах избирателей, на основании заключения специалиста.
Как указывалось ранее, законом предусмотрена возможность привлечения к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей экспертов из числа специалистов органов внутренних дел (пункт 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Заключением специалиста по проверке подписных листов от 29 июля 2018 года, выполненном заместителем начальника отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра МВД по республике Саха (Якутия) П. установлено, что в проверенных подписных листах даты внесения подписей выполнены не избирателями; подпись, дата подписи сборщика внесены иным лицом; подписи избирателей выполнена другими лицами.
Заключение эксперта в установленном порядке не опровергнуто. Ходатайств о проведении по делу иной судебной почерковедческой экспертизы, направленной на установление спорных обстоятельств, лицами, участвующими в деле, не заявлялось.
Оснований не доверять данному заключению у суда не имеется, оно выполнено в соответствии с требованиями пунктов 3-7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, что также согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (пункт 30).
Доводы административного истца о нарушении избирательной комиссией действующего законодательства в части отсутствия заключения эксперта, как указано в пункте 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не состоятелен.
Так, Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6 утверждены "Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации", согласно части 3.1 которых подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями.
Для экспертов-почерковедов указанный вид работы является особым видом профессиональной деятельности. В кратчайшие сроки они должны выполнить большой объем почерковедческих исследований и отразить их результаты в виде отдельного документа.
Эксперты-почерковеды, привлекаемые к проверке подписных листов, в рамках данной деятельности имеют статус специалиста-почерковеда по проверке подписных листов.
Документ, подготавливаемый ими по результатам исследования подписных листов, имеет статус заключения специалиста по проверке подписных листов.
Таким образом, избирательная комиссия обоснованно приняла в качестве основания для признания 108 подписей избирателей недостоверными заключение специалиста, указанное ранее.
Данные Методические рекомендации утверждены Центральной избирательной комиссией РФ, разработаны для оказания правовой, методической, организационно-технической помощи комиссиям, в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями соответствующих норм избирательного законодательства.
Кроме того, в судебном заседании был допрошен в качестве эксперта П, предупрежденный судом об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного Кодекса Российской Федерации, который подтвердил, что находящееся в материалах административного дела экспертное заключение соответствует оригиналу. Пояснил, что дата внесения подписи выполнена не избирателем в том понимании, что дата внесения подписи и подпись избирателя, исполненные от имени одного лица, принадлежат разным лицам. Указал, ему как эксперту было достаточно образцов подписей, которые были представлены, сомнений в своих выводах у него не было. При исследовании им применялась измерительная линейка, криминалистическая лупа 4-хкратного увеличения, микроскоп "МСП-ТМ", прибор "ULTRAMAG С6". При этом он пояснил, что все возникшие сомнения при исследовании подписей в подписных листах, трактовались в пользу достоверности подписи и лишь подписи, не вызвавшие никаких сомнений, признаны выполненными иными лицами.
Таким образом, выявленное в ходе проверки количество подписей избирателей, признанных недействительными и недостоверными, составило более 10% от числа подписей, подлежащих проверке. Представленных достоверных подписей избирателей оказалось недостаточно для регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия), соответственно оснований для его регистрации не имелось.
Кроме того, судом в соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ при повторной проверке 634 подписных листов установлено еще 39 недействительных подписей избирателей, что административным истцом в суде не опровергнуто.
Доводы административного истца о ненадлежащем уведомлении о дате и времени проверки подписных листов опровергается материалами дела. Так, исследованном в судебном заседании рабочем журнале Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), в котором фиксируются исходящие звонки и уведомления, подтверждается, что 24 июля 2018 года представители административного истца Прокопьев А.А. и Костин И.М. были извещены о дате проверки подписных листов посредством сотовой связи. Согласно протокола общего собрания Регионального отделения Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) от 07 июня 2018 года уполномоченными лицами по представлению избирательного объединения по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва, назначенных на 09 сентября 2018 года назначены: 1) Г.; 2) К.; 3) Прокопьев А.В... Таким образом, о дате проверки подписных листов были уведомлены уполномоченные представители избирательного объединения.
Несостоятельным является довод административного истца об отсутствии указания в заключении эксперта от 29 июля 2018 года на использование интеллектуальной собственности, а именно применения в процессе исследования компьютера с использованием программы Майкрософт, поскольку данное нарушение не может повлечь отмену решения избирательной комиссии.
Доводы административного иска о том, что рабочая группа не имела права руководствоваться заключением ЭКЦ МВД по РС(Я) N... от 29 июля 2018 года несостоятельна, поскольку заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического центра МВД по РС(Я) П. как член рабочей группы 28 июля 2018 года представил рабочей группе результаты исследований оформленных в виде таблиц. Таким образом у рабочей группы на момент подсчета недостоверных и недействительных подписей и принятия решения имелась справка от эксперта-почерковеда. При этом, как следует из итогового протокола от 28 июля 2018 года член рабочей группы П. присутствовал при решении вопроса о наличии либо отсутствии оснований для отказа в регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия). Кроме того, необходимо отметить, что решение об отказе в регистрации списка кандидатов принято Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) 01 августа 2018 года, при наличии официального заключения эксперта от 29 июля 2018 года.
Несостоятельным является и довод о неуказании в оспариваемом постановлении Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) законодательного органа, в который по смыслу постановления избираются народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва - Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
В соответствии со статьей 58.1 Конституции Республики Саха (Якутия) проводятся выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия), а не депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). В силу статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1994 года 3 N 7-1 "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" народным депутатом Республики Саха (Якутия) является избранный в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией (Основным законом) Республики Саха (Якутия), федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия). Таким образом, Конституцией Республики Саха (Якутия) и Законом Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 1994 года 3 N 7-1 "О статусе народного депутата Республики Саха (Якутия)" статус депутата законодательного органа определен как "народный депутат Республики Саха (Якутия)".
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности оспариваемого решения Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) об отказе в регистрации списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия), ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации, что является основанием отказа в регистрации списка кандидатов в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 239-241, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление регионального отделения Всероссийской политической партии "РОДИНА" в Республике Саха (Якутия) об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N62/4-6 "Об отказе в регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии "РОДИНА" в республике Саха (Якутия), оставить без удовлетворения.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Решение изготовлено в окончательной форме 14 августа 2018 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.