Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2018 г. N 74-АПГ18-11 настоящее решение оставлено без изменения
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Якутск 10 августа 2018 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием прокурора Никифоровой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N 62/9-6 "О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Республике Саха (Якутия)",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС N 1366-V от 08 июня 2018 года "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 09 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N 62/9-6 зарегистрирован список кандидатов "Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Республике Саха (Якутия)" (далее - Партия) для участия в выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва, в количестве 29 человек.
Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене вышеуказанного постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N 62/9-6. Данное постановление как указывает заявитель, принято в нарушении норм избирательного права.
Так, по мнению заявителя, 23 июля 2018 года в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) Партией для регистрации списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва были представлены подписные листы в количестве 3 482.
23 июля 2018 г. по итогам проверки случайно отобранных 634 подписных листов выявлено 30 недостоверных и (или) недействительных подписей, что составило 4,73% от общего числа, в том числе на основании заключения эксперта-почерковеда. При этом выявлено 244 несоответствия данных, внесенных в подписные листы об избирателях, в базе системы ГАС "Выборы", в части подсистемы Регистра учета избирателей и участников референдума.
27 июля 2018 года в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Саха (Якутия) (далее - УВМ МВД по РС(Я)) был направлен запрос о проверке сведений в указанных 234 случаях несоответствия данных в подписных листах об избирателях.
Поскольку в течение десятидневного срока со дня приема документов для регистрации списка кандидатов ответ на данный запрос не был предоставлен, 01 августа 2018 года Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) была вынуждена в соответствии с законом зарегистрировать данный список кандидатов.
Вместе с тем, с учетом поступившего 07 августа 2018 года ответа УВМ МВД по РС(Я) установлено, что 25,8 % подписных листов от общего количества отобранных для проверки подписей, представленных для регистрации списка кандидатов Партии, являются недостоверными и (или) недействительными.
В связи с указанными обстоятельствами заявитель просит отменить вышеуказанное постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N 62/9-6.
В судебном заседании представитель административного истца Егорочкина Н.В, заявленные требования поддержала в полном объеме, просит удовлетворить заявление по вышеуказанным доводам. Также представила ходатайство о внесении изменения в сведения указанные в административном иске, а именно относительно количества подписей, направленных на проверку в Управление по вопросам миграции МВД по РС(Я) для проверки на подлинность. Так, вместо 234 подписей фактически направлено на проверку 244 подписи. Кроме того, пояснила, что в составе 30 недостоверных подписей, установленных рабочей группой, входит 16 недостоверных подписей установленных заключением специалиста Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Саха (Якутия) от 29 июля 2018 года N 55. Несоответствие дат составления данного заключения и итогового протокола проверки объясняется тем, что специалистом, составившим названное заключение, является член рабочей группы П, который на момент составления итогового протокола проверки о недостоверности подписей представил устные сведения.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица "Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Республике Саха (Якутия)" Яковлев В.Ю, пояснил, что административное исковое заявление является необоснованным, по основаниям отсутствия доказательств в подтверждение недостоверности 144 подписей избирателей на момент рассмотрения избирательной комиссией 01 августа 2018 года вопроса о регистрации списка кандидатов партии. Установление обстоятельств, недостоверности и (или) недействительности подписей избирателей после проведения процедуры регистрации не имеет правового значения, поскольку оно может быть установлено лишь на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации списка кандидатов.
Кроме того, считает, что указанные обстоятельства подлежат рассмотрению в качестве вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), поскольку данные обстоятельства существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии. При этом ссылается на отсутствие в указанной норме закона оснований, предусматривающих отказ в регистрации списка кандидатов по основаниям выявления 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей.
Считает ненадлежащими доказательствами запрос ЦИК РС(Я) от 27 июля 2018 года и ответ УВМ МВД по РС(Я) от 07 августа 2018 года относительно недостоверности подписей избирателей по основаниям наличия в них противоречий и неясностей.
Так, содержание запроса ЦИК РС(Я) не позволяет идентифицировать в отношении какого избирательного объединения он осуществлялся. В запросе не указано, какие документы приложены к нему, какое количество подписей было представлено для проверки и их отношение к определенному избирательному объединению. В ответе УВМ МВД по РС(Я) указано о проверке 652 подписей, в то время как в итоговом протоколе проверке подлежали 634.
Кроме того, не может быть отнесена в качестве доказательства недостоверности подписей таблица сведений на 35 листах, поскольку она не подписана и отсутствует дата её составления.
Просит отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая список кандидатов.
Как установлено судом, Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ГС N 1366-V от 08 июня 2018 года "О назначении выборов народных депутатов Республики Саха (Якутия)" на 09 сентября 2018 года назначены выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия).
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N 62/9-6 список кандидатов названной Партии зарегистрирован для участия в выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия) шестого созыва.
В пункте 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ указано, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации списка кандидатов количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, являющиеся основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно пункту 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах.
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 этой статьи.
Порядок выдвижения и регистрации списка кандидатов в органы государственной власти Республики Саха (Якутия) установлен в Главе 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 года 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" (далее - Закон Республики).
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона Республики необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В качестве условия для регистрации республиканского списка кандидатов избирательным объединением должны быть представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку списка кандидатов в случае, предусмотренном частью 5 статьи 39.1 настоящего закона (часть 2 статьи 43 Закона Республики).
Судом установлено, что 23 июля 2018 года Партия представила документы для регистрации списков кандидатов, в том числе подписные листы с подписями избирателей в поддержку списка кандидатов в количестве 3 482.
В статье 44 Закона Республики определен порядок проверки указанных подписных листов с подписями избирателей.
Так, согласно части 6 данной статьи по решению избирательной комиссии проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). О времени проведения проверки подписных листов должен быть извещен кандидат, избирательное объединение. Избирательная комиссия не вправе отказать в присутствии при проверке иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
23 июля 2018 года рабочей группой путем случайной выборки отобрано 634 подписей: из папки N 9 - 134 подписей, из папки N 12 - 250 подписей, из папки N 13 - 250 подписей.
28 июля 2018 года согласно итоговому протоколу проверки подписных листов рабочей группы, выявлено 30 недостоверных и (или) недействительных подписей, что составило 4,73 % от общего числа отобранных подписей.
Согласно заключению специалиста Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Саха (Якутия) от 29 июля 2018 года N 55 по результатам почерковедческого исследования подписных листов выявлено 16 случаев несоответствия подписей, а именно 12 подписей выполнены не избирателем, 4 подписи выполнены другим лицом.
Вместе с тем, из 634 отобранных подписей рабочей группой выявлено 244 случаев несоответствия данных, внесенных в подписные листы об избирателях в базе системы ГАС "Выборы", в части подсистемы Регистр учета избирателей и участников референдума (ПРИУР). В связи с данным обстоятельством Центральной избирательной комиссией РС(Я) 27 июля 2018 года направлен запрос N... в Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дела по Республике Саха (Якутия) о проверке достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, с просьбой заполнить таблицы сведений.
В силу ч.5 ст.44 Закона Республики соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Для установления достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, избирательными комиссиями используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума.
Вместе с тем, ответ УВМ МВД по РС(Я) на вышеуказанный запрос поступил в Центральную избирательную комиссию РС(Я) лишь 07 августа 2018 года, то есть после регистрации списка кандидатов Партии, что подтверждается ответом на запрос заместителя начальника А. за исх. N...
Согласно данному ответу, проверено 652 сведения, из которых выявлено 311 несоответствий в сведениях с учетами УВМ МВД по РС(Я), в том числе выявлены факты включения в список избирателей 5 умерших граждан.
К ответу на данный запрос приложены 4 таблицы, по форме представленной ЦИК РС(Я), с заполнением крайнего правого столбца УВМ МВД по РС(Я) "Результат проверки на соответствие".
Судом установлено, что по результатам проверки УВМ МВД по РС(Я) подтверждено несоответствие 141 подписи, выявленных в базе системы ГАС "Выборы", в части подсистемы ПРИУР.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей список кандидатов избирательной комиссии, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Законом, иным законом.
Согласно подпункту "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума.
В силу части 14 статьи 44 Закона Республики при обнаружении среди проверяемых подписей более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата, списка кандидатов количества достоверных подписей дальнейшая проверка подписных листов прекращается и кандидат, список кандидатов не регистрируется.
Представленные административным истцом доказательства отвечают требования относимости и допустимости в соответствии со статьями 60 и 61 КАС РФ.
Исходя из собранных по делу доказательств, следует, что количество недостоверных и недействительных подписей избирателей по результатам проверки составило 174 подписи, что составляет из общего количества отобранных для проверки 634 подписей - 27,4 %.
В частности, 30 недостоверных подписей, установленных итоговым протоколом рабочей группы, в том числе 16 подписей, недостоверность которых установлена заключением специалиста-почерковеда, также 144 подписей недостоверность, которых установлена проверкой на соответствие данным ПРИУР Управления по вопросам миграции МВД по РС(Я).
Таким образом, исходя из вышеуказанных обстоятельств следует, что недостоверных и недействительных подписей избирателей по результатам проверки составило 27,4 % подписей, что превышает 10% от общего числа проверенных подписей, что на основании подпункту "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ, части 14 статьи 44 Закона Республики является основанием для отказа для регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики ФИО1 (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Республике ФИО1 (Якутия)".
Доводы представителя заинтересованного лица о не допустимости в качестве доказательств запроса Центральной избирательной комиссии Республики ФИО1 (Якутия) и ответ на него УВМ МВД по РС(Я), представленных административным истцом, в виду наличия в них не определенностей и противоречий, подлежат отклонению как несостоятельные.
Так, отсутствие указания в запросе Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2018 года ссылки на конкретное избирательное объединение, подписные листы которого направляются для проверки, не исключает его как доказательство по настоящему делу, поскольку в ответе УВМ МВД по РС(Я) от 07 августа 2018 года указан исходящий номер данного запроса N... с соответствующей датой 27 июля 2018 года.
В связи с чем у суда сомнений в их взаимосвязанности не имеется.
В ответе УВМ МВД по РС(Я) указано иное количество подписей и случаев несоответствия, чем было указано в административном иске, на которые ссылается административный истец, однако, суд считает обоснованными объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) об указании в запросе общего числа направленных подписей нескольких избирательных объединений, поскольку при этом представлены заполненные Таблицы проверки в отношении "Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Республике Саха (Якутия)".
Ссылка представителя заинтересованного лица на отсутствие правового значения в установлении недостоверных подписей в подписных листах после вынесения постановления о регистрации списка кандидатов, суд находит основанным на неверном толковании норм права, поскольку возможность проверки оснований, в связи с которыми было принято решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов прямо предусмотрена положениями административного и избирательного законодательства.
В частности, возможность оспаривания решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов избирательного объединения предусмотрена частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства РФ, пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, принимая во внимание, что участвующими в деле лицами не оспорены сведения, представленные суду из УВМ МВД по РС(Я), а также основания, по которым рабочая группа Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) признала недействительными подписи избирателей, суд полагает, что оспариваемое постановление от 01 августа 2018 года N 62/9-6 принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 25 статьи 38 Федерального закона, в связи с чем не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177-180, 239-241, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 01 августа 2018 года N 62/9-6 "О регистрации республиканского списка кандидатов в народные депутаты Республики Саха (Якутия) шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением "Региональное отделение Всероссийской политической партии ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ! в Республике Саха (Якутия)".
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней со дня принятия решения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Решение изготовлено в окончательной форме 14 августа 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.