И.о. заместителя Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Васильева В.Г., рассмотрев жалобу директора ООО "НТПК" Шестакова С.А. на постановление судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2018 года и на решение Верховного Суда РС (Я) от 10 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания" (далее ООО "НТПК").
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Нерюнгринского городского суда РС (Я) от 21.02.2018 ООО "НТПК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 мая 2018 года указанное постановление оставлено без изменения.
Директор ООО "НТПК" Шестаков С.А. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, в которой просит отменить судебные решения, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Ссылается на то, что установленные нарушения не имеют отношения к ООО "НТПК", являются нарушениями со стороны владельца железнодорожного пути необщего пользования. Обеспечение соответствия железнодорожных путей необщего пользования, находящихся на них сооружений и устройств требованиям действующего законодательства является обязанностью владельцев этих железнодорожных путей, в данном случае ОАО "РЖД". Доказательства, подтверждающие факт слива нефтепродуктов, применения хомутов для соединения резиновых шлангов, отсутствуют. Также указывает на отсутствие доказательств того, что железнодорожный путь необщего пользования N... не имеет соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки нефтепродуктов, отсутствуют какие-либо акты осмотра, обследования и замеров места выгрузки опасных грузов, расположенного на железнодорожном пути N... в. Вынесенными 23.03.2016 и 31.08.2017 предписаниями на Тындинский отдел МТО возложена обязанность по устранению нарушений в отношении другого железнодорожного пути - N.., на котором ООО "НТПК" выгрузку не производило.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 28.12.2017 при рассмотрении обращения от 24.10.2017 Тындинского отдела материально-технического обеспечения Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения - филиала ОАО "РЖД" проведена проверка и выявлены грубые нарушения требований, предусмотренных лицензией на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте серии ПРД N... от 06.08.2009.
Так, выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпунктов "а", "б" п. 4 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2012 года N221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте", п. 3 ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", ст. 9 Федерального закона Российской Федерации "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 N 18-ФЗ, п. 3.1.4 "Правил безопасности при перевозке опасных грузов на железнодорожном транспорте" РД 15-73-94, утвержденных постановлением Госгортехнадзором России от 16 августа 1994 года N-50, п. 3.1 "Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума", утвержденных приказом МПС Российской Федерации от 18 июня 2003 N 25, п. 7.99. Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 года N 232.
Установлено, что выгрузка опасных грузов, перевозимых наливом, производится на месте (железнодорожный путь необщего пользования N... в Тындинского отдела материально-технического обеспечения Хабаровской дирекции материально-технического обеспечения - филиала ОАО "РЖД"), не имеющем соответствующей оснастки и приспособлений для погрузки и выгрузки этих грузов, а именно:
Путь N... в на месте слива нефтепродуктов ООО "НТПК" не обеспечен надежным заземлением для отвода статического электричества. Контур заземления отсутствует, рельсовые нити пути на фронте выгрузки не соединены между собой и не замкнуты на заземляющий контур с обеих сторон фронта выгрузки, отсутствуют рельсовые соединители в стыковых соединениях;
Площадка на месте слива нефтепродуктов ООО "НТПК" на железнодорожном пути N... в не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, огражденного по периметру бортиком высотой 200 мм, а так же уклона не менее 2° (или 2° о) в сторону лотков и сборника для пролитых нефтепродуктов;
Слив и перекачка нефтепродуктов из железнодорожной цистерны на нефтебазу осуществляется ООО "НТПК" по не предусмотренному проектно-эксплуатационной документацией (в том числе технологической схемой трубопроводов) трубопроводу длиной 55 метров, уложенному на поверхность грунта, собранному из резиновых шлангов с применением хомутов, а не через отдельные стояки или сливные установки, при том, что наземные трубопроводы прокладываются на несгораемых опорах, должны иметь отсекающие (аварийные) задвижки, так же запрещается эксплуатация трубопроводов, предназначенных для перекачки нефтепродуктов, при наличии хомутов;
Расстояние от места слива ООО "НТПК" легковоспламеняющихся нефтепродуктов (сливоналивных устройств для железнодорожных цистерн) до оси ближайшего железнодорожного пути локомотивного депо станции Беркакит, по которому осуществляется движение тепловозов, менее 20 метров. Из фотоматериалов видно, что стоящий на соседнем пути тепловоз находится на расстоянии не более 5 метров, от стоящей под сливом цистерны;
На месте слива ООО "НТПК" легковоспламеняющихся нефтепродуктов отсутствуют устройства для заземления вагонов-цистерн;
На месте слива ООО "НТПК" легковоспламеняющихся нефтепродуктов отсутствует молниезащита.
Также было установлено, что осуществление ООО "НТПК" погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте с вышеуказанными нарушениями продолжалось с 23.03.2016 по 07.12.2017. У ООО "НТПК" отсутствует место выгрузки, отвечающее вышеуказанным требованиям, что само по себе является нарушением лицензионных требований.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательств в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, судья городского суда и судья Верховного Суда РС (Я) пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "НТПК" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются необоснованными. Частью 4 статьи 14.1.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.
В соответствии с абз. 2 п. 8 "Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте" к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение требований, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "ж" пункта 4 настоящего Положения, которое повлекло за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 4 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату), являются: а) соблюдение лицензиатом федеральных законов "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части требований к лицензируемой деятельности, в том числе технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) погрузо-разгрузочных устройств и сооружений, а также производственных объектов в собственности или на ином законном основании, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, а также производственным объектам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности; ж) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с осуществлением лицензируемой деятельности, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям, аттестованных в установленном порядке и проходящих повышение квалификации по требуемой специализации не реже 1 раза в 3 года.
Из материалов дела следует, что в соответствии с лицензией серии ПРД N... от 06.08.2009 ООО "НТПК" осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
При проведении проверки в отношении ООО "НТПК" установлено, что лицензиатом не выполняются требования, указанные в подпунктах а) и б) п. 4 "Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте", при погрузке и выгрузке (сливе-наливе) опасных грузов.
Выявленное нарушение судебными инстанциями обоснованно отнесены к грубым нарушениям условий, предусмотренных лицензией, поскольку у ООО "НТПК" отсутствует погрузо-разгрузочные устройства, сооружения, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующие установленным требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям, а также производственным объектам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.
В постановлении судьи от 21 февраля 2018 года приведены исчерпывающие мотивы, по которым судья пришел к выводу о возможности привлечения ООО "НТПК" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1.2 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в жалобе по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку.
При этом иная оценка доказательств по делу, приводимая заявителем в жалобе, и отличная от оценки, данной судьями, не является предусмотренным статьей 30.17 КоАП РФ основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений. Правила оценки доказательств, предусмотренные статьей 26.11 КоАП РФ, соблюдены.
Несогласие с выводами судебных инстанций со ссылкой на иное толкование норм законодательства, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о нарушении судами норм материального и процессуального права, не позволившем всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных сведений об обстоятельствах административного правонарушения жалоба не содержит, изложенные в ней доводы были предметом проверки судей нижестоящих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в соответствующих судебных постановлениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся в отношении ООО "НТПК" решений.
Факт совершения ООО "НТПК" административного правонарушения должным образом установлен, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, в удовлетворении жалобы об отмене законных и обоснованных судебных постановлений следует отказать.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении жалобы директора ООО "Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания" Шестакова С.А. - отказать.
Постановление судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2018 года, решение Верховного Суда РС (Я) от 10 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нерюнгринская топливоперерабатывающая компания" - оставить без изменения.
И.о. заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) В.Г. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.