Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Никитиной Г.Н,
судей Тепляковой И.М, Курановой Л.А,
при секретаре Апариной М.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 07 августа 2018 года апелляционную жалобу Филинова Максима Николаевича на решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 14 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М, пояснения административного истца Филинова М.Н, представителя административного ответчика ИФНС России по Кировскому району г. Новосибирска Лянко Н.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Филинов М.Н. обратился с административным иском, в котором просил признать незаконными действия ИФНС по Кировскому району г. Новосибирска, выразившиеся в расчете земельного налога, подлежащего уплате Филиновым М. Н. за 2015-2016 годы по налоговой ставке 1,5% в отношении земельного участка с кадастровым номером N
В обоснование исковых требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 54:35:052820:33, который фактически используется для эксплуатации жилого "адрес". 12 марта 2018 года административный истец получил налоговое уведомление N 84695778, согласно которому земельный налог за 2015-2016 года составляет 291 588 рублей. При этом для расчета земельного налога применена ставка 1,5%. Данные действия инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска являются незаконными и противоречат действующему налоговому законодательству, а именно ст. 394 Налогового кодекса РФ и Решению Новосибирского городского Совета депутатов от 25 октября 2005 года N 105.
Согласно Решению Новосибирского городского Совета депутатов от 25 октября 2005 года N 105 в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, установлена ставка 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, административный ответчик должен был произвести расчет земельного налога по ставке 0,2%, а не 1,5 %. Административный истец считает, что обжалуемые действия налоговой инспекции нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку устанавливают обязательства по уплате налога в большем размере, чем предусмотрено действующим налоговым законодательством.
Административный истец обращался с жалобой на действия налогового органа в вышестоящий орган УФНС России по Новосибирской области, в удовлетворении которой было отказано.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился административный истец Филинов М.Н.
В апелляционной жалобе содержится просьба об отмене решения Кировского районного суда г. Новосибирска от 14 мая 2018 года и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указаны обстоятельства и доводы, которые административный истец приводил в административном иске.
Также указано, что в нарушение ч. 11 ст. 226 и ч. 3 ст. 62 КАС РФ суд неверно распределил бремя доказывания между сторонами и пришел к выводу о законности действий Инспекции ФНС по Кировскому району г. Новосибирска, в то время как последней не было представлено доказательств законности её действий.
Проверив законность и обоснованность решения суда, материалы дела в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов административного дела следует, что Филинов М.Н. является собственником земельного участка площадью 1355 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: 630033, "адрес", категория "земли населенных пунктов".
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г.Новосибирска административному истцу Филинову М.Н. направлено налоговое уведомление N от 12 марта 2018 года, содержащее расчет земельного налога за 2015 - 2016 г.г. в размере 291 588 руб. и указание на необходимость уплаты налога не позднее 03 мая 2018 года.
26 марта 2018 года Филинов М.Н. обратился в УФНС России по Новосибирской области с жалобой на действия должностных лиц ИФНС по Кировскому району г. Новосибирска, в которой выразил несогласие с применением налоговой ставки в размере 1,5% при исчислении земельного налога за 2015-2016 годы. Решением УФНС России по Новосибирской области N 204 от 18 апреля 2018 года в удовлетворении жалобы Филинову М.Н. отказано.
Постанавливая решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного иска и исходил из того, что налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1,5% при исчислении земельного налога за 2015-2016 год.
Судебная коллегия находит выводы суда законными, обоснованными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
В силу статьи 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статье 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно статье 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу статьи 390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (статья 391).
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно статье 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 N 105 утверждено Положение о земельном налоге на территории города Новосибирска.
Согласно указанному Положению предусмотрены налоговые ставки различных категорий земельных участков, в том числе, для земельных участков, занятых жилищным фондом, предусмотрена ставка 0,2 процента, в том время как для земельных участков категории "прочие" предусмотрена ставка 1,5 процента.
Таким образом, применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок и вида его разрешенного использования.
Из письма Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:052820:33 поставлен на государственный кадастровый учет 27.01.2010 с категорией земель - "земли населенных пунктов", разрешенным использованием - "для эксплуатации индивидуального жилого дома". Сведения об объекте недвижимости, расположенном на земельном участке, в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отсутствуют.
С 01.12.2014 на основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости, декларации о выборе вида разрешенного использования земельного участка и приложенных к ним документов, поданных Филиновым М.Н. ДД.ММ.ГГГГ, разрешенное использование данного земельного участка филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области изменено на "магазины; пункты проката; бани; сауны; автостоянки; нестационарные объекты: открытые площадки для стоянки транспортных средств". Кадастровая стоимость пересчитана и составила "данные изъяты" руб.
На основании заявления о государственном учете изменений объекта недвижимости от 04.12.2017, декларации от 06.12.2017 о выборе вида разрешенного использования земельного участка и приложенных к ним документов, поданных Филиновым М.Н, разрешенное использования данного земельного участка филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Новосибирской области изменено на "коммунальное обслуживание (3.1) - стоянки". Кадастровая стоимость пересчитана и составила 6 235 926,80 руб, внесена в сведения ЕГРН 07.12.2017.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу в следующем налоговом периоде /письмо Минфина России от 17 августа 2015 года N 03-05-05-02/47450/.
Как усматривается из материалов дела, размер земельного налога за 2015-2016 год, подлежащий уплате Филиновым М.Н, исчислен налоговым органом верно с учетом пересчитанной кадастровой стоимости 9 762 815,65 руб. и налоговой ставки 1,5 % и составил 146 442 руб. в год. Итого за 2015-2016г.г. с учетом переплаты 1 296 руб. составил (9762815х1,5%х2)-1296=291 588 руб.
В силу разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации налоговая ставка является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст.17 НК РФ) и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения (Определение от 15 мая 2007 года N 372-О-П).
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец пользуется земельным участком для эксплуатации жилого дома, не могут послужить основанием для отмены решения, поскольку не свидетельствуют об отсутствии у последнего обязанности по уплате земельного налога в соответствии с налоговой ставкой для данного вида разрешенного использования земельного участка, учтенной органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав либо свобод заявителя (пункт 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Доводы административного истца об отсутствии оснований для применения налоговой ставки 1,5% "прочие земельные участки", установленной решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 N 105, обоснованно отклонены судом первой инстанции. Оснований для применения иной налоговой ставки судебная коллегия также не усматривает, поскольку доводы апеллянта основаны на неверном понимании норм действующего законодательства.
Административный истец не оспаривал, что земельный участок в 2015-2016г.г. согласно сведениям ЕГРН относился к категории земли населенных пунктов - "магазины; пункты проката; бани; сауны; автостоянки; нестационарные объекты: открытые площадки для стоянки транспортных средств", вид разрешенного использования "для эксплуатации индивидуального жилого дома" был изменен им 01.12.2014.
С учетом установленных обстоятельств суд обоснованно признал законными действия налогового органа по начислению земельного налога, а также законным и обоснованным, не нарушающим права административного истца и не возлагающим на него дополнительных обязанностей, налоговое уведомление от 12.03.2018 N 84695778, поскольку данных, ставящих под сомнение правильность произведенного налоговым органом расчета, материалы дела не содержат, и административным истцом не доказан факт нарушения его прав в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, бремя доказывания судом распределено верно, юридически значимые обстоятельства установлены правильно, собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка.
Поскольку нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 14 мая 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Филинова Максима Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Н. Никитина
Судьи Л.А. Куранова
И.М. Теплякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.