Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей Г.А. Сахиповой, Л.Р. Субботиной,
при секретаре судебного заседания Р.Р. Галиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе В.С. Хасановой на решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 21 мая 2018 года, которым ей отказано в иске к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан, Ф.К.Ахметовой и Р.Г.Вахитовой о перерасчете пенсии, возложении обязанности по выплате недополученной части пенсии, взыскании компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан - З.М. Хуснутдиновой, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
В.С.Хасанова обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Азнакаевском районе и г. Азнакаево Республики Татарстан, Ф.К. Ахметовой, Р.Г. Вахитовой о перерасчете пенсии, возложении обязанности по выплате недополученной части пенсии и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указала, что в связи с подделкой ответчиками всех пенсионных документов 14 января 1998 года ей была назначена пенсия по старости в минимальном размере 290 руб. 46 коп. при стаже работы 36 лет.
Р.Г. Вахитова написала от ее имени заявление о выходе на пенсию от 14 января 1998 года, зарегистрировала это заявление инспектор пенсионного отдела в журнале за N10. Р.Г. Вахитова, подделав ее подпись, внесла лишний п/п с записью об увольнении от 14 января 1998 года "в настоящее время продолжает работать" подписала и заверила печатью ОАО "Сельхозтехника".
Из-за недоступности пенсионных документов о назначении УПФР ей досрочной ограниченной пенсии узнала лишь 31 октября 1998 года в кабинете начальника УПФР, где дали ознакомиться с ними.
В связи с выявленными фактами подделки она обратилась в ОМВД России по Азнакаевскому району с заявлением о возбуждении уголовного дела, испытывала страдания в течение 20 лет, перенесла 2 инсульта и инфаркт, стала инвалидом.
На основании изложенного, уточнив в ходе судебного разбирательства по делу заявленные требования, истица просила суд произвести полный перерасчет пенсии со дня возникновения права на дату 7 февраля 1998 года по сегодняшний день по статье 123 Закона N340-1 от 20.11.1990, посчитанной по п. 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях без каких-либо ограничений, обязать УПФР выплатить недополученную ее часть с 7 февраля 1998 года по сегодняшний день в размере 2 470 605 руб, признать все пенсионные документы поддельными, снять досрочность назначения пенсии до достижения 55 лет, взыскать с УПФР в счет компенсации морального вреда 100 000 руб. и с Р.Г. Вахитовой и Ф.К. Ахметовой по 260 000 руб. с каждой.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда и ответчик Р.Г. Вахитова с иском не согласились.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Ф.К. Ахметовой.
Судом принято решение об отказе.
В апелляционной жалобе истица, выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, связанных с нарушением её прав, которые подлежат восстановлению.
В.С. Хасанова, Р.Г. Вахитова, Ф.К. Ахметова, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явились.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Право на социальное обеспечение по возрасту гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что В.С.Хасанова является получателем пенсии по старости с 7 февраля 1998 года, назначенной на основании ее заявления от 14 января 1998 года на общих основаниях в соответствии с статьей 10 закона РФ от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
При этом, в стаж работы не включены периоды очного обучения в Елабужском государственном педагогическом институте с 1 сентября 1987 года по 22 июня 1992 года, периода ухода за ребенком с 6 апреля 2000 года по 30 июня 2000 года, периода ухода за ребенком с 3 августа 2000 года по 31 июля 2001 года.
Обращаясь в суд с иском о перерасчете пенсии, она просила суд произвести исчисление ее размера по пункту 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с учетом указанных периодов без каких-либо ограничений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Территориальные органы Пенсионного фонда РФ не могут осуществлять расчет размера пенсии с учетом п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 N173- ФЗ без применения ограничения расчетного размера пенсии максимальным размером, прямо предусмотренным данным пунктом, а потому нарушений со стороны пенсионного фонда при начислении пенсии не установлено.
Оснований не согласиться с такими выводами судебная коллегия не усматривает.
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как закреплено в части 3 статьи 36 со дня вступления его в законную силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с указанным Федеральным законом в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.
Расчетный размер трудовой пенсии в силу пункта 2 статьи 30 Закона N 173-ФЗ (в действующей редакции) определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 указанной статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4, либо в установленном пунктом 6 порядке.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года.
В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
При этом, пункт 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ в ныне действующей редакции предусматривает учет в общем трудовом стаже периодов обучения в училищах, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в полуторном размере, а также периодов военной службы по призыву в двойном размере.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П указано, что переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не должен приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан и не должен препятствовать осуществлению оценки приобретенных до 01 января 2002 г. пенсионных прав по нормам ранее действовавшего законодательства.
При этом отмечено, что отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года.
В пункте 3.3 указанного Постановления также обращено внимание на то, что у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 9 Постановления).
Расчет размера страховой пенсии по старости осуществляется с учетом: продолжительности общего трудового стажа до 01 января 2002 года (для расчета стажевого коэффициента); продолжительности общего трудового стажа за период работы до 01 января 199I года (расчета суммы валоризации); среднемесячного заработка гражданина за 24 месяца работы в 2000-2001 гг 60 месяцев работы подряд до 01 января 2002 года, либо за период, учтенный при назначении пенсии до 01 января 2002 года (по справкам о заработке, представленным гражданином): суммы страховых взносов, перечисленных работодателями за период с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердой сумме, не зависящей от трудовой деятельности получателя пенсии, в повышенном размере достижении возраста 80 лет или установлении инвалидности 1 группы.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона N173-Ф3 в стаж включаются периоды работы и ( или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации ( до 01 января 1991 года - взносы на государственное социальное страхование).
Периоды обучения, относящиеся к не страховым видам деятельности, не включаются в фактический трудовой стаж для определения размера страховой части трудовой пенсии с применением пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173, так как уплата взносов на государственное социальное страхование, а после 01 января 1991 года - пенсионных страховых взносов за учащихся и студентов предприятиями и vучебными заведениями не производилось и не производится.
Законность исчисления пенсии с применением пункта 3 статьи 30 ФЗ N173 с учетом фактического трудового стажа, рассматривалась Конституционным Судом РФ, который своим Постановлением от 29.01.2004 - N2-П подтвердил правильность исчисления размера пенсии по нормам указанного закона с учетом фактического трудового стажа и предусмотрел, что исчисление размеров пенсии ( конвертация пенсионных прав) с 01 января 2002 года может осуществляться по одному из двух законов:
либо по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N173-Ф3 "О трудовых в Российской Федерации" с учетом фактического трудового стажа (без включения в указанный стаж времени учебы) и отношения среднемесячного заработка гражданина до 01 января 2002 года к среднемесячному заработку по стране за то же период (без ограничения размера пенсии максимальным размером);
либо по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N3 " О государственных пениях в Российской Федерации", действовавшего до 01 января 2002 года с учетом продолжительности общего стажа ( в том числе с учетом периода обучения учебных заведениях) и индексированного размера среднего заработка гражданина с ограничением размера пенсии по старости максимальным размером, предусмотренным статьей 18 указанного Закона.
Размер пенсии В.С.Хасановой определен по документально подтвержденным сведениями пенсионного дела в соответствии с действующим законодательством, которое не предусматривает определение общего стажа производить по пункту 4 статьи 30 Федерального Закона от 17.12.2001 N173-Ф3 с включением в стаж периода учебы, а сам расчет пенсии в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом З статьи 30 без применения ограничения пенсии максимальным размером.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что при назначении и расчете размера пенсии истицы в общий трудовой стаж периоды учебы включению не подлежали, что установлено пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ.
Перерасчет пенсии истицы произведен ответчиком строго в соответствии с нормами действующего законодательства, оценка ее пенсионных прав произведена в наиболее выгодном для нее варианте, оснований для перерасчета ее размера с учетом ее требований не имеется, поскольку такие требования противоречат нормам действующего пенсионного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с указанными выводами суда отмену судебного постановления повлечь не могут, поскольку не содержат в себе аргументов, опровергающих их правильность, и основаны на неправильном толковании норм материального Закона.
Оснований для отмены либо изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией также не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Азнакаевского городского суда Республики Татарстан от 21 мая 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу В.С. Хасановой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
is
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.