Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сайдашевой Э.Р, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Ворожейкиной Г.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 апреля 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Олега Владимировича Турутина об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) с кадастровым номером 16:52:090107:44, площадью 4 643 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промкомзона, в размере 3 440 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) с кадастровым номером 16:52:090107:47, площадью 8 067 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, тер Промкомзона, в размере 5 243 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) с кадастровым номером 16:52:090107:55, площадью 9 176 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, территория Промкомзоны, в размере 5 964 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26 декабря 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления Олега Владимировича Турутина к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков отказать".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя Турутина О.В. - Миннебаева Р.А, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Турутин О.В. является собственником:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) с кадастровым номером 16:52:090107:44, площадью 4 643 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промкомзона, поставленного на кадастровый учет 8 августа 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) с кадастровым номером 16:52:090107:47, площадью 8 067 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, тер Промкомзона, поставленного на кадастровый учет 4 мая 2008 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) с кадастровым номером 16:52:090107:55, площадью 9 176 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, территория Промкомзоны, поставленного на кадастровый учет 5 августа 2009 года.
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) и составляет соответственно 9 394 367 рублей 62 копейки, 16 196 277 рублей 24 копейки, 18 596 815 рублей 68 копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость данных земельных участков в размере соответственно 1 475 050 рублей, 2 562 832 рубля, 2 915 153 рубля, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.
Одновременно административным истцом заявлено требование о возложении на федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования уточнил и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:52:090107:44 в размере 3 440 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 16:52:090107:47 в размере 5 243 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером 16:52:090107:55 в размере 5 964 000 рублей, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению судебной экспертизы.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласилось Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене. В обоснование приводятся возражения против выводов суда о достоверности экспертного заключения от 23 марта 2018 года N 1703/Э-18 об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости.
Апеллянт полагает, что заключение составлено с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца возражал удовлетворению апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество российских организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектами налогообложения.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 1 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1 в редакции Закона Республики Татарстан от 25 сентября 2015 года N 62-ЗРТ).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.
Из материалов дела следует, Турутин О.В. является собственником:
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) с кадастровым номером 16:52:090107:44, площадью 4 643 квадратных метра, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, Промкомзона, поставленного на кадастровый учет 8 августа 2007 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу) с кадастровым номером 16:52:090107:47, площадью 8 067 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, тер Промкомзона, поставленного на кадастровый учет 4 мая 2008 года;
- земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база) с кадастровым номером 16:52:090107:55, площадью 9 176 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, территория Промкомзоны, поставленного на кадастровый учет 5 августа 2009 года.
Кадастровая стоимость названных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года, введена в действие с 1 января 2016 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани) и составляет соответственно 9 394 367 рублей 62 копейки, 16 196 277 рублей 24 копейки, 18 596 815 рублей 68 копеек.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N 799/17 от 6 декабря 2017 года, подготовленный экспертом общества с ограниченной ответственностью "Лучъ" Ушаковой Н.С. по инициативе Турутина О.В, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:090107:44, 16:52:090107:47, 16:52:090107:55 по состоянию на 1 января 2015 года составила соответственно 1 475 050 рублей, 2 562 832 рубля, 2 915 153 рубля.
На основании ходатайства представителя административного истца судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельных участков, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельных участков, в отношении которых утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 1703/Э-18 от 23 марта 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью "Центр Региональных Экспертиз" Бурмакиной Н.П. отчет N 799/17 от 6 декабря 2017 года, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Лучъ" по инициативе Турутина О.В, согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 16:52:090107:44, 16:52:090107:47, 16:52:090107:55 по состоянию на 1 января 2015 года составила соответственно 1 475 050 рублей, 2 562 832 рубля, 2 915 153 рубля, не соответствуют требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость спорных земельных участков определена в нем неправильно.
Отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельных участков, которая по состоянию на 1 января 2015 года, согласно заключению, составила в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:090107:44 - 3 440 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:090107:47 -5 243 000 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:52:090107:55 - 5 964 000 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание экспертного заключения N 1703/Э-18 от 23 марта 2018 года. На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость объектов недвижимости.
Содержание данного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя административного ответчика суд счел основанными на неправильном их толковании. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке экспертного заключения и оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств.
Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 апреля 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.