Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И, административное дело по апелляционной жалобе Назарова Н.Г. на решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 19 апреля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Назарова Н.Г. к военному комиссариату города Бавлы, Бавлинского и Ютазинского районов Республики Татарстан, призывной комиссии Ютазинского района Республики Татарстан о признании незаконным решения призывной комиссии и возложении обязанности выдать военный билет.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей административного истца Назарова Н.Г. - Хузина А.А, Калинина А.Ю, в ее поддержку, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Назаров Н.Г. (далее - административный истец) обратился в суд с иском к военному комиссариату города Бавлы, Бавлинского и Ютазинского районов Республики Татарстан, призывной комиссии Ютазинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным решения призывной комиссии и возложении обязанности выдать военный билет.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 5 февраля 2018 года Назарову Н.Г. вместо военного билета была выдана справка.., согласно которой призывной комиссией Ютазинского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с пунктом 1.1. статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ принято решение зачислить Назарова Н.Г. в запас, как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
По мнению административного истца, решение призывной комиссии является неправомерным, поскольку с 7 ноября 2007 года по 30 июня 2011 года решением призывной комиссии ему была предоставлена отсрочка в связи с обучением в высшем учебном заведении. С 1 ноября 2011 года по 31 октября 2015 года он обучался в аспирантуре очной бюджетной формы обучения, и на этот период ему также была предоставлена отсрочка решением призывной комиссии. 26 ноября 2013 года у административного истца родился первый ребенок - Назаров Д.Н, 22 сентября 2015 года родился второй ребенок - Назарова А.Н.
Как указывает административный истец, в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" он обладал правом на отсрочку от призыва в связи с тем, что имеет двоих детей. Данные обстоятельства имели место до окончания предоставленной ему ранее отсрочки и до достижения им возраста 27 лет. В период с 31 октября 2015 года по 8 июля 2016 года он каких-либо повесток из военного комиссариата не получал, считал, что имеет законную отсрочку от прохождения военной службы. Данные обстоятельства призывной комиссией при вынесении оспариваемого решения учтены не были.
По мнению административного истца, указанное решение призывной комиссии лишает его права на поступление на государственную гражданскую службу в соответствии с пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В заседании суда первой инстанции представитель административного истца по доверенности Подва Я.Т. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика - отдела военного комиссариата Республики Татарстан по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому муниципальному районам Республики Татарстан, призывной комиссии Ютазинского муниципального района Республики Татарстан по доверенности Гарифуллин М.Х. с требованиями административного истца не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
Суд в удовлетворении административного иска отказал.
С решением суда Назаров Н.Г. не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как постановленного с неправильным определением обстоятельств имеющих значения для административного дела. В частности апеллянт указывает, что при рассмотрении административного дела административными ответчиками не были предоставлены надлежащие доказательства извещения его о призыве на военную службу, что судом учтено не было.
В заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца Назарова Н.Г. - Хузин А.А, Калинин А.Ю. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктами 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В силу статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Как предусмотрено пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (с последующими изменениями), при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из материалов административного дела следует, что Назаров Н.Г, "дата" года рождения, встал на воинский учет в отдел военного комиссариата Республики Татарстан по городу Бавлы, Бавлинскому и Ютазинскому районам 31 июля 2006 года.
7 ноября 2007 года решением призывной комиссии Ютазинского муниципального района Республики Татарстан N17/7 Назарову Н.Г. с 7 ноября 2007 года по 30 июня 2011 года предоставлена отсрочка, в связи с обучением в высшем учебном заведении.
30 июня 2011 года решением призывной комиссии Ютазинского муниципального района Республики Татарстан N18/3 Назарову Н.Г. с 30 июня 2011 года по 5 октября 2015 года предоставлена отсрочка, в связи с обучением в аспирантуре.
Решением призывной комиссии Ютазинского муниципального района Республики Татарстан от 30 октября 2017 года Назаров Н.Г. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
5 февраля 2018 года Назарову Н.Г. взамен военного билета выдана справка...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что принятое призывной комиссией решение является законным и обоснованным, вынесенным уполномоченным органом, в рамках полномочий предоставленных законодательством в области воинской обязанности и военной службы.
Судебная коллегия согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Назарова Н.Г. не может, поскольку они не основаны на приведенных выше положениях закона и обстоятельствах дела.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами административного дела, с 7 ноября 2007 года по 5 октября 2015 года Назарову Н.Г. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы, в связи с обучением в высшем учебном заведении.
Согласно справкам, выданным Казанским (Приволжским) Федеральным университетом 13 декабря 2011 года и 2 ноября 2015 года Назаров Н.Г. обучался в аспирантуре по очной форме обучения в период с 1 ноября 2015 года по 31 октября 2015 года.
В соответствии с пунктом "б", части 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования.
Исходя из указанных требований закона, Назаров Н.Г. имел право на отсрочку от прохождения военной службы до 31 октября 2015 года.
В соответствии с Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, обязанность оповещать граждан о необходимости явки на заседания призывной комиссии возлагалась на военные комиссариаты, а после 31 мая 2014 года - на отделы по муниципальным образованиям военного комиссариата.
Согласно этому же Положению, оповещение граждан о необходимости явки на заседания призывной комиссии осуществляется посредством повесток, которые вручаются под расписку по месту жительства самому призывнику или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) для отправки к месту прохождения военной службы.
В силу частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вопреки указанным выше требованиям закона, как при рассмотрении дела судом первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, надлежащих доказательств направления военным комиссариатом по повесток о вызове Назарова Н.Г. для прохождения военной службы в период с 31 октября 2015 года по 8 июля 2016 года административными ответчиками представлено не было.
Из имеющейся в личном деле Назарова Н.Г. справки, подготовленной главой Акбашевского сельского поселения Ютазинского муниципального района N7 от 11 апреля 2018 года, следует, что последняя повестка о явке в военный комиссариат была вручена 10 мая 2011 года дедушке Назарова Н.Г. Последующие повестки от 9 октября 2015 года и 15 октября 2015 года кому-либо вручены не были, так как по пояснениям дедушки Назарова Н.Г. он уехала на учебу в город Казань.
Из вышеуказанного следует, что все мероприятия по оповещению Назарова Н.Г. в месте его регистрации осуществлялись в период его обучения в Казанском (Приволжском) Федеральном университете в аспирантуре по очной форме, о чем призывная комиссия была уведомлена, что подтверждается имеющимися в деле справками. Административными ответчиками не было представлено допустимых и достоверных доказательств об извещении Назарова Н.Г. по месту его обучения.
Согласно пунктам 6,7, 8 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата муниципального образования.
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
В ходе судебного разбирательства не нашли подтверждение доводы административных ответчиков, что Назаров Н.Г. каким-либо образом уклонялся от получения повесток, препятствовал осуществлению его призыва на военную службу; отсутствуют доказательства того, что административный истец отказывался от явки в отдел военного комиссариата, либо иным образом препятствовал осуществлению его призыва на военную службу. В материалах административного дела, и личного дела призывника Назарова Н.Г. не имеется сведений об исполнении военным комиссариатом города Бавлы, Бавлинского и Ютазинского районов Республики Татарстан обязательств по оповещению и вручению повесток Назарову Н.Г.
Кроме этого, из представленных Назаровым Н.Г. доказательств следует, что "дата" года у него родился первый ребенок - Назаров Д.Н, "дата" года родился второй ребенок - Назарова А.Н.
В соответствии с пунктом "г", части 1 статьи 24 "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам имеющим двух и более детей.
Указанная норма права является императивной, то есть устанавливает ограничение по призыву на военную службу лиц, имеющих двух или более детей.
Приведенные Назаровым Н.Г. обстоятельства о наличии у него двух детей имели место как до окончания предоставленной ему ранее отсрочки, в связи с обучением в учебных заведениях, так и до достижения им возраста 27 летнего возраста.
В этой связи, решение призывной комиссии Ютазинского муниципального района Республики Татарстан от 30 октября 2017 года о признании Назарова Н.Г. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований нельзя признать принятым в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана неправильная правовая оценка, что привело к принятию неправомерного решения в части обоснованности оспариваемого решения призывной комиссии.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Назарова Н.Г. об оспаривании решения призывной комиссии Ютазинского муниципального района Республики Татарстан от 30 октября 2017 года подлежащим отмене, с принятием решения об удовлетворении заявленных требований.
В остальной части решение суда судебной коллегий признается правильным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями действующего законодательства о военной службе. Выдача военного билета должна осуществляется военным комиссариатом с учетом принятого по данному делу судебного акта в соответствии с требованиями закона, и принятия по данному требованию решения о возложении на административного ответчика обязанности в осуществлении данных действий не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, пунктами 3, 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан от 19 апреля 2018 года по данному административному делу отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления Назарова Н.Г. к призывной комиссии Ютазинского района Республики Татарстан о признании незаконным решения призывной комиссии, принять в этой части новое решение.
Признать неправомерным решение призывной комиссии Ютазинского муниципального района Республики Татарстан от 30 октября 2017 года о признании Назарова Н.Г. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В остальной части решение суда по данному административному делу оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.