Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Фахрутдинова И.И, Сибгатуллиной Л.И,
при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдинова И.И, административное дело по апелляционной жалобе Толпеева П.А. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Толпеева П.А. к призывной комиссии отдела военного комиссариата Комсомольского района города Набережные Челны и Тукаевского района Республики Татарстан, к призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан" о признании незаконным решения призывной комиссии от 17 января 2018 года и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя призывной комиссии отдела военного комиссариата Комсомольского района города Набережные Челны и Тукаевского района Республики Татарстан, призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" по доверенности Калимуллину А.М, возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Толпеев П.А. (далее - административный истец) обратился в суд с иском к призывной комиссии отдела военного комиссариата Комсомольского района города Набережные Челны и Тукаевского района Республики Татарстан, к призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Татарстан" о признании незаконным решения призывной комиссии от 17 января 2018 года и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему призывной комиссией муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан 15 ноября 2017 года была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы по призыву до 30 июня 2018 года.
21 декабря 2017 года административный истец обратился в отдел военного комиссариата Комсомольского района города Набережные Челны и Тукаевского района Республики Татарстан с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, так как несение военной службы противоречит его религиозным убеждениям.
17 января 2018 года решением призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в удовлетворении заявления Толпеева П.А. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой отказано в связи с нарушением сроков подачи заявления.
По мнению административного истца, решение призывной комиссии является неправомерным, нарушающим его гражданские права.
В заседании суда первой инстанции административный истец Толпеев П.А. и его представитель по доверенности Панферова В.Р. заявленные требования поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда не явились, извещены.
Суд в удовлетворении административного иска отказал.
С решением суда не согласился Толпеев П.А, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как постановленного с неправильным определением обстоятельств имеющих значения для административного дела. В частности апеллянт указывает, что при рассмотрении административного дела суд не учел правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 17 октября 2006 года, согласно которой пропущенный по уважительным причинам срок на подачу заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу может быть восстановлен судом или иным правоприменительным органом, который также не должен ограничивать право заявителя процедурными нормами. В остальной части податель апелляционной жалобы повторяет правовую позицию, приведенную в административном исковом заявлении.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель призывной комиссии отдела военного комиссариата Комсомольского района города Набережные Челны и Тукаевского района Республики Татарстан, призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Татарстан" по доверенности Калимуллина А.М. возражала удовлетворению апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан предусмотрено Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
В силу статьи 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Согласно статье 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
В силу части 4 статьи 12 Закона гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Как усматривается из материалов административного дела, решением призывной комиссии муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан от 15 ноября 2017 года Толпееву П.А. была предоставлена отсрочка от прохождения военной службы по призыву до 30 июня 2018 года.
21 декабря 2017 года административный истец обратился в отдел военного комиссариата Комсомольского района города Набережные Челны и Тукаевского района Республики Татарстан с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, так как несение военной службы противоречит его религиозным убеждениям.
17 января 2018 года решением призывной комиссией муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан в удовлетворении заявления Толпеева П.А. в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой отказано в связи с нарушением сроков подачи заявления.
Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой подано заявителем с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Как правильно установлено судом первой инстанции, исходя из Указа Президента Российской Федерации N129 от 30 марта 2018 года, административный истец подлежал призыву в весенний призыв 2018 года с 1 апреля по 15 июля 2018 года, и с учетом содержания абзаца 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", Толпеев П.А. должен был обратиться с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой не позднее 1 октября 2017 года. В свою очередь, Толпеев П.А. с таким заявлением обратился только 21 декабря 2017 года, что явилось основанием для отказа в удовлетворении его заявления.
Довод апелляционной жалобы Толпеева П.А. об уважительности причин пропуска им срока на своевременное обращение с заявлением в призывную комиссию, судебной коллегией подлежит отклонению.
В силу частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Вопреки указанным выше требованиям закона, как при рассмотрении дела судом первой инстанции, так и в суде апелляционной инстанции, надлежащих доказательств, свидетельствующих о невозможности своевременного обращения с заявлением в призывную комиссию для замены военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, Толпеевым П.А. не представлено.
Указанным обстоятельствам судом первой инстанции при рассмотрении административного дела была дана правильная правовая оценка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда первой инстанции правильным, оснований для отмены решения суда и удовлетворения заявленных требований не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года по данному административному делу оставить без изменения. Апелляционную жалобу Толпеева П.А. без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.