Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Сибгатуллиной Л.И, Фахрутдинова И.И,
при секретаре судебного заседания Акбашевой А.О,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Горшунова Д.Н. дело по апелляционной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2018 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:210202:67 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, административные офисы), площадью 7 250 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Авиастроительный район, ул. Теплично-Комбинатская, дом 15, в размере 16 921 500 рублей по состоянию на 21 марта 2014 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 октября 2017 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказать.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Республики Татарстан о возложении обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка отказать".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" - Гайфуллина Д.А, возражавшего ее удовлетворению, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:210202:67 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, административные офисы), площадью 7 250 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Авиастроительный район, ул. Теплично-Комбинатская, дом 15, поставленного на кадастровый учет 5 сентября 2011 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 21 марта 2014 года органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани)" и составляет 56 296 250 рублей.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 14 661 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 марта 2014 года.
Одновременно обществом с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" заявлено требование о возложении на административных ответчиков обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца Гайфуллин Д.А. административный иск поддержал.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан Сабирзанов М.Т. административный иск не признал.
Представитель муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Республики Татарстан Ахмадеева Н.Н. административный иск не признала.
Представитель Данилевского А.Ф. - Хуртин К.В. оставил разрешение требований на усмотрение суда.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Исполнительный комитет муниципального образования "город Казань" Республики Татарстан, Сенатская Е.В, Семенов Е.А, Данич Д.С. надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, сведений об уважительности причин неявки не имеется.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
С решением суда не согласился Кабинет Министров Республики Татарстан, в апелляционной жалобе ставится вопрос о его отмене. В обоснование приводятся возражения против выводов суда о достоверности заключения эксперта N 01/АМ-18 от 30 января 2018 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Апеллянт полагает, что заключение составлено с нарушением требований нормативных правовых актов об оценочной деятельности.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе.
Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов заявителя эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если заинтересованное лицо на них не ссылалось.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:50:210202:67 (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: склады, административные офисы), площадью 7 250 квадратных метров, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Казань, Авиастроительный район, ул. Теплично-Комбинатская, дом 15, поставленного на кадастровый учет 5 сентября 2011 года.
Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 21 марта 2014 года органом кадастрового учета в соответствии с пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменений категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222, на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта города Казани)" и составляет 56 296 250 рублей.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка в размере 14 661 000 рублей, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 марта 2014 года.
Одновременно обществом с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ" заявлено требование о возложении на административных ответчиков обязанности внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о вновь установленной кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет N 30-17 от 6 сентября 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Центр экспертной оценки" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:210202:67 по состоянию на 21 марта 2014 года составила 14 661 000 рублей.
На основании ходатайства представителя административного истца судом по делу проведена экспертиза для определения достоверности, правильности оценки рыночной стоимости земельного участка, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности и определения рыночной стоимости земельного участка, в отношении которого утверждена оспариваемая кадастровая стоимость.
Согласно заключению N 01/АМ-18 от 30 января 2018 года эксперта общества с ограниченной ответственностью "Региональный центр оценки и экспертиз" А.Ю. Мамочкина отчет N 30-17 от 6 сентября 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Центр экспертной оценки" по инициативе общества с ограниченной ответственностью "ТРИУМФ", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:210202:67 по состоянию на 21 марта 2014 года составила 14 661 000 рублей, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка определена в нем правильно.
Вместе с тем, отвечая на поставленный судом вопрос, эксперт определилрыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:210202:67 которая по состоянию на 21 марта 2014 года, согласно заключению, составила 16 921 500 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции подробно исследовал и отразил в решении содержание заключения эксперта N 01/АМ-18 от 30 января 2018 года. На основании исследования материалов дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заключение соответствует законодательству об оценочной деятельности и содержит указание на рыночную стоимость объекта недвижимости.
Содержание данного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто относимыми и допустимыми доказательствами.
Доводы представителя административного ответчика суд счел основанными на неправильном их толковании. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений об его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке заключения и оснований для отмены решения суда не содержат, поскольку построены на иной трактовке обстоятельств и сводятся к переоценке доказательств.
Учитывая, что суд правильно применил процессуальные нормы о доказывании, оснований для переоценки доказательств, которые подвергаются апеллянтом сомнению, судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции и, по сути, сводятся к повторению апеллянтом изложенной в ходе рассмотрения дела позиции, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 20 февраля 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.