Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Езаовой М.Б,
судей - Карасовой Н.Х, Маковой Н.М,
при секретаре - Булгаровой С.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы администрации Хурзукского сельского поселения на решение Карачаевского районного суда от 17 мая 2018 года по административному делу по административному иску Хапаевой Р.И. к администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, Карачаево-Черкесской республики о признании незаконным бездействия администрации Хурзукского сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Езаовой М.Б, объяснения представителя административного истца Аджиева М.Х, представителя Ногайского муниципального района - Камбарова Р.Х, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хапаева Р.И. обратилась в суд с административным иском к администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, Карачаево-Черкесской республики, о признании незаконным бездействия администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР по не предоставлению адресов земельным участкам с кадастровым номером N.., расположенном по адресу: "адрес", обязании администрацию Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР присвоить адреса земельным участкам с кадастровым номером N... по адресу: "адрес", взыскании компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей. В обоснование административного иска указала, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером N.., согласно свидетельства о государственной регистрации права от 15 июля 2015 года. Указанный земельный участок был расположен по адресу: "адрес". Граница земельного участка состоит из двух контуров. Статус записи об объекте недвижимости как "ранее учтенный". Площадь земельного участка составляет 4187 кв.м. В октябре 2017 года Хапаева Р.И. получила уведомление о том, что по результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов имеются снования для приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков образуемых путем раздела объекта недвижимости с кадастровым номером N.., расположенным в ауле "адрес". Основанием для приостановления послужила, то что представленный межевой план не соответствует Постановлению Правительства РФ от 19.11.2014года N1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения, и аннулирования адресов", а именно один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации. Для того, чтобы внести изменения в межевой план она обратилась в администрацию Хурзукского сельского поселения за получением почтовых адресов на земельные участки, под кадастровым номером N...
Однако почтовые адреса земельным участкам не выданы. В последующем адрес земельного участка с кадастровым номером N... был изменен с "адрес" на ориентир: "адрес" (без указания улицы). В иске административный истец также указывает, что земельный участок с кадастровым номером N... расположен по адресу: "адрес" так как соседний участок N.., расположен по адресу: "адрес". Считает бездействие администрации Хурзукского сельского поселения по не предоставлению почтовых адресов объектам недвижимости незаконным и необоснованным. На неоднократные обращения в администрацию с данным вопросом, ответ не получен. В административном иске истец указывает, что она является инвалидом второй группы, подобные действия администрации Хурзукского сельского поселения негативно сказываются на её здоровье. В течение длительного времени она не может получить с администрации Хурзукского сельского поселения адрес земельных участков. Игнорирование её обращений, оказывают на неё негативное влияние, вызывают переживания. Указанные страдания сопровождаются стрессом, чувством тревоги, страха. Просила признать незаконным бездействие администрации Хурзуского сельского поселения Карачаевского района по не предоставлению адресов земельным участкам с кадастровым номером N.., расположенным по адресу: "адрес"; обязать администрацию Хурзукского сельского поселения присвоить адреса земельным участкам с кадастровым номером N... расположенным по адресу: "адрес"; взыскать с администрации Хурзукского сельского поселения в счет компенсации морального вреда денежную сумму в размере 50 000 рублей за незаконные действия по не предоставлению почтовых адресов её земельным участкам.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Хапаева Р.И. не явилась, её интересы представлял по доверенности адвокат Аджиев М.Х, который поддержал требования по изложенным в иске основаниям, а также просил суд взыскать с административного ответчика в пользу его доверителя расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.
Представитель административного ответчика - Хурзукского сельского поселения в судебное заседание не явился, направил суду ходатайство, в котором просил рассмотреть административное дело в его отсутствии, в удовлетворении исковых требований Хапаевой Р.И, просил отказать.
Решением Карачаевского районного суда от 17 мая 2018 года административный иск Хапаевой Р.И. удовлетворен. Суд признал незаконным бездействие администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР по не предоставлению адресов земельным участкам с кадастровым номером N.., (площадями земельного участка N1-2366 кв.м, и земельного участка N2-1821 кв.м.), расположенных по адресу: "адрес", юго- восточной части квартала номер N... ; обязал администрацию Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР оказать Хапаевой Р.И. услугу по присвоению адресов земельным участкам с кадастровым номером N... (площадями земельного участка N1-2366 кв.м, и земельного участка N2 - 1821 кв.м.), расположенных по адресу: "адрес", юго-восточной части квартала номер N.., согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости N... от 21 сентября 2017 года и межевого плана от 21 сентября 2017 года; взыскал с администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР за счёт казны Российской Федерации в пользу Хапаевой Р.И. компенсацию морального вреда в размере 10 000 (десять тысяч) рублей; взыскал с администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР за счёт казны Российской Федерации в пользу Хапаевой Р.И. расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 (двадцать тысяч) рублей; взыскал с администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР за счёт казны Российской Федерации государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что в выписке похозяйственной книги N 8 Хурзукского сельского поселения на листах 8-9 отсутствуют сведения, указывающие на наличие земельного участка у данного собственника жилого дома. На данном листе 9 есть запись о том, что "ФИО"1 имеет в личной собственности вол (в количестве 1), корову (в количестве 1) и жилой дом общей площадью 48 кв.м. 1991 года постройки. Кроме того, в архиве Хурзукского сельского поселения постановление главы администрации а. Хурзук Карачаевского района от 20.05.1994 года N 5, не значится. В 2007 году жилой дом и земельный участок, расположенные в "адрес" были снесены в связи с паводками. Просил отменить решение Карачаевского районного суда Карачаево-Черкесской республики от 17 мая 2018 года и прекратить производство по административному делу.
В возражениях представитель Хапаевой Р.И. указывает, что доводы администрации Хурзукского сельского поселения являются надуманными и не подтвержденными доказательствами. Просил решение Карачаевского районного суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Хурзукского сельского поселения, поддержал доводы апелляционной жалобы и пояснил, что действительно истец обращалась в администрацию с заявлениями о присвоении земельным участкам адресов, однако определить место нахождения земельных участков, принадлежащих истцу, не возможно. Действительно, Хапаевой Р.И. письменный ответ на обращение, администрацией Хурзукского сельского поселения не направлен. Просил решение Карачаевского райсуда от 17 мая 2018 года отменить и в удовлетворении требований отказать.
Хапаева Р.И, надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась.
Судебная коллегия на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие Хапаевой Р.И.
Представитель Хапаевой Р.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами изложенными, в апелляционной жалобе не согласился и пояснил, что 06.02.2918 года Хапаева Р.И. вновь направила заказным письмом в адрес администрации Хурзукского сельского поселения заявление о присвоении почтовых адресов на земельные участки и заявление о даче письменного ответа, однако до настоящего времени никакого ответа Хапаева Р.И. не получила. Просил решение Карачаевского райсуда от 17 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Проверив материалы административного дела, выслушав доводы участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Пунктом 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживание граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установка указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" урегулированы правоотношения в области присвоения, изменения и аннулирования адресов объектам недвижимости на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 06.02.2018 года Хапаева Р.И. направила письменное обращение в адрес администрации Хурзукского сельского поселения по вопросу присвоения земельным участкам почтовых адресов. Однако, ответ на указанное обращение ответчиком в адрес истца Хапаевой Р.И. направлен не был, почтовые адреса не выданы, что не оспаривалось сторонами.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с требованием об оспаривании бездействия администрации Хурзукского сельского поселения, судебная коллегия исходит из того, что течение трехмесячного срока оспаривания действий (бездействий), в данном случае связано с моментом, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, обращения Хапаевой Р.И. в администрацию Хурзукского сельского поселения продолжаются с 2016 года. Последнее ее письменное обращение датировано 06.02.2018 года. Данный иск подан истцом в суд 26.02.2018 года, поэтому срок обращения в суд с данными требованиями соблюден.
Установив эти обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что обращение Хапаевой Р.И. рассмотрено не было, ответ на него до настоящего времени не подготовлен, не подписан и не направлен Хапаевой Р.И.
С таким выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильном применении положений вышеприведенных нормативных правовых актов и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, согласно пункту 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27.09.2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Таким образом, суд не вправе обязать принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению административного истца, представляется правильным.
Принятие вопроса по заявлению Хапаевой Р.И. решается администрацией Хурзукского сельского поселения в пределах их компетенции. Суд, в соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей, не подменяет органы исполнительной власти.
Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Однако, указанные требования процессуального закона применительно к настоящему спору судом первой инстанции не выполнены.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене в части обязания администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР оказать Хапаевой Р.И. услугу по присвоению адресов земельным участкам с кадастровым номером N... (площадями земельного участка N1-2366 кв.м, и земельного участка N2 - 1821 кв.м.), расположенных по адресу: "адрес", юго-восточной части квартала номер N.., согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости N... от 21 сентября 2017 года и межевого плана от 21 сентября 2017 года, ввиду нарушения норм материального права, с принятием в этой части нового решения об обязании административного ответчика рассмотреть письменное обращение Хапаевой Р.И. о присвоении адресов земельным участкам с кадастровым номером N.., расположенных по адресу: "адрес" и в течение месяца со дня принятия апелляционного определения дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карачаевского районного суда от 17 мая 2018 года по административному делу по административному иску Хапаевой Р.И. к администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, Карачаево-Черкесской республики о признании незаконным бездействия администрации Хурзукского сельского поселения отменить в части обязания администрации Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР оказать Хапаевой Р.И. услугу по присвоению адресов земельным участкам с кадастровым номером N... (площадями земельного участка N1-2366 кв.м, и земельного участка N2 - 1821 кв.м.), расположенных по адресу: "адрес", юго-восточной части квартала номер N.., согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости N... от 21 сентября 2017 года и межевого плана от 21 сентября 2017 года и принять в этой части новое решение, которым обязать администрацию Хурзукского сельского поселения, Карачаевского муниципального района, КЧР рассмотреть письменное обращение Хапаевой Р.И. о присвоении адресов земельным участкам с кадастровым номером N.., расположенных по адресу: "адрес", и в течение месяца со дня принятия апелляционного определения дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
В остальной части решение Карачаевского районного суда от 17 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Хурзукского сельского поселения - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.