Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием защитника Трипус Е.В,
представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Одабаши А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
08 августа 2018 года
жалобу ФИО1 на решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ФИО1,
установил:
постановлением начальника Управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Сахнова И.С. от ДД.ММ.ГГГГ N Васильев В.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе Васильев В.А. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Симферопольского районного суда Республики Крым 20 июня 2018 года постановлено решение, которым постановление начальника Управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Сахнова И.С. от ДД.ММ.ГГГГ N изменено, размер назначенного административного штрафа снижен до 10000 руб, в остальной части вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, Васильев В.А. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду отсутствия в его действиях события, состава административного правонарушения, вины, а также прямого или косвенного умысла, направленного на его совершение либо ввиду его малозначительности. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лиц, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав защитника Трипус Е.В, поддержавшего жалобу, представителя Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Одабаши А.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заданием Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями (административного обследования объекта земельных отношений) N от ДД.ММ.ГГГГ консультантом, государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела Умеровым Э.Ф, специалистом 1 категории Симферопольского межрайонного отдела Пашутиным В.Г. проведено обследование объекта земельных отношений с кадастровым номером N сельскохозяйственного назначения, расположенного на территории Почтовского сельского поселения Бахчисарайского муниципального района Республики Крым, в ходе которого установлено, что указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется в сельскохозяйственном производстве, обязательные мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания кустарником и деревьями правообладателем земельного участка Васильевым В.А. не проводятся, кроме того не проводятся обязательные мероприятия направленные на защиту земель сельскохозяйственного назначения от негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель, что является нарушением ст.13 и 42 ЗК РФ. По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт административного обследования объекта земельных отношений N (л.д.67-69).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления Тютюником Н.В. по результатам изучения вышеуказанного акта составлено мотивированное представление о возможности проведения внеплановой выездной проверки земельного участка, принадлежащего Васильеву В.А. (л.д.76-77). На основании мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ с целью проверки фактов нарушения земельного законодательства Российской Федерации, изложенных в акте административного обследования объекта земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ N, начальником Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Ан В.Б. принят приказ от ДД.ММ.ГГГГ N о проведении внеплановой выездной проверки. ДД.ММ.ГГГГ Васильев В.А. уведомлен о проведении внеплановой проверки, что подтверждается соответствующим уведомлением (л.д.82-84).
По результатам проведенной внеплановой выездной проверки составлен акт осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого установлено, что гражданин Васильев В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N и данный земельный участок используется в сельскохозяйственном производстве, сорная растительность на земельном участке отсутствует, на части земельного проведены агротехнические мероприятия путем вспашки, на части общего земельного участка произрастает многолетняя трава-люцерна, земельный участок не огорожен. Какие-либо агротехнические и иные мероприятия на земельном участке в момент осмотра не проводились. При проведении осмотра проводилась фотофиксация осмотренной территории, определение земельного участка с помощью "данные изъяты" 20 (л.д. 85-89).
ДД.ММ.ГГГГ консультантом, государственным инспектором Симферопольского межрайонного отдела Умеровым Э.Ф, консультантом, государственным инспектором Ленинского межрайонного отдела Османовым К.Э, специалистом-экспертом, государственным инспектором отдела государственного земельного надзора управления государственного контроля (надзора) Павлюковым Д.Н. проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки о проведении мероприятий по контролю (надзору) физического лица N, согласно которого установлено, что гражданин Васильев В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N и данный земельный участок используется в сельскохозяйственном производстве, частично обработан (вспахан), на части земельного участка выращивается многолетнее растение - люцерна, на земельном участке отсутствует сорная растительность, проводятся обязательные мероприятия, направленные на защиту и охрану земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями. В ходе проведения проверки гр. Васильев В.А. предоставил копию договора возмездного оказания услуг с ФГБУ "ЦАС "Крымский" на проведение агрохимического и эколого-токсилогического обследования земель сельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.120). Копия квитанции, свидетельствующей об оплате вышеуказанного договора не предоставлена. На запрос Крымсельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ N в ФГБУ "ЦАС "Крымский", получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ N, содержащий сведений о заключении договора, а также об отсутствии факта оплаты по данному договору по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно положениям договора факт оплаты является основанием для начала проведения работ. В ходе проверки установлено, что земельный участок используется в сельскохозяйственном производстве, однако обязательные мероприятия по агрохимическому и эколого-токсикологическому обследованию земельного участка не проводятся (л.д.92-96).
На основании указанного акта проверки специалистом-экспертом, государственным инспектором отдела государственного земельного надзора управления государственного контроля (надзора) Павлюковым Д.Н. в отношении Васильева В.А. был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N по признакам ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (л.д.108-114).
Постановлением начальника Управления государственного земельного контроля (надзора) Службы по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым Сахнова И.С. от ДД.ММ.ГГГГ N Васильев В.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.
Диспозицией ч.2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной, эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) в целях сохранности земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Ст.12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земли, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Ст.42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки только в строгом соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, а также разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
В силу ч.1, 2 ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно ч.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны, в числе прочего, осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
Согласно ст.71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Чч.1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу ст.26.11 КоАП РФ оцениваю представленное Службой по земельному и фитосанитарному надзору Республики Крым дело N об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Васильева В.А, как надлежащие доказательство.
Доводы жалобы Васильева В.А. опровергаются указанными выше доказательствами. Все доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Васильев В.А. не представил суду достаточных доказательств, однозначно подтверждающих, что в силу объективных причин не имел реальной возможности для своевременного выполнения возложенных на него обязанностей, предпринял все зависящие от него меры по выполнению требований действующего законодательства в виде проведения агрохимического и эколого-токсилогического обследования принадлежащего ему земельного участка сельскохозяйственного назначения и недопущению совершения административного правонарушения.
Исходя из положений ст.1.5, 2.1 КоАП РФ, дав надлежащую оценку доказательствам по делу, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что Васильевым В.А. не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Постановление о привлечении Васильева В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
При оценке назначенного наказания судом первой инстанции верно принято во внимание, что Васильев В.А. является пенсионером, он предпринимает меры по использования земельного участка по целевому назначению. Кроме того, обстоятельств, отягчающих административную ответственность в отношении Васильева В.А. как судом первой инстанции так и судом апелляционной инстанции не установлено. На основании вышеизложенного судом первой инстанции обосновано, снижен размер назначенного Васильеву В.А. административного штрафа до 10000 руб.
При таких обстоятельствах решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым основано на законе, а поэтому отмене оно не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, - оставить без изменения,
жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.