Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
09 августа 2018 года
жалобу "данные изъяты" на решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 03 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении "данные изъяты" (далее ООО "СК "АКУРА" либо Общество),
установил:
постановлением консультанта отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Гасановым Г.Х. от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "СК "АКУРА" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 41000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе ООО "СК "АКУРА" на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Киевского районного суда г. Симферополя 03 июля 2018 года постановлено решение, которым постановление консультанта отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственного инспектора Республики Крым Гасанова Г.Х. от ДД.ММ.ГГГГ N по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении ООО "СК "АКУРА", оставлено без изменения, а жалоба ООО "СК "АКУРА" - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи районного суда и постановлением экологического надзора, ООО "СК "АКУРА" подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило отменить вышеуказанные акты. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ на основании обращения гражданина ФИО6, поступившего в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, установлен факт нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части несанкционированного размещения отходов производства и потребления (отходов грунта, изъятого при проведении землеройных работ) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на земельных участках, расположенных в районе "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 28.1, 28.7 КоАП РФ, по данному факту вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении неустановленных лиц по ст.8.2, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.26.9 КоАП РФ в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направлен запрос с целью получения информации о категории земель, собственниках (пользователях), целевом назначении Земельного участка.
Согласно Разделу 1 Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости "Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости", установлено, что обследованные земельные участки находятся в границах участков с кадастровыми номерами 90:22:010201:2751, 90:22:010201:2731, категория земель: земли населенных пунктов. Согласно Разделу 2 Выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости "Сведения об основных характеристиках объекта недвижимости", установлено, что пользователем земельных участков, согласно договору аренды, является ООО "СК "АКУРА". Данная информация получена от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения административного расследования с привлечением специалиста Государственного автономного учреждения Республики Крым "Цент лабораторного анализа и технических измерений" (далее ГАУ РК "ЦЛАТИ") на земельном участке осуществлен отбор проб почв для определения содержания в них предельно-допустимых концентраций химических веществ вследствие несанкционированного размещения отходов производства и потребления не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения.
ДД.ММ.ГГГГ от ГАУ РК "ЦЛАТИ" поступили результаты инструментально-лабораторных исследований проб почв, согласно которым установлен факт превышения установленных предельно-допустимых концентраций содержания нефтепродуктов, хрома.
ДД.ММ.ГГГГ на основании информация полученной от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в адрес ООО "СК "АКУРА" было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по признакам ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Из материалов дела так же следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N, N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами N N находятся в пользовании ООО "СК "АКУРА".
Ведущим специалистом отдела экологического надзора г. Симферополя Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона, государственным инспектором Республики Крым Торчинской Н.Б. в отношении ООО "СК "АКУРА" составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ N по признакам ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Данный протокол составлен с участием представителя ООО "СК "АКУРА" Кудимовой Е.С.
Постановлением консультанта отдела экологического надзора г. Симферополя и Симферопольского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона - государственным инспектором Республики Крым Гасанова Г.Х. от ДД.ММ.ГГГГ N ООО "СК "АКУРА" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 41000 руб. Дело рассмотрено с участием генерального директора ООО "СК "АКУРА" Семененко В.А
Диспозицией ч.2 ст.8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В соответствии ч.1 ст.9 Конституции РФ земли и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Ч.2 ст.36 Конституции РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с положением ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Так, ст.12 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Ч.1 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность юридических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Ч.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от уплотнения и другого негативного воздействия.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земля, недра, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В силу п.п.1,2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводство природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Чч.1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья оценивает доказательства по делу об административном правонарушении по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех доказательств дела в их совокупности.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ оцениваю материалы дела об административном правонарушении, составленные Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым в отношении ООО "СК "АКУРА" по признакам ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, как надлежащие доказательства.
Доводы жалобы опровергаются указанными выше доказательствами. Все доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой инстанции, им была дана надлежащая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Исходя из положений ст.1.5, 2.1 КоАП РФ, дав надлежащую оценку доказательствам по делу, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "СК "АКУРА" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм природоохранного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Постановление о привлечении ООО "СК "АКУРА" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.
При определении ООО "СК "АКУРА" административного наказания должностным лицом надзорного органа учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено наказание, предусмотренное санкцией ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу "данные изъяты" оставить без удовлетворения,
решение судьи Киевского районного суда г. Симферополя от 03 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты"", - без изменения.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.