Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Мотиной И.И.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Скрипченковой Марии Васильевны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 6 марта 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Скрипченковой Марии Васильевны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в Республике Крым о признании действий незаконными, обязании выполнить определенные действия, взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
Скрипченкова М.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г..Керчи Республики Крым, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в Республике Крым указав, что она является инвалидом второй группы бессрочно и получает пенсию по старости. Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г..Керчи Республики Крым перерасчет пенсии с 01 января 2015 года ей не произвели, что повлекло за собой обращение истца в суд в рамках гражданского дела N2-421/17, по которому решением Керченского городского суда от 06 февраля 2017 года в удовлетворении иска отказано полностью, решение вступило в законную силу. В настоящем деле истец указывает, что должностные лица Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г..Керчи Республики Крым не осуществляют выездной прием, чем лишают ее права на перерасчет пенсии, недоплачивая ей ежемесячно начиная с 01 января 2015 года по 12 000 рублей, всего за период с 01 января 2015 года по 01 января 2018 года 36 месяцев ответчик недоплатил ей 432 000 рублей. Кроме того, по мнению истца, действиями ответчика ей причинен ущерб в сумме 82000 рублей, выразившийся в трате денежных средств на подготовку и изготовление документов для подачи в суд. Всего материальный ущерб истец просит взыскать в размере 514000 рублей (432000 рублей + 82000 рублей).
Таким образом, учитывая обстоятельства незаконности действий ответчика, истец просит суд признать действия Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г..Керчи Республики Крым связанные с уклонением от предоставления истцу услуг по приему заявления о перерасчете пенсии с декабря 2015 года по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме - незаконными, нарушающими требования ст.ст. 2,14,15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" N181- ФЗ от 24.11.1995 года и право истца на получение такой услуги по месту жительства или в дистанционном режиме; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г..Керчи обеспечить прием ее заявления о перерасчете пенсии с 01 января 2015 года в соответствии с требованиями ст.ст. 2,14,15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" N181-ФЗ от 24.11.1995 года по месту жительства или в дистанционном режиме; провести перерасчет и индексацию пенсии за период с 01 января 2015 года и выплатить разницу между начисленной части пенсии и выплаченной за период с 01 января 2015 года; в связи с противоправными действиями Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г..Керчь РК взыскать с ответчика - Министерство финансов РФ лице Управления Федерального казначейства в РК в пользу истца материальный ущерб в размере 514000 рублей и моральный вред в размере 100000 рублей. Кроме того, с учетом того, что в ходе судебных разбирательств, продолжающихся с сентября 2016 года по настоящее время истец находится в состоянии постоянного стресса, нарушен нормальный жизненный уклад истца, существует недостаток финансовых ресурсов, Скрипченкова М.В. просит взыскать моральный вред в размере 100000 рублей.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 6 марта 2018 года в удовлетворении исковых требований Скрипченковой М.В. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Скрипченкова М.В. подала апелляционную жалобу, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы схожи с доводами искового заявления. В качестве основных доводов апеллянт указал, что истец является лицом с ограниченными возможностями, воспользовавшись этим Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым уклоняется от перерасчета пенсии, причиняя тем самым ущерб посредствам недоплаты пенсии за период с 1 января 2015г. по настоящее время.
На заседание судебной коллегии представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
От истца Скрипченковой М.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, однако в ходатайстве указано об отложении дела и обязательном выяснении у стороны ответчика обстоятельств, отмены 24.04.2018 года Распоряжения N404р. Учитывая надлежащее извещение истца, обстоятельства того, что на момент вынесения судом первой инстанции решения Распоряжение УПФ РФ N404р действовало, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии уважительности причин неявки в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства в Республике Крым, возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.2 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" N181-ФЗ, социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 14 указанного закона Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Согласно требованиями ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
4) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
6) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
7) допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
8) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.
На каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установлен опознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака "Инвалид" для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства.
Приказом Минтруда России от 19.01.2016 N 14н утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно п. 17,18 Административного регламента для предоставления государственной услуги гражданином представляются документы: заявление, документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина, документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 20 - 36, 38 - 40, 42 Административного регламента. Формы заявлений предусмотрены приложениями N 1-2 к Административному регламенту (приложение N2 ? форма заявления о перерасчете пенсии).
В соответствии с п. 25, 55, 65 Административного регламента - граждане при обращении за перерасчетом размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаи потери кормильца, доли страховой пенсии по старости представляют документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Территориальный орган ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина представления документов информации, которые находятся в распоряжении территориальных органов ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ перечень документов, в частности пункты 1, 6 ч.1 названого Закона; документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина.
Заявление о перерасчете размера пенсии подается со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги обязанность по представлению которых возложена на гражданина.
Согласно п. 3 Правил N884н граждане обращаются за перерасчетом размера пенсии путем подачи заявления о перерасчете размера пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
Также пунктами 49-60 Правил за страховой пенсией, N884н предусмотрено, что перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что Скрипченкова М.В. является инвалидом второй группы по здоровью бессрочно и получателем пенсии по старости.
Обращаясь в суд, истец указала, что по ее мнению с 01.01.2015 года ответчиком не правильно произведен перерасчет пенсии истца с 01.01.2015 года, в связи с чем у ответчика перед истцом образовалась задолженность. При обращении истец указала, что ответчик всячески препятствует подаче ею заявления, чем нарушает законодательство о социальной защите инвалидов и о пенсионном обеспечении.
Разрешая спор, суд первой инстанции, учитывая, что с 01.01.2015 года по день вынесения решения Скрипченкова М.В. не обращалась в Управление с заявлением о перерасчете пенсии установленной формы (приложение N2 к Административному регламенту) ни одним из всех доступных способов, а именно лично, через представителя, почтой связью, в форме электронною документа, через МФЦ, пришел к выводу об отсутствии оснований, для удовлетворения иска.
Выводы суда судебная коллегия находит законными и соответствующими нормам материального и процессуального права.
С 01 января 2015 года Скрипченкова М.В. состоит на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым и получает пенсию с 01 января 2015 года.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, устанавливает Федеральный закон N208-ФЗ от 21 июля 2014 года "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Статья 1 Федерального закона от 21.07.2014г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливает особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города Севастополя.
В соответствии с частями 1, 2 ст.2 Федерального Закона Российской Федерации N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, назначенных вышеуказанной категории граждан в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан заявлений о перерасчете пенсий. В случае если при перерасчете размера пенсии гражданину в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигает размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.
В иске указывается на то, что перерасчет пенсии должен быть произведен с 01.01.2015 года в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов" N181-ФЗ, при этом указывается, что ответчик намеренно не принимает ее заявление о перерасчете пенсии и препятствует ей в этом всячески.
Согласно пункту 73 Административного регламента предусмотрена возможность приема граждан должностным лицом на выездном приеме граждан, организованном территориальным органом ПФР.
При рассмотрении дела судом установлено, что в адрес истца с 2015 года направлялись неоднократно разъяснения (л.д.70-88,98-115).
В материалах гражданского дела имеются ответы от 02.02.2017, от 12.04.2017 согласно которым Скрипченкова М.В. ставилась в известность о возможности осуществления выездного приема(л.д.89-91), однако указанным в ответах способом Скрипченкова М.В. не воспользовалась, что подтверждается ее обращениями в которых отсутствует изъявление желания на проведение выездного приема.
На основании распоряжения ГУ - ОПФР по Республике Крым от 27.09.2017г, заместителем руководителя клиентской службы Управления, 28.09.2017 года дважды, в 10-15 и 17-00, осуществлялся выезд по адресу "адрес", однако дверь никто не открыл.
При выезде сотрудником пенсионного органа опрашивался сосед ФИО9, проживающий в "адрес" о чем составлен акт опроса, и в присутствии которого в конверт вложено приглашение для Скрипченковой М.В. о проведении выездного приема, которое вложено в почтовый ящик "адрес"(л.д.68-69).
Аналогичное приглашение направлено заказным письмом с описью вложения.
Более того, как верно указано судом, в возражениях на исковое заявление Управлением указывалось, что письменные обращения Скрипченковой М.В. не являются заявлениями о перерасчете пенсии, равно как и письменные ответы Управления - отказами в перерасчете пенсии, что Управлением не нарушены нормы ст.ст. 2, 14, 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", изложенного выше.
Кроме того судом установлено, что в силу части 4 статьи 3 Закона N208-ФЗ, сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, размеры страховой пенсии и фиксированной выплаты, исчисленные в соответствии с законодательством Российской Федерации корректируются.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к законному выводу, что со стороны ответчика отсутствуют какие-либо препятствия Скрипченковой М.В. для обращения в Управление с заявлением о перерасчете пенсии, доказательства обратного ею не приведены, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска, поскольку каких-либо нарушений законных прав и интересов Скрипченковой М.В. со стороны ответчика не установлено.
Доводы апеллянта, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли бы на его законность и обоснованность либо опровергали бы выводы суда.
Доводы апелляционной жалобы фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции истца, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, спор по существу разрешен верно.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Керченкского городского суда Республики Крым от 6 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скрипченковой М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.