судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Кирюхиной М.А,
судей: Пономаренко А.В,
Шестаковой Н.В,
при секретаре Марушко В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя в интересах Сычевой Ларисы Сергеевны к Администрации города Симферополя, третье лицо - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального района суда г.Симферополя Республики Крым от 19 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2018 года заместитель прокурора Центрального района г. Симферополя в интересах Сычевой Л.С. обратился в суд с иском к Администрации города Симферополя Республики Крым о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению Сычевой Л.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по факту соблюдения жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, нарушены ее права на получение жилья. Решением Исполнительного комитета Симферопольского городского совета N от 29.09.2000 г. Сычева Л.С. определена в государственное интернатное учреждение. Согласно информации Администрации г. Симферополя Сычева Л.С. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городского округа Симферополь Республики Крым с 21.12.2009 под номером 72 (решение от 21.12.2009 N). Недвижимое имущество в собственности у Сычевой Л.C. отсутствует, до настоящего времени жильем не обеспечена.
Решением Центрального района суда г.Симферополя Республики Крым от 19 марта 2018 года Администрацию г. Симферополя обязано обеспечить Сычеву Ларису Сергеевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилим помещением специализированного жилого фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация г. Симферополя подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда и принятия нового об отказе в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на то, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального и материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В пояснениях на апелляционную жалобу Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, заслушав судью-докладчика, пояснения прокурора и Сычевой Л.С, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как правильно установлено судом первой инстанции, решением Центрального районного суда г. Симферополя от 26 октября 2000 г. Сычева ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ, лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Сычевой Ларисы Сергеевны ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Сведения об отце ФИО9 внесены со слов матери (л.д.11-14).
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского Совета АР Крым от 29.09.2000 г. N решено ходатайствовать перед Министерством образования АР Крым об определении в государственное интернатное учреждение несовершеннолетних ФИО3 и Сычевой Л.С. и содержанию их за счет государства; обеспечить несовершеннолетних ФИО3 и Сычеву Л.С. жильем после окончания интернатного учреждения с учетом льгот, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 1994 года.
Согласно ответу зам. председателя Изумрудновского сельского совета - главы администрации сельского поселения Сычева Л.С, проживает в селе "адрес", без регистрации с мая 2016 года по настоящее время с ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.6).
В соответствии со справкой КРП "СМ БРТИ" от 18.11.2009 г. N, Сычева Л.С. в числе зарегистрированных граждан, имеющих объекты недвижимости в "адрес" не значится (л.д.8).
В соответствии с выпиской из ЕГРН за Сычевой Л.С. право собственности на объекты недвижимости не зарегистрировано.
30.11.2009 года директор школы-интерната ФИО11 обратилась к главе города Симферополя с ходатайством о постановке на льготный квартирный учет Сычёвой Л.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, воспитанника из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения в соответствии с действующим законодательством Украины.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета от 21.12.2009 г. N Сычева Л.С. включена в список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на 16.02.2018 г. состоит в списке под номером 33.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу статьи 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотренные указанным Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что Сычева Л.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с этим имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма жилых помещений общей площадью не менее 25 кв. м, а обязанность по предоставлению жилого помещения Сычевой Л.С. должна быть возложена на администрацию г. Симферополя за счет средств, предоставляемых из бюджета субъекта.
Судебная коллегия с указанным выводом суда согласна, он соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям закона.
В соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решением суда ответчик обязан предоставить жилое помещением истцу без соблюдения порядка очередности, что приведет к нарушению закона со стороны Администрации г. Симферополя и прав лиц, которые включены в список граждан, имеющих право на получение жилья из специализированного жилого фонда несостоятельна и не является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.
Поскольку Сычева Л.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, завершила обучение, у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, исковые требования прокурора в ее интересах удовлетворены обоснованно.
При этом гарантированное законом право Сычевой Л.С. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Содержащееся в пункте 3 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъект Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определения перечня документов, которые должны быть представлены, наименование органа в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути сформирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка и включение в него Сычевой Л.С. не может являться препятствием для защиты ее жилищных прав.
Доводы апеллянта об отсутствии финансирования, а также о том, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии со ст. 8 от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей", являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, несостоятельны, поскольку действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права.
Таким образом, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установилих полно и объективно в ходе судебного разбирательства, дал им надлежащую оценку и постановилрешение согласно подлежащим применению нормам материального права при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем, постановленное решение является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального района суда г.Симферополя Республики Крым от 19 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Кирюхина М.А.
Судьи: Пономаренко А.В.
Шестакова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.