судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Авериной Е.Г,
судей: Синани А.М,
Мотиной И.И,
при секретаре Гамуровой М.А,
с участием истца Теплых Ю.И,
представителей ответчика: Ведмидя И.В,
Коломоец И.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Теплых Юрия Ивановича к Министерству Внутренних Дел по Республики Крым о признании периода выслуги лет в льготном исчислении и возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет, по апелляционной жалобе Теплых Юрия Ивановича на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 21 марта 2018 года,
установила:
в январе 2018 года Теплых Ю.И, обратился в суд иском к Министерству Внутренних Дел по Республики Крым о признании периода выслуги лет в льготном исчислении и возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет с 05.11.2017, мотивируя свои требования тем, что вступившим в законную силу решением Евпаторийского городского суда от 20.10.2017 установлено, что ГУ МВД Украины в Крыму в феврале 2006 года истцу засчитан в выслугу лет период его обучения в Красноярском речном училище с 30.08.1967 по 02.04.1970. Его выслуга лет в льготном исчислении с учетом времени учебы на февраль 2006 года составила 20 лет 5 месяцев. Согласно ответу от 06.12.2017 за N3\178202702173, МВД по Республики Крым не уполномочено на принятие решений о возможности зачета в выслугу лет периода обучения в Красноярском речном училище из расчета два месяца обучения за один месяц службы. 10.01.2018 Теплых Ю.И. повторно отказано в удовлетворении просьбы. Истец считает, что с учетом периода обучения, его выслуга лет должна составлять 20 лет 5 месяцев в льготном исчислении, которой достаточно для начисления ему пенсии по п. "а" ст. 13 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993, в связи с чем просил обязать ответчика признать, что выслуга лет Теплахв Ю.И. в льготном исчислении составляет 20 лет 5 месяцев, и назначить ему пенсию по выслуге лет согласно закону N 398-Ф3 от 01.12.2014 и по п. "а" ст. 13 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 с 05.11.2017.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 21 марта 2018 года иск Теплых Ю.И. оставлен без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы Теплых Ю.И, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца, поддержавшего апелляционную жалобу и пояснения представителей ответчика, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что приказом заместителя министра - начальника УВД Исполкома Крымского областного совета народных депутатов от 10.03.1992 N 36 л/с, Теплых Ю.И. уволен с 10.03.1992 из органов МВД в запас Вооруженных сил Украины по ст. 64 п. "Е" за нарушение дисциплины в возрасте 41 года, имея выслугу лет в календарном исчислении 19 лет 02 месяца 19 дней, что установлено решением Киевского районного суда г. Симферополя от 20.12.2005.
С 06.04.2004 истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с п. "б" статьи 12 Закона Украины "О пенсионном обеспечении военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел" от 09.04.1992 N 2262-ХII в редакции Закона Украины 51-IV от 04.07.2002 по смешанному стажу на основании решения Киевского районного суда г. Симферополя от 20.12.2005.
Согласно указанному решению суда, пенсия истцу назначена за общий трудовой стаж 25 лет, из которых 19 лет 02 месяца 19 дней служба в МВД и Вооруженных Силах. Период его обучения в Красноярском речном училище засчитан в общий трудовой стаж.
До 31.12.2014 пенсионное обеспечение лиц, уволенных из органов внутренних дел Украины, осуществлял Пенсионный фонд Республики Крым.
Вступившим в законную силу решением Евпаторийского городского суда от 20.10.2017 Теплых Ю.И. отказано в зачислении в выслугу лет периода обучения в Красноярском речном училище.
Истцу рассчитана пенсия в соответствии с положениями закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 по состоянию на 26.11.2014 года.
В отделе пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Крым состоит на учете и является получателем пенсии за выслугу лет Теплых Ю.И, 17.04.1951 рождения, проживающий по адресу: "адрес".
Паспорт гражданина Российской Федерации серии 14 08 N 997235 выдан 15.01.2009 отделением N 2 ОУФМС России по "адрес" в "адрес", код подразделения 310-003, место регистрации: "адрес", "адрес" "адрес", с 15.01.2009.
До настоящего времени Теплых Ю.И. по месту пребывания в г. Евпатории не зарегистрирован.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на правоотношения, возникшие между сторонами, распространяются требования части 1 статьи 2 Федерального закона от 01.12.2014 N 398-Ф3 "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", согласно которым, при обращении граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", такие пенсии назначаются и выплачиваются с 1 января 2015 года.
В соответствии с п. "б" статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом "а" статьи 13 Закона установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Указанным законом установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом N 4468-1 лиц, являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателем пенсий, назначенных в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь с 01 января 2015 г, к числу которых относится и истец.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 398-Ф3, при назначении гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пересмотру не подлежат:
1) периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 года, по состоянию на 31 декабря 2014 года.
С такими выводами суда первой инстанции не соглашается судебная коллегия и считает, что они сделаны с нарушением норм материального права.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 19.12.2003 г. N 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.
Так, пунктом "а" статьи 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно расчету выслуги лет на пенсию капитана милиции Теплых Ю.И, 17.04.1951 рождения, в календарном исчислении его выслуга лет составила 19 лет 02 месяца 19 дней, в льготном исчислении отсутствует, общий трудовой стаж составил 24 года 03 месяца 11 дней, в льготном 25 лет 02 месяца 01 день.
Учеба Теплых Ю.И. в Красноярском речном училище в период с 30.08.1967 по 02.04.1970 и с 27.10.1970 по 04.03.1971 в выслугу лет не засчитана.
Согласно абзацу 4 пункта 2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Закона засчитывать время (не более пяти лет) их обучения до поступления на службу по очной, очно-заочной или заочной форме в образовательных организациях по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца учебы за один месяц службы, - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.12.2016 N 1279).
С заявлением о зачете в выслугу лет периода обучения в Красноярском речном училище Теплых Ю.И. обратился в МВД по Республике Крым 05.11.2017, однако в удовлетворении данного заявления ему отказано (л.д. 2, 4).
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции ошибочно применил к правоотношениям, возникшим между сторонами, требования части 1 статьи 4 Федерального закона N 398-Ф3 "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", поскольку ограничение возможности пересмотра пенсий, установленное указанной нормой, направлена на защиту интересов граждан, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона, и невозможность пересмотра пенсий в сторону увеличения ставила бы в неравное положение граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, по отношению к гражданам, проживающим в иных субъектах Российской Федерации.
Из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает запрет различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которое не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, должна отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе ее статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), допускающих такие различия, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Право Теплых Ю.И. на включение периода обучения в выслугу лет предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 в редакции Постановления Правительства РФ от 01.12.2016 N 1279, принятого позже Федерального закона N 398-Ф3 от 01.12.2014, и распространяющего свое действие на истца.
Учитывая, что при включении в выслугу лет Теплых Ю.И. периода обучения в Красноярском речном училище, его выслуга лет составит более 20 лет, судебная коллегия считает возможным удовлетворить требования истца о понуждении Министерства внутренних дел по Республике Крым назначить ему пенсию по выслуге лет в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" с 05 ноября 2011 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 21 марта 2018 года отменить.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Крым засчитать в выслугу лет Теплых Юрию Ивановичу период обучения в Красноярском речном училище из расчета два месяца обучения за один месяц службы и назначить пенсию по выслуге лет в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" с 05 ноября 2017 года.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.