Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Онищенко Т.С.
при секретаре: Гамуровой М.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора г. Алушты в интересах социально незащищенной категории граждан Лысовой Ольги Павловны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым об обязании назначить социальную пенсию по инвалидности,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Алушты в интересах социально незащищённой категории граждан Лысовой Ольги Павловны обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым указав, что Лысова О.П. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который согласно медицинскому заключению N43 от 27.07.2014г, является ребенком-инвалидом. Срок выдачи заключения до 01.01.2020 года. Лысова О.П. 10.11.2017 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении ребенку социальной пенсии по инвалидности и установлении ей ежемесячной выплаты, как родителю, осуществляющему уход за ребенком - инвалидом. Однако Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым истице отказано. Полагая отказ незаконным прокурор обратился в суд в рамках своих полномочий в интересах Лысовой О.П. с иском в котором просит обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алушта Республики Крым назначить ФИО1 социальную пенсию по инвалидности с 01.05.2017 года.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2017 года исковые требования прокурора г. Алушты в интересах социально незащищённой категории граждан Лысовой Ольги Павловны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алушта Республики Крым об обязании назначить социальную пенсию по инвалидности удовлетворены.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым возложена обязанность назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, социальную пенсию по инвалидности с 01.05.2017 года.
Не согласившись с решением суда Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению апеллянта у Лысова К.С. нет права на получение пенсии по инвалидности, так как не предоставлено свидетельство о регистрации по месту жительства.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о слушании дела извещен надлежащим образом, в судебную коллегию поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя пенсионного органа, просили рассмотреть жалобу по материалам имеющимся в деле. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, прокурора Алескерова Д.А, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети-инвалиды.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что согласно свидетельству о рождении Серии N ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Лысовой Ольги Павловны (л.д. 8).
Согласно медицинскому заключению N 43 от 25.12.2014 года ФИО1 установлена инвалидность на срок до 01.01.2020 года (л.д. 10).
Из свидетельств N 266, 37 о регистрации по месту пребывания усматривается, что Лысова О.П. и ФИО1 зарегистрированы по месту пребывания по адресу: "адрес" (л.д.11,12).
Лысова О.П. после установления группы инвалидности ее ребенку, обратилась в ГУ УПФ РФ по г. Алуште РК с обращением о выплате социальной пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", однако ей было отказано, что подтверждается письмом - сообщением ГУ УПФ РФ по г. Алуште РК от 23 ноября 20017 года за исх. N 7636/07-22 (л.д. 18-20).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия указанные выводы суда первой инстанции находит законными в силу следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, в том числе работодателей, установления пенсии, проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, правила выплаты пенсии, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для выплаты пенсии, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому случаю Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года N 958н.
Согласно п.2 указанного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Пунктами 41, 43 названного Перечня предусмотрено, что для назначения социальной пенсии по инвалидности необходимы документы об установлении инвалидности и о постоянном проживании в Российской Федерации. Документом, подтверждающим место жительства гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, с отметкой о регистрации по месту жительства, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, а для лиц, не достигших 14-летнего возраста - свидетельство о регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом Федеральной миграционной службы (п.57 Перечня).
Вместе с тем, абз. 2 п. 2 Перечня установлено, что при отсутствии места жительства на территории Российской Федерации необходим документ, подтверждающий место пребывания на территории Российской Федерации.
Документом, подтверждающим место пребывания на территории Российской Федерации гражданина РФ, является свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации.
Согласно, ответу Управления за N 7352/09-22 от 13.11.2017 пенсия приостановлена в связи с отсутствием документа, подтверждающего постоянное проживание на территории Российской Федерации, поскольку ФИО1 зарегистрирован по месту проживания до 4.08.2020 года (л.д.16 оборот).
В данном случае, как усматривается из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Лысова О.П. при подаче заявления о назначении ФИО1 социальной пенсии по инвалидности и установлении ей ежемесячной выплаты, как родителю осуществляющему уход за ребенком инвалидом представила ответчику все необходимые документы, как то: свидетельство о рождении ребенка, справку МСЭ, паспорт гражданина РФ (без отметки о регистрации по месту жительства), свидетельства о ее регистрации и регистрации ребенка инвалида по месту пребывания на территории Российской Федерации, действующее до 4.08.2020 года.
Поскольку Лысовой О.П, соблюдены вышеприведенные требования действующего законодательства в части представления для назначения социальной пенсии документов, в том числе, подтверждающего место пребывания на территории Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и нарушающим конституционные права ФИО1 отказ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алуште Республики Крым в назначении ребенку-инвалиду, социальной пенсии, по мотиву отсутствия документа, подтверждающего его постоянное проживание на территории Российской Федерации.
Приведенные Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Алуште Республики Крым в апелляционной жалобе доводы о том, что для назначения социальной пенсии по инвалидности в обязательном порядке требуется предоставление исключительно документа о постоянном проживании в Российской Федерации, являются несостоятельными и основаны на неверном толковании вышеприведенных норм действующего законодательства.
По мнению судебной коллегии, разрешая спор, суд первой инстанции, на основании положения ст. 27 Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713, правильно исходил из того, что сам по себе факт регистрации гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации или отсутствие таковой не порождает для него каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации его прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не усматривается, поскольку при разрешении спора судом полно и всесторонне исследованы и оценены в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные доказательства, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются исследованными доказательствами. Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Вместе с тем, учитывая, что ответчиком в нарушение ч. 4 ст. 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.п. 9 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N "О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" не оплачена государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы, судебная коллегия считает необходимым взыскать с Государственным учреждением - Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей, за рассмотрение апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 25 декабря 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Алуште Республики Крым - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Алушта Республики Крым в доход местного бюджета государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 3000 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.