Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Авериной Е.Г.
судей: Синани А.М. и Харченко И.А.
при секретаре: Чирко А.Л.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. апелляционные жалобы Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) и представителя Лучины В.А. - Обозинцевой Ольги Леонидовны на решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 10 апреля 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Лучина Виктора Анатольевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) о признании неправомерным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, возложении обязанности включить в стаж работы определенные периоды и назначить досрочную пенсию по старости,
УСТАНОВИЛА:
Лучина В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) указав, что 12 августа 2016 года обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии на льготных условиях. Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 19 августа 2016 года N 1 истцу отказано в назначении пенсии по Списку N2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N N400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимого специального стажа. В решении ответчик указал, что страховой стаж составил 26 лет 5 месяцев 15 дней, стаж работы на льготных условиях - 1 год 6 месяцев. Полагая данное решение незаконным, истец просил решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 12 августа 2017 года N 1 отменить, включить в специальный трудовой стаж периоды работы в Красноперекопском АТП - 11117 с 16 февраля 1984 года по 08 мая 1985 года и с 13 июня 1986 года по 31 октября 1986 года в должности электрогазосварщика 5-го разряда и обязать ответчика назначить досрочную пенсию с 12 мая 2016 года.
Решением Красноперекопского районного суда Республики Крым от 10 апреля 2018 года исковые требования Лучина В.А. удовлетворены частично.
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) от 12 августа 2016 года N 1 об отказе в назначении Лучине Виктору Анатольевичу досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" признано частично неправомерным.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республике Крым (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж Лучина Виктору Анатольевичу, 12 мая 1961 года рождения, период работы с 18 июля 1979 года по 25 февраля 1980 года в должности газоэлектросварщика третьего разряда в Автобазе N 1 Крымского производственного автотреста; период работы с 11 марта 1980 года по 16 мая 1980 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в Армянском оросительном участке Красноперекопского управления оросительных систем, период работы с 29 июля 1982 года по 30 ноября 1982 года в должности электрогазосварщика 5-го разряда в Красноперекопском управлении оросительных систем, период работы с 18 декабря 1982 года по 14 мая 1983 года в должности электрогазосварщика 5-го разряда в отделении N 2 совхоза "Герои Сиваша", период работы с 16 февраля 1984 года по 08 мая 1985 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в Красноперекопском автотранспортном предприятии N11117, период работы с 01 августа 1985 года по 02 июня 1986 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в Красноперекопском межхозяйственном производственно - эксплуатационном предприятии по энергетике и электрофикации сельского хозяйство "Сельхозэнерго", период работы с 13 июня 1986 года по 31 октября 1989 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в ремонтно механических мастерских Красноперекопского автотранспортного предприятия N1117, период работы с 07 ноября 1989 года до 12 мая 1990 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда на производственном участке N1 в Строительном управлении "Спецстрой" треста "Тенгизнефтестрой", период работы с 12 июня 1990 года по 09 января 1991 года в должности электрогазосварщика 5-го разряда в бригаде теплотехников в Совхозе "Герои Сиваша", период работы с 03 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в подсобном хозяйстве Производственного
объединения "ЗИФ", а также 116 рабочих дней (3 месяца 26 дней) за период работы с 06 января 1998 года по 24 сентября 1998 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в механическом цехе филиала ОАО "Талвис" - спиртзавод "Волковский".
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представителем истца Лучины В.А. - Обозинцевой О.Л. подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об частичной отмене решения суда первой инстанции и удовлетворении требований истца в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы схожи с доводами искового заявления, истец настаивает на удовлетворении его требований в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчиком государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой ставиться вопрос об отмене решение суда первой инстанции и принятии по делу нового решения, об отказе в удовлетворении искового заявления в полном объеме.
В качестве доводов апеллянт указал, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку нет законных оснований для включения периодов работы Лучину В.А. в соответствии п.2 ч.1 ст.30 Закона N400-ФЗ по основаниям того, что им не представлено надлежащих доказательств работы полный рабочий день, не указан вид сварки, а также должности поименованные в Списке N2, не соответствуют должностям, которые занимал истец, в связи с чем полагали, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На заседание судебной коллегии истец и его представитель, представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Представителем ответчика направлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие пенсионного органа. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части.
На основании статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 2 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), периодами, дающими право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Право на льготное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда было предусмотрено и подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции следует, что 12.08.2016 года Лучина В.А. обратился в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 12 августа 2016 года N 1 Лучина В.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400- ФЗ, в связи с отсутствием необходимого специального стажа 12 лет 6 месяцев. По представленным документам страховой стаж составил 26 лет 5 месяцев 15 дней, из них по Списку N 2 - 1 год 6 месяцев. В связи с отсутствием льготного стажа, права на назначение досрочной пенсии не имеется. В решении указывается, что при назначении истцу досрочной пенсии по Списку N 2 в стаж не учтены периоды работы истца, так как в представленных истцом справках имеются расхождения в наименования профессии, не указаны сведения о характере выполняемых работ, не указана занятость полного рабочего дня, не содержатся сведения о работе на резке и ручной сварке, полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности согласно Постановлению Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991года, должность "газоэлектросварщик", не поименована в Постановлении N1173 от 22.08.1956 г.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях", пришел к выводу о законности исковых требований в части периодов имевших место до 01.01.1992 года, отменив решение пенсионного органа в части исключения периодов имевших место до указанной даты.
Проверяя законность решения суда в указанной части по доводам апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с подп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
В соответствии со Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров от 22 августа 1956 г. N 1173, в разделе ХХХП "Общие профессии" предусмотрены "газосварщики и их подручные", а также "электросварщики и их подручные".
В п. 5 разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.04.1976 г. N 5/8 "О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" указано, что помещенные в списки N 1 и N 2 "Общие профессии" относятся ко всем отраслям народного хозяйства.
Указанными разъяснениями закреплено право назначения по Списку N2 досрочной пенсии электросварщикам, занятым на автоматической и полуавтоматической электросварке под слоем флюса, как электросварщикам и их подручным.
Право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, правил исчисления выслуги для назначения пенсий предоставлялось Министерству труда РСФСР Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" (пункт 2).
В порядке реализации этого права были даны разъяснения о порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, утвержденные приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235, а также издано постановление Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснений о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78, 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Применяя названные разъяснения при разрешении вопроса о включении в специальный стаж периодов работы Лучины В.А. с 18 июля 1979 года по 25 февраля 1980 года в должности газоэлектросварщика третьего разряда в Автобазе N 1 Крымского производственного автотреста; с 11 марта 1980 года по 16 мая 1980 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в Армянском оросительном участке Красноперекопского управления оросительных систем; с 29 июля 1982 года по 30 ноября 1982 года в должности электрогазосварщика 5-го разряда Красноперекопского управления оросительных систем; с 18 декабря 1982 года по 14 мая 1983 года в должности электрогазосварщика 5-го разряда в отделении N 2 совхоза "Герои Сиваша"; с 16 февраля 1984 года по 08 мая 1985 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в Красноперекопском автотранспортном предприятии 11117; с 01 августа 1985 года по 02 июня 1986 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда Красноперекопского межхозяйственного производственно-эксплуатационного предприятия по энергетике и электрофикации сельского хозяйство "Сельхозэнерго"; с 13 июня 1986 года по 31 октября 1989 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в ремонтно-механических мастерских Красноперекопского автотранспортного предприятия N 11117, Красноперекопского АТП 34332, Красноперекопского АТП 14332; с 07 ноября 1989 года до 12 мая 1990 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда на производственном участке N1 Строительного управления "Спецстрой" треста "Тенгизнефтестрой", Строительного Управления "Сантехмонтаж" треста "Тенгизнефтестрой"; с 12 июня 1990 года по 09 января 1991 года в должности электрогазосварщика 5-го разряда в бригаде теплотехников в Совхозе "Герои Сиваша"; с 03 декабря 1991 года по 31 декабря 1991 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в подсобном хозяйстве Производственного объединения "ЗИФ"; 116 рабочих дней (3 месяца 26 дней) за период работы с 06 января 1998 года по 24 сентября 1998 года в должности газоэлектросварщика 5-го
разряда в механическом цехе филиала ОАО "Талвис" - спиртзавод "Волковский", суд первой инстанции обоснованно принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 29 января 2004 г..N 2-П и согласно которой, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Поскольку пенсионное законодательство, действовавшее в период работы истца до 31.12.1991 года, не предусматривало дополнительной проверки постоянной занятости работника в течение полного рабочего дня на работах с условиями труда, предусмотренными списками, довод пенсионного органа об отказе во включении в специальный стаж периодов вышеуказанной трудовой деятельности истца ввиду отсутствия документального подтверждения его занятости на указанных работах в течение полного рабочего дня является неправильным, основанным на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон.
Материалами дела подтверждается работа Лучина А.В. на работах с тяжелыми условиями труда в указанные судом периоды, а именно: дипломом Б N 205517 выданным 02 июля 1979 года на имя Лучина Виктора Анатольевича, о том, что он в 1979 году окончил среднее профессионально-техническое училище N 20 пос.Армянск Крымской области, получил профессию электрогазосварщика и ему присвоена квалификация электрогазосварщика третьего разряда; записями в трудовой книжке о периодах работы истца; архивными справками (л.д.100-110), выданными на основании приказов, табелей учета рабочего времени и личных карточек Т-2.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы пенсионного органа, районным судом обоснованно в качестве доказательств, подтверждающих особенности работы истца в спорные периоды, приняты документы и справки.
Сведения, указные в трудовой книжке истца и в других представленных им доказательствах, являются достаточным документальным подтверждением его постоянной занятости на работах с тяжелыми условиями труда, в связи с чем, районный суд пришел к обоснованному выводу о включении в специальный стаж истца оспариваемых периодов работы.
Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено доказательств, в обосновании доводов апелляционной жалобы.
Разрешая доводы апелляционной жалобы истца относительно его периодов работы имевших место после 31.12.1991 года, то районный суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о включении в подсчет специального стажа периодов работы истца с 01 января 1992 года по 15 декабря 1992 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в подсобном хозяйстве в Производственном объединении "ЗИФ"; с 25 декабря 1992 года по 27 января 1993 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в Акционерном обществе "Высокинское"; с 01 апреля 1994 года по 02 января 1995 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда в действующих цехах с вредными условиями труда в ООО "Рекос"; с 20 августа 2001 года по 01 сентября 2001 года в должности электрогазосварщика 5-го разряда в ООО Инженерностроительная компания "Клевер"; с 03 июля 2008 года по 27 июля 2008 года в должности электрогазосварщика 5-го разряда в ЗАО Башмаковский мукомольный завод; с 15 августа 2008 года по 30 октября 2009 года в должности электрогазосварщика в ООО "Эталон-Климат", поскольку с 1 января 1992 года действует Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 N 10, согласно которому в специальный трудовой стаж включается не любая должность электросварщика, а электросварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на резке и ручной сварке.
Доказательств о виде сварки и характере работы истцом в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, с учетом положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязанность стороны доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, судебная коллегия считает, что истцом доказательств, подтверждающих право истца на включение вышеуказанных периодов в подсчет льготного стажа, а именно сведений о характере и условиях работы в спорный период, не представлено.
Вместе с тем, как следует из разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13, суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления. Судам апелляционной инстанции необходимо исходить из того, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует понимать необходимость проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях социальной защиты.
Учитывая установленные нормы права в целях социальной защиты истца судебная коллегия считает необходимым выйти за пределы доводов апелляционной жалобы ответчика и проверить решение суда в полном объеме.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания.
Принимая во внимание содержание заявленных Лучиным В.А. требований, заключающихся в назначении досрочной страховой пенсии по старости, учитывая положения ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имея в виду значение тех прав истца, которые подлежат защите, судебная коллегия полагает, что для правильного разрешения настоящего спора Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) от 12 августа 2016 года N 1 подлежит полной проверке вне рамок тех периодов, о включении которых истец просил в исковом заявлении.
Так, из представленного в материалы дела решения Лучину В.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с работой с тяжелыми условиями труда, из-за отсутствия необходимого специального стажа.
При этом в специальный трудовой стаж не включены периоды его учебы в Армянском ГПТУ с 01.09.1976 года по 02.07.1979 года и период службы в Вооруженных силах СССР с 17.05.1980 года по 31.05.1982 года.
Однако согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 665 от 16 июля 2014 года исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении:
а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б", абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590. Согласно подпункту "з" пункта 109 Положения предусмотрено, кроме работы в качестве рабочего и служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации. При назначении на льготных условиях и в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), период, указанный в подпункте "з" приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В подпункте "б" пункта 16 Положения указано, что на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда по Списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Как усматривается из трудовой книжки, истец проходил обучение в Армянском ГПТУ с 01.09.1976 года по 02.07.1979 года и получил квалификацию электрогазосварщика, что подтверждается дипломом (л.д. 99). С 18 июля 1979 года по 25 февраля 1980 года, он работал в Автобазе N1 Крымского производственного автотреста в должности газоэлектросварщика третьего разряда, а с 11 марта 1980 года по 16 мая 1980 года в должности газоэлектросварщика 5-го разряда на Армянском оросительном участке в Красноперекопском управлении оросительных систем, указанный период, как следует из сведений о стаже, засчитан судом первой инстанции в специальный льготный стаж истца и следовал за периодом его обучения.
В период с 17.05.1980 года по 31.05.1982 года Лучин В.А. проходил воинскую службу в Вооруженных силах СССР.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В этот период также действовало Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, пунктом 109 которого предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсии по старости рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в пункте "к" и "л" данного Постановления, в том числе и период службы в составе Вооруженных сил СССР, приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В соответствии с подпунктом "з" пункта 109 вышеуказанного Положения, действовавшего до 01 января 1992 года, при назначении пенсий по старости на льготных условиях или в льготных размерах периоды обучения в училищах системы государственных трудовых резервов и профессионально-технического образования приравнивались к работе с особыми условиями труда, которая следовала за окончанием периода обучения. Абзацем 4 пункта 109 названного Положения предусматривалось правило о том, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б", "в" пункт 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Судом первой инстанции установлено, что специальный стаж работы истца по Списку N 2, с учетом включенных судом периодов, составляет 9 лет 11 месяцев 25 дней (до 01.01.1992 года - 8 лет 1 месяц 29 дней + период работы с 06 января 1998 года по 24 сентября 1998 года- 3 месяца 26 дней + ранее засчитанный ответчиком - 1 год 6 месяцев). Период деятельности, приравненной к работе, дающей право на досрочную страховую пенсию - 4 года 10 месяцев 16 дней.
Таким образом, продолжительность периодов обучения истца в училище и службы в Советской Армии (4 года 10 месяца 16 дней) не превышает продолжительность имеющегося у Лучина В.А, стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях (9 лет 11 месяцев 25 дней), в связи с чем, суду первой инстанции надлежало включить в специальный стаж истца периоды его учебы в Армянском ГПТУ с 01.09.1976 года по 02.07.1979 года и период службы в Вооруженных силах СССР с 17.05.1980 года по 31.05.1982 года.
В связи с указанными обстоятельствами судебная коллегия считает необходимым обязать ответчика включить в подсчет специального стажа работы Лучине В.А. периоды его учебы в Армянском ГПТУ с 01.09.1976 года по 02.07.1979 года и период службы в Вооруженных силах СССР с 17.05.1980 года по 31.05.1982 года.
Учитывая, что при включении периодов учебы истца в Армянском ГПТУ с 01.09.1976 года по 02.07.1979 года и службы в Вооруженных силах СССР с 17.05.1980 года по 31.05.1982 года в специальный стаж Лучине В.А. он будет составлять более 12 лет 6 месяцев, то Лучине В.А. подлежит назначению пенсия с момента обращения за ней, в связи с чем решение суда в части отказа в назначении пенсии подлежит отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "ИнтернетN, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции истец просил обязать пенсионный орган назначить ему пенсию с момента возникновения на нее права с 12 мая 2016 года, с момента достижения 55 -ти лет.
Вместе с тем, согласно материалам отказного пенсионного дела истцом заявление в пенсионный орган подано 19.08.2016 года(л.д.44).
При установленных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что досрочная страховая пенсия по старости Лучине В.А. должна быть назначена с указанной даты - 19.08.2016 года, а решение в части отказа в назначении пенсии подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 10 апреля 2018 года отменить в части отказа Лучине В.А. в назначении досрочной пенсии.
Принять в этой части новое решение.
Обязать Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) назначить Лучине Виктору Анатольевичу досрочную страховую пенсию по старости с 19 августа 2016 года, включив в подсчет его специального страхового стажа, предусматривающего досрочное назначение пенсии, период учебы в Армянском ГПТУ с 01.09.1976 года по 02.07.1979 года и период службы в Вооруженных силах СССР с 17.05.1980 года по 31.05.1982 года.
В остальной части решение Красноперекопского районного суда Республики Крым от 10 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Лучины В.А. и Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.