Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаинова О.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Могильной А.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шарикова Федора Борисовича к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты, заинтересованные лица - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты, Администрация города Ялты Республики Крым, Сараметов Мустафа Османович о признании незаконными действий и понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Шарикова Федора Борисовича на решение Ялтинского городского суда Республики Крым 04 апреля 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Шариков Ф.Б. обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, выразившиеся в ответе от 23 июня 2016 года N02-08/4494 на межведомственный запрос N01-ф/522; обязать Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым повторно рассмотреть межведомственный запрос N01-ф/522 и предоставить информацию о соответствии места расположения земельного участка, испрашиваемого Шариковым Ф.Б. по адресу: "адрес",
документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования, ссылаясь на то, что решением Массандровского поселкового совета от 27 февраля 2014 года ему было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу бесплатно в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,1500 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес". Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастровый номера N. 19 февраля 2016 года истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав. При рассмотрении указанного заявления был направлен межведомственный запрос в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, на который письмом от 23 июня 2016 года пришел ответ об отказе в согласовании предоставления земельного участка, с указанием на то, что в отделе геодезии департамента выявлено наложение указанного земельного участка, в связи с чем, его границы необходимо откорректировать, при этом решение об отказе принимать преждевременно. Истец считает указанные действия ответчика незаконными, поскольку исходя из содержания ответа, Департаментом была осуществлена проверка на предмет соответствия места расположения объекта действующей градостроительной документации, а именно Генеральному плану пгт. Массандра, утвержденному решением 37-й сессии Массандровского посСовета 6-го созыва N 1 от 23.07.2013 года, каких-либо несоответствий не выявлено, однако в нарушение действующего законодательства предоставление земельного участка в собственность истцу не согласовано.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 04 апреля 2018 года в удовлетворении административного иска Шарикова Федора Борисовича отказано.
Не согласившись с указанным решением, Шариков Ф.Б. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права. Полагает, что отказ ответчика в согласовании предоставления земельного участка в порядке завершения оформления права, уполномоченным органом местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Указывает, что отказывая в согласовании Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым превысил свои полномочия. Кроме того, внесение сведений о земельном участке, расположенном по адресу: "адрес" подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи и свидетельствует об отсутствии наложения границ указанного участка.
В судебном заседании представитель Шарикова Ф.Б. - Орлова Т.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Представитель Сараметова М.О. - Гирин К.С. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Шариков Ф.Б, Сараметов М.О, представители Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты, Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 названной статьи. В частности, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам (подпункт 2 пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ).
Таким образом, нормы главы V.4 Земельного Кодекса Российской Федерации (статьи 39.27 - 39.29 ЗК РФ) являются специальными по отношению к положениям статьи 11.3 ЗК РФ и подлежат применению в рассматриваемом деле.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3 статьи 39.28 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), переоформление прав, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года, а в части 4 - до 1 января 2018 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подаёт в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
Согласно статьи 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78, к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Массандровского поселкового совета от 27 февраля 2014 года Шарикову Ф.Б. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу бесплатно в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,1500 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), по адресу: "адрес".
29 февраля 2016 года Шариков Ф.Б. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка площадью 1500 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования индивидуальное жилищное строительство.
В порядке межведомственного запроса, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым направлен запрос N01-ф/522 в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым.
На указанный запрос Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым дан ответ N02-08/4494 от 23 июня 2016 года, согласно которому, Департамент не согласовывает предоставление земельного участка, поскольку в отделе геодезии выявлено наложение указанного участка, необходимо откорректировать границы земельного участка. Решение об отказе принимать преждевременно.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Департамента, сообщившего в пределах своих полномочий в сфере градостроительства, в порядке межведомственного взаимодействия, информацию о наличии в дежурной схеме сведений о ранее зарегистрированных топогеодезических работах в отношении земельного участка Сараметова М.О. правомерными. Согласно указанного ответа, в отделе геодезии департамента выявлено наложение указанного участка, в связи с чем, необходимо откорректировать границы земельного участка.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым решением Ялтинского городского совета N 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Пунктом 4 Правил определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В соответствии с пунктом 8 указанных Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1. В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Сроки предоставления результатов проверки Департаментом архитектуры с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.
2. В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
В силу пункта 1.1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 28.11.2014 N 123 Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ялты Республики Крым (далее - Администрация), осуществляющим управление в сфере архитектуры, градостроительства.
Согласно пункту 2.2 указанного положения к функциям Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым в том числе относятся: осуществление доступа к информации о деятельности Департамента в установленной сфере; ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Ялта; исполнение иных функций, связанных с осуществлением полномочий в области градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством и актами органов местного самоуправления; осуществление подготовки необходимых документов и материалов, обоснований и квалифицированных рекомендаций к решениям в области градостроительства, архитектуры и застройки городского округа Ялта, в целях урегулирования градостроительной деятельности в пределах установленных Департаменту целей и задач.
Как следует из материалов дела, решением Массандровского поселкового совета от 12 марта 2010 года N11 Сараметову Мустафе Османовичу дано разрешение на разработку проекта по отводу земельного участка в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: пгт. Массандра, в районе завода НПАО "Массандра", ориентировочной площадью 0,0400 га.
Судом первой инстанции установлено, что, при рассмотрении Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта межведомственного запроса, поступившего от Департамента имущественных и земельных отношений относительно испрашиваемого истцом земельного участка было выявлено наличие в дежурной схеме сведений о ранее зарегистрированном (30 апреля 2013 года) Техническом отчете по топогеодезическим работам для установления границ землепользования Сараметова М.О. по адресу: пгт. Массандра, в районе завода НПАО "Массандра", выполненного на основании решения Массандровского поселкового Совета N 11 от 12 марта 2010 года, которым Сараметову М.О. было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 0,0400 га.
В соответствии с информацией, имеющейся в Департаменте архитектуры, испрашиваемый истцом в собственность земельный участок накладывается на земельный участок, проектируемый к отводу СараметовымМ.О, сведения о котором уже внесены в дежурную схему, из которой в установленном порядке на сегодняшний день не исключены.
Согласно решению Ялтинского городского суда Республики Крым от 25 апреля 2018 отказано в удовлетворении иска Сараметова Мустафы Османовича к Администрации города Ялты Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения недействительным и исключении из реестра записи о земельном участке.
Указанным решением от 25 апреля 2018 года установлено, что имеет место пересечение границ ранее поставленного Шариковым Б.Ф. на кадастровый учет земельного участка и земельного участка, проектируемого к отводу Сараметовым М.О.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу, что оспариваемое заключение вынесено Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым в пределах представленных полномочий, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Доказательств, на основании которых истец полагает, что отсутствует наложение границ испрашиваемого земельного участка со смежным земельным участком материалы дела не содержат, истцом не представлены.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы жалобы об отсутствии в качестве оснований для отказа, предусмотренных частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым N38-ЗРК, оснований, указанных Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым, основаны на неверном толковании норм закона, поскольку в соответствии с пунктом 12 Правил предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым 04 апреля 2018 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Шарикова Федора Борисовича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.