Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Ивановой О.В, Харитоненко Н.О.
при секретаре Воробьевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 10 мая 2018 года, которым исковые требования Гадалова Юрия Дмитриевича удовлетворить.
Признан незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области от 13 октября 2017 года о включении Гадалова Юрия Дмитриевича в список детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
На Министерство социальной политики Калининградской области возложена обязанность включить Гадалова Юрия Дмитриевича в список детей -сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.В, объяснения представителя Министерства социальной политики Калининградской области и Правительства Калининградской области - Гагиной М.Б, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Гадалова Ю.Д, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гадалов Ю.Д. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Калининградской области, ссылаясь в его обоснование на те обстоятельства, что 05 октября 2017 года он обратился к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области со всеми необходимыми документами.
13 октября 2017 года Министерством социальной политики Калининградской области вынесено решение ( уведомление N) об отказе истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. Основанием для вынесения отказа послужило, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи (с учетом того, что Ж. признан безвестно отсутствующим), превышает учетную норму; в жилом помещении не проживают граждане, совместное проживание с которыми признается невозможным; указанная квартира в установленном порядке не признана непригодной для проживания.
Истец с указанным решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 27 апреля 2004 года Т. и Ж. лишены родительских прав в отношении сына Гадалова Ю.Д, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
06 сентября 2006 года мать истца Т. умерла.
Постановлением администрации МО "Багратионовский район" от 09 сентября 2004 года N несовершеннолетний Гадалов Ю.Д. помещен в детское государственное учреждение и за ним закреплено жилое помещение по адресу: "адрес".
Согласно поквартирной карточке в указанном помещении зарегистрированы и проживают наниматель Ж, дети нанимателя Ю, И, Гадалов Ю.Д, общая площадь помещения составляет "данные изъяты" кв.м. Между тем, общая площадь на 4 человек должна составлять не менее 48 кв.м. Наниматель Ж. (отец истца, лишенный родительских прав) не лишен и не ограничен в правах на муниципальную квартиру, принятие решения о признании Ж. безвестно отсутствующим не повлияло на его права в отношении квартиры, в которой он до настоящего времени значится зарегистрированным.
Просил иск удовлетворить, признать решение Министерства социальной политики Калининградской области от 13 октября 2017 года незаконным и и отменить. Обязать ответчика включить истца в список детей -сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
Рассмотрев дело, суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Калининградской области, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и в удовлетворении иска отказать. Выражая несогласие с решением суда, продолжает настаивать на приведенных в своих возражениях по существу иска доводах об обеспеченности истца жилым помещением согласно установленной учетной норме исходя из числа лиц, фактически проживающих в жилом помещении, право пользования которым имеется у истца, ссылаясь на аналогичные изложенным при рассмотрении дела обстоятельства. Обращает внимание, что на момент подачи заявления Гадалова Ю.Д. и принятия решения об отказе во включении в Список еще не было отменено решение о признании Ж. безвестно отсутствующим, при этом после установления места нахождения Ж. в муниципальном жилом помещении по адресу: "адрес", Ж. так и не проживает. При таких обстоятельствах считает, что отказ межведомственной комиссии Калининградской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установлении факта невозможности проживания Гадалова Ю.Д. в жилом помещении является обоснованным, в связи с чем у Министерства социальной политики Калининградской области отсутствовали основания для включения Гадалова Ю.Д. в Список.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
При рассмотрении дела судом установлено и объективно подтверждается материалами дела, что истец Гадалов Ю.Д, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители истца Т. и Ж. решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 27 апреля 2004 года лишены родительских прав в отношении сына.
06 сентября 2006 года Т. умерла.
Постановлением главы администрации МО "Багратионовский район" Калининградской области от 09 сентября 2004 года N Гадалов Ю.Д. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
Этим же постановлением за несовершеннолетним Гадаловым Ю.Д. закреплена жилая площадь, расположенная по адресу: "адрес".
Из поквартирной карточки на указанную квартиру следует, что по состоянию на дату обращения Гадалова Ю.Д. с заявлением и на дату рассмотрения дела в квартире зарегистрированы и проживают 4 человека: наниматель Ж, и его дети, в отношении которых он лишен родительских прав: Гадалов Ю.Д, Ю, И. Площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м.
Как следует из материалов дела, иных жилых помещений в собственности, по договору социального найма истец не имеет.
Приказом Министерства социальной политики по Калининградской области от 13 октября 2017 года N было отказано во включении истца в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области. Основанием послужил факт того, что решением Межведомственной комиссии от 13 октября 2017 года N не установлен факт не возможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи нанимателя (с учетом того, что Ж. признан безвестно отсутствующим), превышает учетную норму; в жилом помещении не проживают граждане, совместное проживание с которым признается невозможным; указанная квартира в установленном порядке не признавалась непригодной для проживания.
Разрешая заявленные исковые требования и соглашаясь с их обоснованностью, суд первой инстанции, дав им надлежащую правовую оценку, руководствуясь надлежащими нормами материального права и приняв во внимание наличие у истца права на включение в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал в соответствии со ст.67 ГПК РФ правильную оценку, и подтверждены материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной политики Калининградской области, которые сводятся к несогласию с принятым решением, не опровергают изложенные в судебном постановлении выводы суда.
Статус Гадалова Ю.Д. как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ - до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Таким образом, по смыслу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N159-ФЗ предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в данной правовой норме обстоятельств, в частности, при достижении совершеннолетия.
При этом положениями п. 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действующей до 1 января 2013 года) было предусмотрено право на внеочередное обеспечение жилым помещением указанной категории лиц.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", введенным в действие с 1 января 2013 года, предусмотрено новое правовое регулирование вопросов обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан.
При этом положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ признаны утратившим силу, одновременно введена в действие ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предусматривающая, что предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно новой редакции статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений ( п.1). При этом по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8).
Согласно п.2 статьи 4 названного выше Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 ст. 8 Закона Калининградской области от 28.12.2005 N 714 "Об обеспечении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 года) предусмотрены положения, аналогичные положениям п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, действующего в новой редакции.
Кроме того, в Закон Калининградской области от 03.07.2007 N151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" (в редакции закона от 26.12.2012 г. N 191) с 1 января 2013 года введена глава 6-1, которой урегулированы
вопросы предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанной категории детей. Согласно статье 43-3 указанного Закона ( в редакции, действовавшей с 1 января 2013 года и на момент разрешения спора) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанные в пункте 1 настоящей статьи, включаются в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения.
Порядок формирования данного списка предусмотрен ст. 43-4 Закона, а статьями 43-6 и 43.7 - порядок предоставления и норма предоставления площади жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
4
апреля 2013 г. Правительством Калининградской области принято постановление N 210
"Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу приведенного выше федерального законодательства и законодательства Калининградской области обязанность по предоставлению жилого помещения указанной категории лиц специализированных жилых помещений возложена законодателем на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в данном случае - Правительство Калининградской области.
Вопросы же включения в соответствующий список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, до 1 октября 2013 года решались Министерством образования Калининградской области, а с 01 октября 2013 года, с учетом изменений, внесенных в постановление N 210 Постановлением Правительства Калининградской области от 10 сентября 2013 г. N 673, Министерством социальной политики Калининградской области.
Доводы Министерства социальной политики Калининградской области об отсутствии правовых оснований для включения Гадалова Ю.Д. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области, и соответственно для предоставления ему жилого помещения, со ссылкой на его обеспеченность жилым помещением в соответствии с установленной учетной нормой проверены судом первой инстанции надлежащим образом и признаны несостоятельными.
Апелляционная жалоба также не содержит обоснованные доводы, которые указывали бы на ошибочность вывода суда и могли бы повлечь отмену решения.
Так, частью 1 ст. 43-5 Закона Калининградской области от 03.07.2007 года N 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным при наличии следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признав установленным, что учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории МО "Багратионовский городской округ" установлена 12 кв.м, квартира в которой зарегистрирован и проживает истец имеет площадь "данные изъяты" кв.м, число зарегистрированных и проживающих в квартире 4 человека, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения ( "данные изъяты"/4= "данные изъяты" кв.м.), суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления включить Гадалова Юрия Дмитриевича в список детей -сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Калининградской области.
При этом суд по изложенным в решении мотивам обоснованно не согласился с тем, что обеспеченность истца жилым помещением необходимо исчислять исходя из трех человек, проживающих в указанном выше жилом помещении.
Действительно, решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 09 января 2013 года Ж. признан безвестно отсутствующим.
Вместе с тем, проверяя доводы стороны ответчика, суд правомерно исходил из того, что с учетом положений ст. 43 ГК РФ признание гражданина безвестно отсутствующим не является основанием для прекращения его имущественных прав, интересы безвестно отсутствующего по управлению имуществом должны представлять органы опеки и попечительства; целью признания гражданина безвестно отсутствующим является сохранение имущества безвестно отсутствующего.
При таком положении выводы суда о том, что признание Ж. безвестно отсутствующим само по себе не повлекло лишение его права на проживание и пользование квартирой, являются правильными и основанны на законе.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что после установления места нахождения Ж. и отмены решением Багратионовского районного суда Калининградской области от 12 марта 2018 года решения о признании его безвестно отсутствующим Ж. фактически не проживает в указанном выше жилом помещении, нанимателем которого он является, на правильность постановленного судом решения также не влияют, поскольку в установленном законом порядке вопрос о признании его утратившим право пользования жилым помещением не разрешался, до настоящего времени его право пользования жилым помещением не прекращено.
Таким образом, судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения, не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 10 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.