Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шалиевой И.П,
судей Винниковой Н.В, Роговой Е.С,
при секретаре Вернигоровой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 августа 2018 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Гавриловой Елены Робертовны на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 17 мая 2018 года по иску Гавриловой Елены Робертовны к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района о признании права на заключение соглашения о перераспределении земельного участка, признании незаконным распоряжения.
Заслушав доклад судьи Шалиевой И.П. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителей истца по доверенностям Сергеевой Т.Ю, Азиева Ю.Н, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гаврилова Е.Р. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области о признании за истцом права на заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ****; признании незаконным распоряжение администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 февраля 2017 года N 28 "Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка".
В обоснование заявленных требований указала, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, право собственности зарегистрировано 04 июня 2015 года. При этом по периметру площадь земельного участка составляет **** кв.м. В составе земельного участка имеются вкрапления земель муниципального фонда в виде двух квадратных метров площадью каждый 1 кв.м. Постановлением администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 02 сентября 2016 года N 112 утверждена схема земельного участка площадью **** кв.м. Образованный в соответствии с данной схемой земельный участок поставлен на кадастровый учет 22 сентября 2016 года с присвоением ему кадастрового номера ****. Распоряжением главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 февраля 2017 года N 82
Гавриловой Е.Р. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, что влечет невозможность государственной регистрации права собственности Гавриловой Е.Р. на образованный земельный участок. По смыслу ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации отказ в заключении соглашения о перераспределении земельного участка допускается только в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на 10 процентов. Таким образом, отказ администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 февраля 2017 года N 82 является незаконным.
Протокольным определением суда от 25 января 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района (л.д. 143).
Истец Гаврилова Е.Р. в суд первой инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представители истца Гавриловой Е.Р. по доверенностям Азиев Ю.Н, Сергеева Т.Ю. в суде первой инстанции уточенные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района Челябинской области по доверенности Аюпова Г.И. в суде первой инстанции исковые требования не признала.
Представитель Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского района Челябинской области по доверенности Караваев Е.А. в судебном заседании исковые требования не признал.
Представитель третьего лица администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в суд первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Гаврилова Е.Р. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое, ссылаясь на то, что Гавриловой Е.Р. соблюден установленный ст. 39.29 ЗК РФ порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков,
находящихся в частной собственности. Выводы суда о том, что испрашиваемый земельный участок входит в зону санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Перечень земельных участков, ограниченных в обороте приведен в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, данный перечень является исчерпывающим, ни под один пункт данного перечня испрашиваемый земельный участок не подпадает, в том числе подпункт 14, на который сослался суд в решении. Земельный участок не подпадает во второй пояс санитарно-защитной зоны, установленной в п. 2.3 СанПиН 2.1.4.1110-2 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Постановление Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465, на которое ссылается суд, было принято во исполнение требований ст. 98 Водного кодекса РСФСР 1972 года, который устанавливал зоны санитарной охраны без соотношения с санитарно-эпидемиологическим законодательством, и не подлежит применению к возникшим правоотношениям. Не ясна цель отказа, фактически земельный участок с кадастровым номером: **** находится во владении истца. Нормы ЗК РФ являются специальным Федеральным законом, допускающим в данном случае возможность приобретения земельного участка в собственность, пусть и с сохранением тех ограничений, которые установлены в реестре. Эти нормы имеют приоритет перед статьей 27 ЗК РФ (л.д. 208,213-217).
Истец Гаврилова Е.Р, представители ответчиков администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области, представитель третьего лица администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, информация о судебном заседании заблаговременно была размещена на официальном сайте Челябинского областного суда, в связи с чем, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гаврилова Е.Р. на основании договора купли-продажи от 04 июня 2015 года (л.д. 112), соглашения о разделе долей земельного участка от 26 мая 2015 года (л.д. 110) является собственником земельного участка с кадастровым номером **** площадью **** кв.м по адресу: ****, право собственности истца зарегистрировано 04 июня 2015 года. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 14 сентября 2014 года, границы установлены, участок образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером **** (л.д. 92-103 - межевой план), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 13.11.2017 (л.д. 21-22).
Постановлением администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 02 сентября 2016 года N 172 утверждена схема расположения земельного участка общей площадью **** кв.м, исходный кадастровый номер ****, расположенного по адресу: **** для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов (л.д. 34-35).
На основании вышеуказанного постановления в связи образованием одного земельного участка путем перераспределения земельных участков с кадастровым номером **** и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кадастровым инженером ООО "Гео-Кадастр-Сервис" 16 сентября 2016 года подготовлен межевой план земельного участка площадью **** кв.м (л.д. 25-32).
На кадастровый учет 22 сентября 2016 года поставлен земельный участок с кадастровым номером **** площадью **** кв.м, сведения об объекте имеют статус "временный", дата истечения срока действия временного характера 23 сентября 2021 год. На часть участка площадью **** кв.м зарегистрированы ограничения прав, предусмотренные "Правилами охраны электрических сетей до 1000 вольт", утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 11 сентября 1972 года N 667, а также весь участок зарегистрированы ограничения прав, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Совета Министров РСФСР "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска" от 02 сентября 1977 года, граница второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище", зона с особыми
условиями использования территории, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 22.09.2016 (л.д. 172-176).
25 января 2017 года Гаврилова Е.Р. обратилась в администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером **** общей площадью **** кв.м, приложив кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером **** от 22 сентября 2016 года, свидетельство о регистрации права на земельный участок с кадастровым номером ****, кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером **** от 14 сентября 2014 года, постановление администрации Саргазинского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 02 сентября 2016 года N 172, соглашение и договор купли-продажи, выписку из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером ****, уведомление об отсутствии зарегистрированных прав на земельный участок с кадастровым номером **** (л.д. 170-189).
Распоряжением администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 февраля 2017 года N 82 Гавриловой Е.Р. на основании ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п.п.4 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка из категории "земли населенных пунктов" с кадастровым номером **** общей площадью **** кв.м, расположенного по адресу: ****, для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 37).
Согласно положению о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района комитет является отраслевым (функциональным) органом Сосновского муниципального района Челябинской области, созданным с целью решения вопросов местного значения Сосновского муниципального района Челябинской области в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимися в государственной собственности и собственности Сосновского района, земельных и кадастровых отношений, в соответствий с законодательством Российской Федерации, а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности (л.д. 149-150).
Согласно ответу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района от 12 февраля 2018 года N 376 администрацией Сосновского муниципального района Челябинской области законно принято распоряжение от 28 февраля 2017 года N 82, поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости
земельный участок с кадастровым номером **** полностью входит в зону "II пояс зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища". Указанная водоохранная зона установлена Постановлением совета Министров РСФСР "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения "Шершневское водохранилище" от 02.09.1977 N 465 (л.д. 168).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Гавриловой Е.Р, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером **** полностью расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище", относится к категории земель, ограниченных в обороте, в связи с чем распоряжение администрации Сосновского муниципального района Челябинской области от 28 февраля 2017 года N 28 является законным и обоснованным, и оснований для заключения с истцом соглашения о перераспределении спорного земельного участка не имеется.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда, что испрашиваемый земельный участок входит в зону санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, перечень земельных участков, ограниченных в обороте приведен в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, данный перечень является исчерпывающим, ни под один пункт данного перечня испрашиваемый земельный участок не подпадает, в том числе подпункт 14, на который сослался суд в решении, земельный участок не подпадает во второй пояс санитарно-защитной зоны, установленной в п. 2.3 СанПиН 2.1.4.1110-2 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", Постановление Совета Министров РСФСР от 02.09.1977 N 465, на которое ссылается суд, было принято во исполнение требований ст. 98 Водного кодекса РСФСР 1972 года, который устанавливал зоны санитарной охраны без соотношения с санитарно-эпидемиологическим законодательством, и не подлежит применению к возникшим правоотношениям, подлежат отклонению как несостоятельные.
Порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен ст.ст. 39.27 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании подп. 4 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
К числу ограниченных в обороте относятся находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, предусмотрено установление зон санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 4, 5 ст. 18 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно ст. 39 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 с 01.06.2002 введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).
Данные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО), источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02).
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение -защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по
заключению организаций, указанных в п. 1.13 данных СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных (1.14 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся N 9/492 от 12 октября 1976 года утверждена зона санитарной охраны источников водоснабжения Челябинского водопровода -р. Миасс и Шершневского водохранилища, состоящего из двух поясов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 07 сентября 1977 года N 465 "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска" принято предложение Челябинского облисполкома об определении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска в границах согласно приложению.
Вышеуказанные решение и постановление не отменены, не признаны незаконными, соответственно подлежат применению в части, не противоречащей действующему законодательству о санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Границы второго пояса зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища до настоящего времени не изменены.
Из содержания положений СанПиН, Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 03 июня 2006 года N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не следует, что с введением в действие новых санитарных правил границы зоны санитарной охраны, установленные решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся N 9/492 от 12 октября 1976 года, Постановление Совета Министров РСФСР от 07 сентября 1977 года N 465 "Об утверждении зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источника водоснабжения г. Челябинска" отменены.
Согласно сведениям ЕГРН участок истца относится к землям населенных пунктов - для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок с кадастровым номером **** полностью расположен в границах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения "Шершневское водохранилище", что следует из кадастрового паспорта на земельный участок и выкопировки из дежурной кадастровой карты, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о перераспределении земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Гавриловой Е.Р. соблюден установленный ст. 39.29 ЗК РФ порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка явилось нахождение земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны Шершневского водохранилища.
Ссылки в апелляционной жалобе о том, что не ясна цель отказа, фактически земельный участок с кадастровым номером: **** находится во владении истца, нормы ЗК РФ являются специальным Федеральным законом, допускающим в данном случае возможность приобретения земельного участка в собственность, пусть и с сохранением тех ограничений, которые установлены в реестре, эти нормы имеют приоритет перед статьей 27 ЗК РФ, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером ****, из которого истец просит перераспределить участки принадлежит истцу на праве собственности, основанием для заключения с истцом соглашения о перераспределении на земельный участок с кадастровым номером **** не является, поскольку не отменяет наличие охранной зоны, утвержденной еще в 1976 году, не освобождает юридических и физических лиц от обязанности соблюдать требования действующих СанПиН, водного и земельного законодательства при формировании, пользовании и предоставлении в собственность земельных участков в данной зоне, не свидетельствует об отсутствии ограничений на оборот земельных участков, расположенных в 1 и 2 поясах зоны санитарной охраны.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено. Апелляционная жалоба не содержит каких-либо обстоятельств неисследованных судом первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда Челябинской области от 17 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Гавриловой Елены Робертовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.